Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему занятия: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Технологическая карта занятия
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия: составить анализ действиям и поступкам Серой шейки в ходе чтения рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» и посредством дидактической игры «Серая шейка» на ИКТ оборудовании.
Задачи занятия:
Образовательная:
- отвечать на проблемный вопрос развернутым ответом в процессе проведения беседы по содержанию рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
Развивающие:
- анализировать поведение главного героя;
- произвольно сосредотачивать внимание в процессе соблюдения правил дидактической игры « »
Воспитательные:
- проявлять доброжелательное отношение к другим;
- проявлять доброжелательность и умение договариваться в ходе дидактической игры «»
Дополнительные задачи:
Дидактическая:
- закрепить знания о содержании произведения и названии произведения.
Словарная работа: активизация слова: полынья - пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки.
Планируемый результат занятия:
В ходе занятия дети смогут:
- отвечать на проблемный вопрос «Как вы думаете спаслась ли Серая Шейка?»;
- анализировать главного героя и его поступки в ходе произведения;
- составить анализ.
Подготовительная работа: чтение произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: документ-камера, интерактивная панель, хрестоматия для детей подготовительной группы, иллюстрации.
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Организационно – мотивационный этап | Настроить детей на совместную деятельность. | «Друг» Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). | Подгрупповая. Словесные: беседа, вопросы, объяснения. | Приветствуют друг друга. | Внимание устремлено на воспитателя. Готовы к совместной деятельности. |
2.Основной этап | | ||||
2.1.Этап постановки проблемы | Подвести к формулированию проблемной ситуации «кто помог спастись Серой Шейке?» | На коротких красных лапках Вперевалочку идёт. Любит в озере поплавать И покрякать у ворот (Утка) - Мне очень нравится этот рассказ, когда я прочитала его в детстве я поняла, что дружба это очень важно. Быть надежным другом, приходить на помощь друзьям - это хорошо и правильно. И еще: никогда не нужно терять надежду, помощь порой приходит в последний момент, когда уже не знаешь откуда её ждать. - В рассказе Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», говорится осенью утки собиралась улетать на юг. Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой. Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь. Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье. Они улетели, и Шейка осталась одна. - Дети, как вы думаете, спаслась ли Серая Шейка? - Отлично, запомните ваши ответы, мы к ним еще вернемся. | Подгрупповая, индивидуальная. Словесные: беседа, вопросы, объяснения. | Выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы. | Формулируют проблемную ситуацию. |
2.2.Этап ознакомления с материалом | Изучение нового материала (чтение рассказа). | В рассказе нам встретится слово «полынья», как вы думаете, что оно означает? Чтение рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Куда улетели все птицы? Где осталась Серая шейка? Что случилось с полыньей? Кто пришел на берег? А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка «Стая птиц» Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.) Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.) Шеей крутим осторожно. Шеей крутим осторожно — Голова кружиться может. Влево смотрим — раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.) Головою три кивка. | Подгрупповая, индивидуальная. Словесные: беседа, вопросы, объяснения. Наглядные: рассматривание. Практические: динамическая пауза. | Отвечают на вопросы, внимательно слушают воспитателя, выполняют динамическую паузу. | В ходе изучения нового материала (чтения рассказа), ищут ответ на проблемный вопрос. |
2.3.Этап практического решения проблемы | Практическое решение проблемной ситуации | Эта шторка, но откроется она лишь тогда, когда мы вспомним ТБ работы с интерактивной панелью. Дидактическая «Серая Шейка» Зрительная гимнастика Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. - Ребята, какой фрагмент произведения вам больше всего понравился? Давайте прочтем его еще раз, я начну, а вы продолжите. | Подгрупповая, индивидуальная. Словесные: беседа, вопросы, объяснения. Наглядные: рассматривание. Игровые: дидактическая игра. Практические: гимнастика для глаз. | Отвечают на вопросы, участвуют в дидактической игре, выполняют гимнастику для глаз. | Практическое решение проблемной ситуации. |
3.Заключительный этап | Подведение итогов. | - Вы помните вопрос, на который мы отвечали в начале занятия? Хотите ли вы изменить свои ответы? - Какое произведение мы сегодня с вами прочли? - Кто его автор? - Что вам больше всего запомнилось? - Что вызвало ваше недовольство? - Какой урок вы вынесли из этого произведения? Какова его мораль? | Подгрупповая, индивидуальная. Словесные: беседа, вопросы, объяснения. Практические: игровые упражнения. | Отвечают на вопросы, анализируют деятельность. | Рефлексия |