Конспект непрерывной образовательной деятельности «В лаборатории Фиксиков»
Автор: Едемская Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Место работы: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 129 Выборгского района Санкт-Петербурга
Город Санкт-Петербург
«В лаборатории Фиксиков»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием современных приемов технологий исследовательской деятельности: постановка и решение вопросов проблемного характера; опыты; моделирование; фиксация результатов опытов, экспериментов. Материал может быть включен в общую систему работы по экологическому воспитанию дошкольников для их приобщения к экологической культуре, развития познавательной активности и формирования системы элементарных научных экологических знаний.
Цель НОД:
- Расширить представления детей о свойствах воды.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о том, что чистая вода не имеет цвета, вкуса и запаха
- Формировать умение применять обследовательские действия при определении свойств предмета (осмотреть, понюхать, попробовать), делать выводы на основе обследования и озвучивать их в речи
- Ввести в активный словарь детей слова: вода, чистая, прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, опыт, экспериментирование
- Формировать умение понимать схематическое обозначение результатов опытов
- Развивать внимание, мышление, речь
- Воспитывать интерес к экспериментированию
Оборудование и материалы:
Дидактическое пособие «Телевизор» (большой куб, на каждой стороне которого расположено по нескольку липучек для крепления картинок) и набор картинок к нему; наборное полотно с картинками к нему; фартуки по количеству детей; посуда для проведения опытов: стаканы, ложки, таз, контейнер для стаканов, кувшин с чистой водой; 2 небольших контейнера с кусочками лимона и лука; сахар, соль; музыкальное сопровождение.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Дети заходят и садятся на ковер в полукруг.
- Ребята, смотрите ли вы дома телевизор? (Да). А у нас в группе тоже есть телевизор, только не обычный, а игровой, в него можно играть! Вот он. Давайте его включим («включаю» телевизор, «на экране появляются» гайки и винтики – выставляю картинки).
- Что это? Почему нам показывают винтики? Давайте попробуем включить звук, может тогда узнаем? («включаем звук», звучит музыкальная заставка из м/ф «Фиксики»).
- Что это за песенка? Вы узнали ее? (Это песенка Фиксиков). Да, это же нам «Фиксиков» показывают. А вот и они сами! (на экране телевизора винтики «превращаются» в Фиксиков).
- Кто помнит, как зовут Фиксиков? (Нолик и Симка). А чем занимаются Фиксики? (Чинят различные приборы). Да, Фиксики чинят приборы и им очень интересно, как они устроены. А что помогает Фиксикам в ремонте? (Помогатор). Вот и он (на экране появляется картинка).
- Ой, ребята, да ведь он сломан! Не работает! Давайте спросим у Фиксиков, как его починить! (дети задают вопрос). Чтобы починить помогатор, его нужно промыть чистой водой. А какая же вода считается чистой? Надо провести опыт в лаборатории Фиксиков.
- Давайте сначала наденем защитные фартуки, а потом пройдем в лабораторию (дети надевают непромокаемые фартуки и пересаживаются к столу в «лаборатории»).
- Для проведения первого опыта нам понадобятся стаканчики, вода (раздаю стаканчики с водой), а еще нам помогут наши глаза (выставляю картинку с изображением глаз на наборное полотно). Что мы можем сделать глазами? (Увидеть что-то). Посмотрим на воду. Какого цвета вода? (дети высказывают предположения - белая).
- Сейчас ученые Ксюша, Андрей и Тоня с помощью кисточек растворят в своих стаканах немного белой краски, а у остальных ученых вода останется прежней (дети выполняют задание). Что вы скажете про цвет воды теперь? (Вода, в которую добавили краску, стала белой, а вода без краски, оказывается, прозрачная). Давайте проверим: под все стаканчики положим картинки и посмотрим, будет их видно через воду или нет (картинки видны только на дне стаканчиков с чистой водой).
- Какой вывод мы сделаем по первому опыту? Что можно сказать про цвет воды? (она прозрачная). Вывод такой: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. Посмотрите, вот эта карточка говорит нам об этом (показываю карточку с обозначением бесцветности воды). Поставьте ее на доску рядом с картинкой «глаза».
Первый опыт завершен, давайте использованную воду выльем в тазик, а стаканчики положим в контейнер.
- Ох, ребята, а ведь ученые устают, когда целый день работают в лаборатории. Давайте и мы немного передохнем.
(Проводится физминутка).
- Отлично! Теперь можно снова возвращаться в лабораторию.
Для второго опыта нам понадобятся новые стаканчики с водой (раздаю детям стаканчики) и наши ротики (на доску выставляю картинку «рот»). Что мы можем сделать с помощью рта? (Попробовать что-то на вкус).
- Проведем второй опыт. Сейчас одним маленьким глоточком попробуйте воду. Как вы думаете, какой вкус у воды? (дети высказывают предположения). А теперь давайте возьмем маленькие ложечки, добавим в воду сахар или соль и размешаем. Снова маленьким глоточком попробуйте воду. Какая она на вкус теперь? (Сладкая, соленая). Да, и это уже не чистая вода, а вода с сахаром или солью. А у чистой воды есть какой-то вкус? (Нет). Какой вывод можно сделать про вкус воды? (У воды нет вкуса, она безвкусная). Вот эта картинка говорит нам, что вода не имеет вкуса (показываю карточку). Поставьте ее на доску рядом с картинкой «рот».
А сейчас вылейте использованную воду в тазик, а стаканы оставьте у себя на столе.
- Для третьего опыта нам понадобится чистая вода (наливаю) и наши носы (выставляю соответствующую картинку на доску). Что можно сделать с помощью носа? (Понюхать). Понюхайте воду. Чем она пахнет? (дети высказываются). У меня есть две «секретные» коробочки, давайте по запаху определим, что в них (в двух маленьких контейнерах лежат лимон и лук; дети нюхают и отгадывают).
- Да, ребята, так пахнут лук и лимон. А чем пахнет вода? Есть ли у нее свой запах? (Нет). Какой вывод мы можем сделать по третьему опыту? Есть ли запах у чистой воды? (Нет, у чистой воды нет запаха). Эта картинка говорит нам об этом, поставьте ее на доску рядом с картинкой, обозначающей нос.
Выльем воду и уберем стаканы.
- Ребята, мы провели три опыта с водой. Думаю, теперь мы можем сказать Фиксикам, какая вода является чистой. Кто расскажет? (дети рассказывают об опытах с опорой на картинки-схемы).
- Молодцы! Фиксики промыли чистой водой свой помогатор (включаю звук льющейся воды), и он снова заработал! Фиксики снова готовы чинить приборы в наших домах.
- Ребята, а сейчас я открою вам небольшой секрет. У нас, людей, тоже есть свой помогатор, и даже два! Это наши руки. Чем мы можем держать предметы? Починить сломавшееся? Помочь друг другу? (Руками). Значит, руки – наши помогаторы. Давайте и мы промоем их чистой водой в умывальной.
(Дети моют руки, занятие завершается).
Список использованной литературы:
1) Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.
2) Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериентов в детском саду: Пособие для работников дошколных учреждений/ А И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
3) Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
4) Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
5) Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
6) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
7) Интернет-ресурсы.