Сценарий интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Книга осени»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение г. Иркутска детский сад №81
Сценарий интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Книга осени».
Учитель-логопед: Почукаева О.О.
Музыкальный руководитель:
Манетчикова Л.А.
Иркутск 2021 г.
Возрастная группа: 5-7 лет
Вид деятельности: Познавательная и продуктивная.
Форма организации: групповая.
Цель: Создать необходимые условия для развития фонематического восприятия, словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать навык определения первого звука в слове;
- развивать навык образования прилагательного, используя правильное родовое окончание;
- активизация словарного запаса детей;
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, речевой слух, память, мелкую моторику, речевое дыхание;
3) Коррекционно-воспитательные:
- формировать позитивное отношение к окружающему миру;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности и ответственности.
Оснащение: зонтик с перьями, шумелки, листы бумаги для оркестра, карточки с изображением букв, дидактическая игра «Фрукты и ягоды» из фоамирана на липучках, свитки и страницы для загадок, корзина, портфель, шляпа, 15 картонных портфелей с картинками, набор букв, осенние листья, зеленые и оранжевые листья с изображением признаков времен года, две магнитные доски, наряды для девочек (юбки и банты), сундук, корзина с угощениями.
Предварительная работа: Разучивание стихов с двумя девочками (гласные и согласные), шумового оркестра, пальчиковой гимнастики, создание презентации, запись голоса феи.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под музыку, танцуют танец с осенними листьями.
После танца на экране появляется волшебное видео.
Фея (видео): Здравствуйте, дорогие ребята! Я осенняя фея, Фея знаний. Все детки – школьники осенью садятся за парты и получают новые и интересные знания. Вы еще дошколята, но уже умеете учиться, и многое знаете, ведь посещаете занятия в вашем детском саду. А вы знаете, для чего вы учите буквы и звуки? Чтобы научиться читать! Я предлагаю вам сегодня прочитать мою самую интересную и познавательную книгу, в которой вас ждут приключения, загадки и задания. Но для этого нужно найти все ее страницы. Их я спрятала в вашем зале, а найти их помогут мои загадки.
Логопед: Ребята, вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Для нас первая загадка.
1 Загадка: Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами,
Головной убор-загадка,
Есть у мамы нашей……(шляпка)
Правильно, шляпка! А искать шляпку в зале будут только девочки.
Дети находят шляпу, в которой спрятан книжный лист (на листе нарисованы буквы).
Логопед: Дети, тут буквы. А буквы и звуки, мы знаем, есть гласные и согласные.
Выходят две девочки-буковки в красном и синем платье. Читают стихи о буквах.
Логопед: Сейчас буквы с нами поиграют в интересную игру «Хоровод звуков».
Дети стоят в кругу, водят хоровод, поют песенку.
Дети поют: Водим, води хоровод
И танцует весь народ
Буквы знаем мы уже.
А, Б, В, Г, Д. Е, Ж.
На проигрыш дети под музыку передают друг другу таблички с буквами. Когда останавливается музыка, дети разбегаются на две команды. Команда - гласные и команда - согласные.
Логопед: Очень веселое задание и игра получились у нас. Мы перелистываем страницу книги и ищем ответ на вторую загадку.
2 загадка: Недавно клад мы отыскали,
Еле-еле откопали.
Как приятен монет звук,
Когда их целый…..(сундук)
Сундук открывают мальчики, в чьих именах есть звук «а».
На листе изображение осени и лета.
Логопед: Ребята, мы с вами недавно проводили лето. Это замечательное время года. А встретили осень, она очень красивая. Давайте поиграем в игру «Какая осень? Какое лето?» Дети по очереди на мольберт с изображением времени года выставляют картинки с признаком времени года и называют прилагательное, образованное от существительного на картинке.
Осень - золотая, дождливая, листопадная, ветреная, туманная, урожайная.
Лето – солнечное, жаркое, веселое, зеленое, яркое, цветочное.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Давайте сделаем музыкальную паузу и сыграем с вами бумажный осенний оркестр.
Логопед: Какой яркий и веселый оркестр у нас получился. Но нам пора искать третью подсказку. Посмотрите на экран и послушайте третью загадку.
3 загадка: Ох, на нем не сосчитать
Черно-белых клавиш,
А начнешь на нем играть-
Ты себя прославишь.
Дети находят свиток, который лежит на пианино. На листе изображен зонтик. Логопед предлагает провести с детьми дыхательную гимнастику «Дождинки».
Первая подгруппа встает вокруг логопеда, под зонтик. Дождинки - голубые перышки на нитке. Дуют на перья под музыку. Вторая подгруппа создает шум дождя с помощью колокольчиков.
На экране снова появляется книга, перелистывается страница и появляется четвертая загадка.
Логопед: Ну что ребята, давайте с вами отгадаем 4 загадку.
4 Загадка: Когда за грибами ты в рощу идешь,
Ее непременно с собою возьмешь. (корзина)
Дети находят корзинку с листом, на котором изображены фрукты.
Логопед предлагает провести игру «Что мы любим?»
Дети по очереди выходят к столу, срывают фрукт или ягоду, называют его. Затем по выбору готовят конфету, сок или компот. Отвечают полным предложением, употребляя правильное прилагательное. (Я люблю малиновую конфету. Я приготовил апельсиновый сок. Я люблю яблочное повидло.) Игра направлена на развитие лексики и грамматики.
Музыкальный руководитель: А еще мы с ребятами знаем пальчиковую гимнастику «Компот». Давайте мы его с вами сейчас сварим, покажем, как это делаем. И угостим весь детский сад.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, В руки берут ложку, мешают
Фруктов нужно много вот. Руками делая круг, показывая кастрюлю
Будем я блоки крошить «Крошат яблоки на тёрке»
Грушу буде мы рубить «Рубят грушу ножом»
Отожмём лимонный сок Сжимание и разжимание ладоней
Слив положим, сахарок Хлопки по коленям
Варим, варим мы компот В руки берут ложку, мешают
Угостим честной народ Показывают ладони
На слайде появляется новая страница, логопед читает загадку.
5 загадка: За плечами первоклашки
Чудо-дом закрыт на пряжки (Потрфель)
Логопед: Правильно, дети. Это портфель.
Дети находят спрятанный портфель, в нем изображения школьного ранца с разными картинками и набор букв.
Логопед: Фея прислала нам уже школьное задание, но мы справимся, ребята?
Каждый ребенок определяет, с какой буквы начинается его слово из ранца, выкладывает соответствующую букву.
По завершению задания на экране снова появляется Фея, благодарит и хвалит детей за умения и старания, предлагает найти в листве корзинку с угощениями.
Логопед: Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями.
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, до свидания!