Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Гжельский чайник»

2
0
Материал опубликован 17 April 2021

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию в старшей группе

«Гжельский чайник»

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

Образовательные

Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности.

Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла.

Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии).

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам гжельской росписи, используя знания, умения и опыт, полученные на предыдущих занятиях; заполнить узором большую часть поверхности чайника; рисовать прямой кистью «розаны».

Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма).

Развивающие

Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.

Развивать чувства формы, симметрии.

Развивать мелкую моторику

Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки.

Воспитательные

Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.

Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем.

Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.

Образовательные области:

Художественно эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Методы:

Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

Словесный метод (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

Практический метод



Индивидуальная работа:

Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

Посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки.

Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом

Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

Слушание рассказов об истории происхождения промысла

Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

Предполагаемый результат:

Участие в коллективных работах и мероприятиях

Окрепшая моторика рук

Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

Ход занятия

«Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а почему оно называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

Организационная часть

«Сейчас я вам расскажу сказку о гжельских мастерах. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да!»

-Рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.



Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»



«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные».

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

-Показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров.

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись! Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»



Продуктивная деятельность

«Ребята, посмотрите, на столах стоит много посуды. Давайте ее рассмотрим».

Дети и подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

«Здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки, чайник»

Дети рассматривают посуду

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма.

«Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник? Предполагаемый ответ детей: «Цветком и каймой из точек».

«Где расположен цветок?» Предполагаемый ответ детей: «В середине, на одной стороне посуды».

«Из каких элементов состоит цветок?» Предполагаемый ответ детей: «Серединка и лепестки».

«На что похожи лепестки цветка?» Предполагаемый ответ детей: «На капельку».

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить посуду. А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или придумать свой».

Но, прежде чем приступить к работе, покажите чайники.  (Показ детьми).

ЛОГОРИТМИКА

Вот стоит пузатый чайник-

(надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника)

Очень важный, как начальник.

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки-

Очень хрупкие бедняжки.

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот фарфоровые блюдца-

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки –

Голова на тонкой ножке

(потянулись, руки вверх и сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(вытянули согнутые в локтях руки вперед)



Педагог напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

«Надо рисовать сначала цветок в середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

Анализ занятия



Ребята! Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали, сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель»

П. Синявский

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

«А вы запомнили, из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

«А кто из вас запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине голубым цветом»

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубая роспись».

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. Вы сегодня потрудились на славу! Были очень старательными, усидчивыми и аккуратными. Давайте наши работы поместим на выставку! Полюбуемся красотой своих изделий.





Использованная литература:

Методическая литература:

«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.

«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб.2006.

Наглядно - дидактический материал

«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева Е: Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.- М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. - М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.



t1618653915aa.jpg









t1618653915ab.jpg

t1618653915ac.jpg




t1618653915ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации