Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5–7 лет «Автоматизация звука "Р" в семантическом поле слова "Мороз"»
Конспект НОД по коррекции звукопроизношения
Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».
Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
1. Образовательные:
- Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
- Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
- Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
- Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов
2. Коррекционные:
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
- Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
- Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
- Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие памяти при заучивании стихотворения.
- Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.
3. Воспитательные:
- Расширение экологических знаний детей.
- Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.
Оборудование:
-
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»
Микрофон
Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»
Схемы артикуляционного и акустического анализа
Макет «Дерево родных слов» с карточками - рисунками однокоренных слов
Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам
Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов
Сюжетная картина «Морж и кенгуру»
Предварительная работа:
подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая произошла недавно:
Вот Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Давай скажем также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок - две последние строчки).
2. Объявление темы занятия.
Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?
Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.
Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)
Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в игры с компьютером, поиграем в игры "слова-родственники", "слова-друзья", "путаница", придумаем предложения, выучим стихи.
Логопед: Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?
Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.
Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».
Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.
3. Подготовительная работа.
Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)
«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)
И скорее улыбайся! (улыбаемся)
И не надо удивляться (губы в трубочку)
Поскорей же умываться (облизать губы)
Потянулись (парус)
Подтянулись (грибок)
И нагнулись (блинчик)
И еще раз и вверх и вниз:
кто быстрей – получит приз! (качели)
Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)
Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)
И про брюки не забудь (за нижнюю губу)
Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)
Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)
И кровать бы застелить (за нижние)
Теперь можно пообедать (покусать язык)
Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)
Ну, а сахар - можно ложкой (чашечка)
Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),
хорошенько облизнулись (облизать губы)…
Ждут гулять скорей друзья –
нам опаздывать нельзя (маляр)
Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-
д-д-д-д-д-д»)
Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)
Ты теплее одевайся,
поскорее собирайся».
Логопед: На улице язычок увидел:
«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).
«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)
«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).
«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).
4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»
Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.
Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).
Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.
Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. (Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).
Логопед: Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?
Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.
Логопед: Давай.
5. Изолированное произношение звука «Р»
Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».
Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.
Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)
6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.
Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».
Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):
ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;
ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;
ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;
ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.
Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.
7. Развитие фонематического слуха
Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»
Логопед: Мы приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?
Ребенок: Русалочка.
Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».
Скриншоты упражнения
Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.
8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»
1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.
Логопед: Отгадай загадку:
- Сердит, - закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.
- Ударил как! - ворчал другой, поглаживая ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:
- Ишь какой! Кусается, как пес.
И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.
В тот день и впрямь сердитым был - вы догадались - кто!
Ребенок: Мороз!
Логопед показывает картинку.
2. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?
Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.
3. Подбор родственных слов.
Игра «Дерево родных слов»
Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.
Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».
Ребенок: Морозилка, мороженое.
Логопед: Если на улице мороз, то день какой?
Ребенок: Морозный.
Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?
Ребенок: Морозит.
4.Подбор слов-синонимов.
Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.
Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?
Ребенок: Холод.
Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).
5. Развитие общей моторики.
Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть - покажем его:
Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)
Не показывай свой нос, (грозим пальцем)
Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)
Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)
А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)
Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)
6. Подбор слов-антонимов.
Игра «Путаница»
Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.
Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.
Ребенок: Жара – мороз греет - морозит
Печка – морозилка растаяло - замерзло
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Логопед: Давай потренируем наши пальчики:
Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием
Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)
Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)
Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)
Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)
А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)
Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении
Введение слова «Мороз» в различные ситуации
Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».
Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»
Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера
Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?
Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.
Логопед: Где они живут?
Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.
Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.
Морж спросил у кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- От мороза я дрожу. –
Кенгуру сказал моржу.
Логопед: Давай выучим это стихотворение.
Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.
10. Итог занятия:.
Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?
Ребенок: Б-р-р-р-р.
Логопед: Чему ты сегодня научился?
Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.
Логопед: Что нового узнал?
Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.
Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.
Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.
Смирнова Маргарита Александровна
Борисова Ольга Александровна
Ларькова Татьяна Сергеевна