12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Оксана Николаевна560
Россия, Владимирская обл., Владимир
8

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие-круиз по Волге»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе по теме:

«Путешествие-круиз по Волге»

(познание, коммуникация)

Тема: «Путешествие-круиз по Волге»

Интегрированные области: коммуникация, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие

Разработала и провела:

Светлова Оксана Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75» г. Владимира

 

Введение:

Занятие в подготовительной группе проводилось в рамках изучения воспитателем темы: «Полиэтнокультурное воспитание как средство позитивной социализации дошкольников»

Для полиэтнокультурного воспитания детей мы создаем развивающую предметно-пространственную среду. Одним из средств поликультурного воспитания дошкольников являются куклы в национальных костюмах (собрана коллекция). Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поясняет требования к действующей Программе. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Куклы в национальных костюмах помогают во всех видах образовательных областей с младшей до подготовительной группы.

В подготовительной группе дети с интересом участвовали в путешествии-круизе по Волге, встречали представителей русского этноса, татарского, калмыцкого этноса. Воспитатель также обратил внимание на города-герои, победу советского народа в результате единства всех национальностей.

Программное содержание:

  1. Расширить представление детей о красоте и богатстве родины- России, закрепить и расширить представления детей о городах и разнообразии этносов, проживающих в Поволжье
  2. Воспитание патриотизма и полиэтнокультуры, толерантности
  3. Развитие любознательности и познавательной мотивации
  4. Введение в словарь новых слов и сочетаний (Волга-матушка, Кострома-государыня, православные церкви, мечеть, народы Поволжья).
  5. Реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: физическая карта России, карта этносов России, куклы в национальной одежде народов и этносов Поволжья, фото-открытки городов на Волге, фильм документальный Волга-Волга (используются отрывки-эпизоды).

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:

Утром воспитатель: дает детям рассмотреть фото открытки разных городов России. Кто был в этих городах? Найдите на карте великую реку Волгу. Какие города стоят на реке Волга?

Совместная деятельность:

Игра в путешествие, ярмарочные гуляния, посещение этнодеревни, игры русские, татарские и калмыцкие

Работа с родителями:

Пополнение фото открыток на тему: достопримечательности городов России, городов, стоящие на Волге (Ярославль. Кострома. Нижний Новгород. Казань Саратов, Волгоград, Астрахань).

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент (3 минуты)

Воспитатель обращает внимание на куклу в национальном костюме Костромской губернии.

Мы уже знакомы с девочкой Настей Кто помнит, из какого города она к нам приезжала в гости? (Из Костромы). Утром мы рассматривали карту России. Вспомните, на какой реке стоит город Кострома? Да. Настя нас приглашает совершить круиз по Волге-матушке.

Скажите, на каком виде транспорта удобно добраться до Костромы. Из этого города начнется наше путешествие (на автобусе). Пока едем до Костромы, которую называют государыня, Настя расскажет о великой реке.

Основная часть (25-27 минут)

Путешествие по реке Волга

-Почему Волгу называют великой? Потому что она действительно велика.

(Демонстрация эпизода фильма о Волге) Начинается Волга на валдайской возвышенности и протекает более 3.5 тысяч километров. Название волга означает светлая. Священная. По берегам реки издавна селились люди, так возникали города. По Волге плывут красивые пароходы, баржи, катера. От истока Волги начинаются великие города Тверь, Ярославль, Кострома. А вот и мы подъезжаем к Костроме.

Кострома

Настя расскажет о своем городе. Кострома-русский город, основанный в 12 веке на реке Волге. Сейчас это центр Костромской области, речной

порт. В городе много исторических памятников, церквей, монастырей. Кострома входит в число городов из «Золотого кольца России»

А сейчас всех гостей города приглашают на главную площадь на Костромскую ярмарку (дети ранее играли в ярмарку). Под веселую музыку наряжаются, коробейники зазывают.

-Как весело играли, как бы нам не опоздать на наш теплоход. А вот и речной вокзал. Отсюда мы отправимся дальше вниз по Волге. Занимайте свои места.

Плес

Из Костромы вниз по течению проплываем город Плес., где творил великий художник. Посмотрите на репродукции картин и вспомните фамилию художника. Да, Исаак Левитан написал много картин под впечатлением Плесских красот. (вспоминаем названия картин).

Нижний Новгород

Подплываем к городу Нижний Новгород. Посмотрите, какие русские народные промыслы зародились в этой местности. (Показ эпизода фильма- Хохломские изделия. Городецкая роспись).

Как много рыбы в Волге -матушке.

Пока плывем, предлагаю собрать разрезанные картинки и угадать, какую речную рыбу поймали-собрали. (сом, карась, щука).

Казань

Пока играли, подплыли к городу Казань. Нас встречает кукла в национальном татарском костюме. Мы тоже с ней уже знакомы. Кто помнит, как ее зовут? Роза расскажет нам о столице Татарстана- городе Казани (отрывок фильма. открытки) В Казани в основном живут татары. Здесь много мечетей и соборов, обратите внимание на казанский Кремль. Роза умеет вышивать. Еще вкусно готовит чак-чак., угощайтесь. Это татарское национальное блюдо. А теперь Роза предлагает нам поиграть в татарскую игру Йозек. Мы ее называем «Колечко». Вставайте.

Видите, наши города находятся друг от друга далеко, название игр разные, а правила одинаковые.

Саратов

А сейчас мы подплывем к городу Саратов. Это город-герой., он награжден медалью за бои, оборону во время Великой Отечественной войны. В этом городе не забывают историю и создали парк Победы (фото военных экспозиций).

В этом же парке находится очень интересная деревенская улица. Она показывает, как дружны народы, выигравшие ВОВ. Здесь есть дома 15 национальностей, населявших в то время страну СССР (русский дом, украинская мазанка с колодцем-журавлем, юрта, дом в восточном стиле, иглу, армянский каменный дом и т.д.) У каждого дома встречает девушка в национальном костюме.

Попробуем узнать, какая кукла, у какого жилища будет встречать гостей. (дети расставляют кукол у своих домов).

 

Волгоград

А мы дольше продолжаем наше путешествие. Проплываем город -герой Волгоград. Здесь стоит известная на весь мир скульптура «Родина-мать зовет» образ женщины, созданный в честь победы в ВОВ.

От Волгограда плывем по Нижнему Поволжью, здесь по побережью живет калмыцкий народ. Нас встречает девушка Уля, что означает рукодельница. (кукла в нац. костюме). Калмыки- свободолюбивый народ. Их называют кочевниками. Ранее они занимались скотоводством, вместе со стадом кочевали-передвигались со своим родом в зависимости сезона. Еще они любили рыбачить. Ну и как всякий народ мастерили, а также собирались и играли в разные игры. Уля нас приглашает поиграть в игру «Загони овец в кошару».

(Правила игры:

Играют по двое детей, в руке каждого герлыга (гимн. палка). Перед каждым по 5-7 «овец» (мячи или надувные шары). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» (обруч), лежащий на расстоянии 3-4-5 м. от игроков. Кто загонит быстрее своих «овец», тот и победит.).

Молодцы! Возвращаемся на теплоход.

Астрахань

Подплываем к Астрахани (эпизод фильма о Волге). Еще через несколько километров великая река войдет в Каспийское море. Это место называют устьем.

А нам пора возвращаться. Обратно полетим на быстром транспорте. Что предлагаете? (на самолете, имитация полета в самолете).

Рефлексия (2 мин)

Что нового у знали о Волге? Вспомните, в каких городах побывали? Какие народы проживают по волжскому побережью?

Итог (3мин)

Несмотря на многообразие народов, проживающих в нашей стране, у нас общая столица Москва. Многие там были и знают ее достопримечательности. В Москве на выставке ВВЦ есть знаменитый фонтан «ДРУЖБА НАРОДОВ». Он отражает единство и дружбу всех людей в нашей стране.

Понравилось путешествие? Наша страна огромна. Подумайте, куда бы еще хотели совершить путешествие? А может быть, кто-то сам захочет рассказать о своих путешествиях по стране и миру.

Список использованных источников:

  1. Крылова Н.М. Детский сал-Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. -Москва: ТЦ Сфера, 2016.-240с
  2. Родной край [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1985. - 238 с. - Библиогр.: с. 236-237. - (в пер.): Б. ц.
  3. Кинокомпания Волга XXI, документальная ода «Волга», https://youtu.be/9OZnSLsw0Kc [электронный ресурс];
  4. Власова И. В., Лукьянченко Т. В. и др. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ // Большая российская энциклопедия. Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 177-205

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.11.20 в 02:46 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный и интересный материал! Следует только изменить название образовательных областей (по ФГОС ДО).
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.