12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Викторовна80
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР) Тема: «Поможем Буратино!» (с элементами логоритмики)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение













Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)


Тема: «Поможем Буратино!»

(с элементами логоритмики)









Составитель:

воспитатель

Маева Наталья Викторовна


























г. Екатеринбург.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию интонационной стороны речи (с элементами логоритмики)


Тема: «Поможем Буратино!»

Задачи

1.Образовательные:

-учить детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи;

-практиковать детей в умении выделять ударный слог в слове;

-продолжать учить детей эмоционально и выразительно читать наизусть стихотворения;

-упражнять детей в умении выполнять движения и выражать мимикой эмоции в соответствии с ритмом и текстом музыкального произведения.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать умение изменять окраску голоса в соответствии с предлагаемыми требованиями и ситуацией;

-передавать голосом эмоциональные переживания и чувства.

-развивать просодические компоненты речи (ритм, тембр, интонацию, силу голоса).

3.Воспитательные:

-воспитывать у детей положительную мотивацию к выполнению заданий;

-воспитывать у детей чувство товарищества и взаимопомощи.


Тип НОД: подгрупповое

Вид НОД: фонетическое


НОД рассчитано на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих диагноз ОНР (ТНР) I года обучения.


Материалы и оборудование:

1.Технические средства обучения: интерактивная доска.

2.Видеопрезентация с тематическими слайдами.

3. Раздаточный материал:

-карточки со знаками ( ! ) ( ? ) ( . );

-предметные картинки из пособия «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста», Т.Б.Филичевой, Т.А.Чиркиной;

-карточки-символы для отстукивания ритма (I III) (II III) (III I).

-«Пальчиковый театр»


Предполагаемый результат:

Дети будут уметь изменять тембр голоса, интонацию, различать и воспроизводить ритмические структуры. Просодические компоненты речи будут более развиты.



Ход НОД:


Организационный момент.

Воспитатель:

-Сегодня нас ждёт что-то очень интересное и занимательное. Вы все смотрели фильм «Приключения Буратино?».

Дети: Да!


Слайд 1. «изображение - Буратино»

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости пришёл Буратино, он хочет нам что-то сказать, послушаем его.

(выходит мальчик в роли Буратино)

Буратино: «Здравствуйте ребята! Карабас-Барабас заколдовал голоса Мальвины, Пьеро и Артемона. Голоса у них стали одинаковые! Теперь их никто не понимает и не различает! И они теперь не смогут показывать спектакли!»

Воспитатель:

- Ребята! Давайте поможем Буратино! Мы научим его друзей говорить правильно, выразительно. Вы согласны?

Дети: Да!

Основная часть.


1.Задание: «Различение и воспроизведение тембра голоса».


Слайд 2. (изображение - Артемон)

Воспитатель: А вот и Артемон (выходит ребёнок в роли Артемона).

Артемон: «Ребята! Я разучился с помощью голоса передавать различные эмоции. Помогите мне! Покажите, как вы это делаете!».

Учитель-воспитатель:

-Хорошо, мы с ребятами покажем, как с помощью голоса можно передавать различные чувства и эмоции!


Слайд 3 (изображение - семья)

Воспитатель:

-Кого мы здесь видим?

-А как вы думаете у них голоса одинаковые?

Дети: Нет!

Воспитатель:

-Какие голоса у них, как можно сказать?

Дети в месте с учителем-логопедом характеризуют голоса:

-женский голос - ласковый, нежный

-мужской голос - грубый, низкий

-детский голос - мягкий, звонкий, высокий

-голос пожилой женщины, бабушки - более тихий, протяжный

-голос пожилого мужчины - хриплый, сиплый, более тихий, чем у молодого мужчины.


- А теперь давайте попробуем произнести фразу «Как хорошо, когда тебя кто-то любит» разными голосами.


В этом задании используется пальчиковый театр, дети в соответствии с персонажем проговаривают предложение с разным тембром голоса (члены семьи - мама, папа, дети, бабушка, дедушка)


Далее предлагается поменяться куколками, таким образом, дети озвучивают разными голосами соответствующих персонажей. (Дети говорят фразу: «А как хорошо, когда ты любишь кого-то!»)


А теперь ребята, давайте встанем в круг, и будем говорить друг другу любые добрые слова с выражением.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно сумели изменить голос!


Слайд 4 (подбор изображений - эмоции)

Воспитатель:

-Ребята, давайте перейдём к другому столу

(подходят к столу, на котором заранее разложены перевёрнутые вниз картинкой карточки с изображением человечков с разными эмоциями).


-А сейчас, ребята, переверните картинки, рассмотрите человечков, которые изображают разные чувства и эмоции.


Какие эмоции они отражают


Ах! - радость, восхищение

Ой! - испуг, страх

Ух! - неудовольство

О! - удивление

Эх!- грусть, сожаление


Воспитатель:

-А теперь попробуйте произнести знакомые нам чистоговорки так, как я вас попрошу:

-радостно

-грустно

-удивлённо

-со злостью

-с испугом


Речевой материал (чистоговорки):

-«Лена искала булавку, булавка упала под лавку!»

-«Наш Алёша у машины заменил сегодня шины»

-мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила»


Дети выполняют предложенное задание, читая чистоговорки с разной интонацией.


-Молодцы, ребята! Мы с вами помогли Артемону! И показали ему, как правильно голосом выражать свои эмоции и чувства.

А теперь давайте немного разомнёмся!


Слайд 5 (изображение - Буратино)

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

будто ключик не нашёл.

Что бы ключик нам достать,

надо на носочки встать!

(Дети садятся за столы).


2.Задание: «Восприятие интонации».


Слайд 6 (изображение - Пьеро) Выходит мальчик в роли Пьеро


Пьеро: Ребята, меня никто не понимает, рассказываю ли я, задаю ли я вопрос, или чем-то восхищён. Моя речь стала однообразной! Помогите мне!

Воспитатель:

Ну что же, ребята, давайте поможем Пьеро, научим его говорить так, что бы все понимали его.

Дети: Да!

Воспитатель:

-Слушайте меня внимательно. Я сейчас буду произносить предложение с разной интонацией, а вы покажите мне соответствующий знак. Хорошо?


Слайд 7 (Знаки - "!" - "?")

Учитель-логопед произносит фразу «Сегодня безоблачное небо»

Дети поднимают карточки (лежат в подносиках)

( . ) - вы сказали спокойным, ровным голосом

( ? ) - вы спросили, задали вопрос

( ! ) - вы сказали радостно и громко

Воспитатель:

- А теперь вы скажите это предложение со знаком моей карточки.


Речевой материал

«Артемон, Пьеро и Мальвина – друзья»

«Пьеро влюблён в Мальвину»

(дети произносят эти предложения с разной интонацией в соответствии со знаком)

Воспитатель: Правильно, мы смогли помочь и Пьеро!


Слайд 8 (изображение - Мальвина)


Выходит девочка в роли Мальвины.

Мальвина:

Ребята, я неправильно ставлю ударения в словах. Научите меня, как правильно выделять ударный слог!


Слайд 9 (подбор изображений - предметные картинки)

На экране появляются картинки.


Воспитатель: задание – возьмите с подносика маленькие предметные картинки, назовите этот предмет во множественном числе, назовите и выделите ударный слог голосом.

На слайдах появляются эти предметы во множественном числе (волк-волчата, поросёнок - поросята и др.)


Слайд 10 (подбор изображений - ударные инструменты)

Воспитатель:

-Ребята, а ещё Мальвина в спектаклях всегда отвечала за музыкальное сопровождение.А сейчас она совсем не слышит ритма. Ребята, пожалуйста, научите Мальвину различать ритм. Научите? Хорошо?


-Послушайте какой ритм я отстучу и посчитайте – сколько раз


( I II ) ( IIII II ) ( III III )


А теперь отстучите вы ритм, глядя на свою карточку! (хлопками)

Варианты- на металлофоне, барабане.


Воспитатель: Молодцы! Вы отлично помогли Мальвине!


Ребята, а ещё наши новые друзья совершенно не знают, что значит зарифмовать слово.

А что же это значит? (ответы детей)

«Значит подобрать слово похожее по звучанию, с точно таким же окончанием»

-Научим их

-Да!


Слайд 11 Подбор изображений для рифмы к словам - Мальвина, Пьеро, Артемон

Мальвина: марина, картина, витрина, малина, корзина, балирина, у магазина и др.

Пьеро: ведро, ситро, перо, метро и др.

Артемон: лимон, вагон, патрон, картон

Воспитатель:

: Замечательно!

-Вы молодцы, ребята! Мы с вами справились со всеми заданиями.

-Помогли Буратино и его друзьям!

-Как вы себя чувствуете?

Дети: Отлично!

Воспитатель: :Правда приятно, когда кому-то можешь помочь!

Дети: Да!

Воспитатель: : Ну а теперь наша любимая песня!



«Буратино!» ( логоритмика)


Дети подпевают и выполняют движения в ритм и в соответствии со словами песни.


На голове его колпак - Руки над головой

Хлопки-4р

Но околпачен будет враг - грозят пальчиком

Хлопки-4р

Злодеям он покажет нос -Изображают «носик»
И рассмешит друзей до слез - показывают руками от губ улыбку

Он очень скоро будет тут - руки вперёд (показываем)

Скажите, как его зовут - руки в стороны (показываем)


Бу- 1 хлопок

- Проигрыш - носик

ра-1 хлопок

-Проигрыш - носик

ти-1 хлопок

Проигрыш - носик

но-1 хлопок

Проигрыш - носик

Бу-

ра- хлопки – 4 р.

ти-

но-

Воспитатель:: Вот какие Вы молодцы! Помогли нашим друзьям! И теперь они смогут также, как и раньше показывать кукольные спектакли в своей сказочной стране!





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.