12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Ольга Александровна899
Учитель-логопед высшей кв. кат. Почетный работник сферы образования РФ. Стаж 25 лет. Окончила дефектологический факультет УрГПУ по специальности олигофренопедагогика и логопедия. Награждена Почетной грамотой Министерства Образования РФ
Россия, Москва
18

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5-7 лет «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»»

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».

Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
  • Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
  • Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
  • Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов

2. Коррекционные:

  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
  • Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
  • Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие памяти при заучивании стихотворения.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.

3. Воспитательные:

  • Расширение экологических знаний детей.
  • Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Оборудование:

  • Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»

    Микрофон

    Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»

    Схемы артикуляционного и акустического анализа

    Макет «Дерево родных слов» с карточками - рисунками однокоренных слов

    Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам

    Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов

    Сюжетная картина «Морж и кенгуру»

Предварительная работа:

подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая  произошла недавно:

Вот Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Давай скажем  также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок - две последние строчки).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?  

Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.

Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)

Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в  игры с компьютером, поиграем в игры "слова-родственники", "слова-друзья", "путаница", придумаем предложения, выучим стихи. 

Логопед:  Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?

Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».

Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.

3. Подготовительная работа.

Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)

«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)

И скорее улыбайся! (улыбаемся)

И не надо удивляться (губы в трубочку)

Поскорей же умываться (облизать губы)

Потянулись (парус)

Подтянулись (грибок)

И нагнулись (блинчик)

И еще раз и вверх и вниз:

кто быстрей – получит приз! (качели)

Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)

Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)

И про брюки не забудь (за нижнюю губу)

Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)

Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)

И кровать бы застелить (за нижние)

Теперь можно пообедать (покусать язык)

Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)

Ну, а сахар - можно ложкой (чашечка)

Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),

хорошенько облизнулись (облизать губы)…

Ждут гулять скорей друзья –

нам опаздывать нельзя (маляр)

Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-

д-д-д-д-д-д»)

Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)

Ты теплее одевайся,

поскорее собирайся».

Логопед: На улице язычок увидел:

«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).

«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)

«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).

4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»

Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.

Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.

Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. (Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).

Логопед:  Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?

Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.

Логопед: Давай.

5. Изолированное произношение звука «Р»

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».

Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.

Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)

6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».

Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):

ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;

ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;

ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;

ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.

Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.

7. Развитие фонематического слуха

Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»

Логопед: Мы  приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?

Ребенок: Русалочка.

Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».

Скриншоты упражнения

Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.

8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»

1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Логопед: Отгадай загадку:

- Сердит, - закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.

- Ударил как! - ворчал другой, поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:

- Ишь какой! Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитым был - вы догадались - кто!

Ребенок: Мороз!

Логопед показывает картинку.

                      2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?

Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.

3. Подбор родственных слов.

Игра «Дерево родных слов»

Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.

Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: Морозилка, мороженое.

Логопед: Если на улице мороз, то день какой?

Ребенок: Морозный.

Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?

Ребенок: Морозит.

4.Подбор слов-синонимов.

Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.

Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?

Ребенок: Холод.

Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).

5. Развитие общей моторики.

Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть - покажем его:

Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)

Не показывай свой нос, (грозим пальцем)

Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)

Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)

А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)

Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)

6. Подбор слов-антонимов.

Игра «Путаница»

Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.

Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Ребенок: Жара – мороз греет - морозит

Печка – морозилка растаяло - замерзло

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Давай потренируем наши пальчики:

Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием

Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)

Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)

А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)

Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении

Введение слова «Мороз» в различные ситуации

Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»

Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера

Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?

Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.

Логопед: Где они живут?

Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.

Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.

Морж спросил у кенгуру:

- Как выносишь ты жару?

- От мороза я дрожу. –

Кенгуру сказал моржу.

Логопед: Давай выучим это стихотворение.

Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.

10. Итог занятия:.

Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?

Ребенок: Б-р-р-р-р.

Логопед: Чему ты сегодня научился?

Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.

Логопед: Что нового узнал?

Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.

Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Борисова Ольга Александровна, 12.11.17 в 08:05 1Ответить Пожаловаться
Я рада, что Вам понравилось занятие.
Ларькова Татьяна Сергеевна, 05.02.19 в 20:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Очень полезный материал!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.