12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Панькина35
Россия, Пензенская обл., Пенза

Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (III уровня)

Тема занятия: «С Красной Шапочкой в гости к бабушке».

(подгрупповое занятие 4-5 человек, продолжительностью 30 минут)

Цель занятия: Учить детей различать по акустико-артикуляционным признакам звуки [С] – [Ш] изолированно, в слогах, в словах, фразах, тексте.

Образовательные задачи:

- Уточнить и сравнить артикуляцию звуков [С] – [Ш]; дифференцировать их на слух и при произношении изолированно, в слогах, словах предложениях, тексте;

- Упражнять в определении места звуков [С] – [Ш] в словах; в делении слов на слоги; в составлении схемы слов, отличающихся одним звуком.

- Учить подбирать к существительному слова – признаки и слова–действия;

- Упражнять в составлении предложений с определённым словом;

- Упражнять в пересказе рассказа – описания;

- Упражнять в различении правой и левой частей тела.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, произвольное внимание, зрительную и слуховую память, мыслительные операции анализа и синтеза; мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Оборудование: персонажи сказки "Красная Шапочка", изображение кошки; таблица для сравнения артикуляции звуков [С] – [Ш]; таблица для характеристики звуков, карточки для д/и «Назови звук», предметные картинки для д/и «Рифмушки», картинка «солнце», д/и "Накроем стол" (стол, предметные картинки: лимон, конфета, шоколад, кекс, ананас, яблоко, пряник, пастила, салат, груша), д/и "Подарки для Бабушки" (лукошко, сумка, предметные картинки: шаль, бусы, шарф, браслет, кувшин, поднос, шляпа, сковорода, шкатулка, скатерть); цветные магниты для составления схемы слов; мяч; индивидуальные зеркала.

Формы и методы: беседа, пересказ, метод иллюстраций (таблицы, картинки), наблюдение за артикуляцией звуков, знаково-символическое моделирование, использование сказочных персонажей, игровые упражнения, дидактические игры.


 

Ход организации образовательной деятельности

Компоненты образовательной деятельности

Действия педагога

Действия детей

 

Вводная часть(мотивационный компонент)

 

-мотивация

–Здравствуйте, ребята. Любите ли вы сказки? Сегодня на занятии мы отправимся в гости. К кому мы пойдём, вы сейчас догадаетесь сами.

–Из какой сказки эта героиня? (на доску крепится рисунок с изображением Бабушки).

– Где жила Бабушка? (на опушке леса, на краю леса).

Дети смотрят на доску

-целеполагание

– Встанем все и представим, как Красная Шапочка идет по лесу. Покажите, какие там высокие деревья. Подул легкий ветерок (ш – ш – ш). Зашелестели на деревьях листья.

– Подул сильный и холодный ветер. Закачались не только деревья, но и кустарники

Дети поднимают руки и шевелят пальцами вверху.

(с – с – с) (дети шевелят пальцами внизу, а затем садятся).

– О каких звуках мы будем сегодня говорить?

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [С] – [Ш].

Дети опускают руки и шевелят пальцами внизу.

 

Основная часть (операционно-деятельностный компонент)

 

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей индивидуальной и групповой самостоятельной деятельности воспитанников

1.Сообщение темы занятия

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [С] – [Ш].

 

2.Характеристика звуков[С] – [Ш]

Выделение звуков [С] – [Ш] из ряда других звуков на слух.

– Красная Шапочка приглашает вас послушать звуки и определить, есть ли среди них звуки [С] и [Ш]. Если услышите звук [С], то опустите руки вниз, а если услышите звук [Ш], то поднимите руки вверх.

-с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с и т.д.

Дети определяют наличие звуков и выполняют инструкцию.

3.Сравнение звуков [С] – [Ш] по акустико-артикуляционным признакам.

– Возьмите зеркала. Произнесите звук [С]. Какое положение занимают язык и губы при произношении звука [С]? (язык за нижними зубами, зубы сближены, губы "улыбаются", воздушная струя холодная).

(Используется таблица для сравнения артикуляции звуков).

– Что вы знаете о звуке [С]? (согласный, твердый, глухой).

(Используется таблица для характеристики звуков).

–Произнесите звук [Ш]. Какое положение принимают язык и губы при произношении звука [Ш]? (язык поднимается вверх, губы округлены, видно зубы, воздушная струя теплая).

(Используется таблица для сравнения артикуляции звуков).

– Что вы знаете о звуке [Ш]? (согласный твердый, глухой).

– Давайте повторим, что знаем о каждом звуке по таблице.

Звуки [С] – [Ш]

 

[С]

[Ш]

губы

U

O

язык

Дети рассматривают артикуляцию звуков [С] и [Ш] в зеркала и отвечают на вопросы.

4.Произнесение звуков и слогов.

Игра «Назови звук»

– Красная Шапочка предлагает вам отгадать, какой звук она загадала (используются таблицы с изображением артикуляции звуков).

Если стрелочка вниз, то произносим [С], а если вверх, то [Ш]. Смотрите внимательно, называйте звуки старательно:

а) ;

–Если на карточке нарисована улыбка, то произносим [С], а если кружок, то произносим [Ш]:

б) U O O U O.

Дети произносят звуки [С] и [Ш] с опорой на таблицу.

– Красная Шапочка предлагает вам поиграть в игру «Повторюшка» (игра с мячом).

Слушайте внимательно и повторяйте старательно.

СА-ША-СА

ША-ША-СА

СА-ША-ША

ША-СА-СА

Дети бросают мяч и повторяют слоговой ряд.

5.Дифференциация звуков [С] – [Ш] на слух в словах.

– Послушайте внимательно: "Красная Шапочка". Есть ли в этих словах звуки [С] – [Ш]? В названии еще какой героини из сказки "Красная Шапочка" есть такие звуки? (Бабушка – [Ш]).

– Сегодня Красная Шапочка идет на День рождения к Бабушке и приглашает нас пойти вместе с ней.

– Что нам надо взять с собой? (подарки).

Дети отвечают на вопросы.

Игра «Подарки для Бабушки»

– У нас есть сумка и лукошко. Какие подарки положим в сумку? В лукошко? Почему? (каждому ребенку дают по две картинки). Определите место звука в слове (начало, середина, конец).

Дети распределяют предметные картинки на две группы и определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Развитие мелкой моторики.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Во время произнесения дети имитируют двумя руками движения, о которых говорится в стихотворении

Дети встают и выполняют движения руками в соответствии с текстом.

Игра «Накроем стол»

– А сейчас поможем Бабушке накрыть стол. Для этого необходимо из всех блюд выбрать только те, в названии которых есть звуки [С] или [Ш].

Назовите слово, определите наличие и место звуков [С] или [Ш] в слове. Из скольких слогов состоит каждое слово (прохлопайте)? Поставьте угощение на праздничный стол.

Дети распределяют предметные картинки на две группы, определяют место звука в слове, определяют слоговой состав слова.

Бабушка приглашает вас потанцевать.

Физминутка

"Буги-вуги" (выполняем правой, а затем левой рукой)

И ручку правую вперед,

Правую руку выпрямляем перед собой,

А потом ее назад,

Правую руку выпрямляем за спиной,

А потом опять вперед,

Правую руку выпрямляем перед собой,

А теперь ей потрясем.

Трясем правой рукой.

Мы танцуем Буги-вуги,

Поворачиваемся

Поворачиваясь в круге.

вокруг себя.

Дружно хлопаем друзья!

Хлопаем

Шесть, семь, восемь,

в ладоши.

Буги-вуги – хэй!

Поднимаем обе руки вверх,

Буги-вуги – хэй!

Опускаем обе руки вниз

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

6.Дифференциация звуков [С] – [Ш] на слух в словосочетаниях и предложениях

– Бабушка хочет с вами поиграть.

Игра «Рифмушки»

– Она подготовила для вас стихи. Закончите стихи, подобрав нужное слово.

На столе с салатом миска.

Сладко спит в берлоге …..(мишка).

Положили в плошку кашку.

Надевал пожарный …..(каску).

– Найдите слова, которые отличаются одним звуком?

Какими звуками различаются слова?

Дети договаривают пропущенные слова, объясняют различия по смыслу между ними, определяют звуки, которыми они различаются.

Составим схемы слов «кашка» и «каска» на доске.

- Все звуки, кроме[С] – [Ш], в словах «кашка» и «каска» одинаковые. Изменение одного звука привело к образованию нового слова.

Два ребёнка выкладывают с помощью цветных магнитов схемы слов на доске, остальные работают на местах

– Ещё бабушка предлагает вам отгадать загадку.

Весь мир оно обогревает

И усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все ...(«солнце»).

-Скажите, как ласково можно назвать солнце? («солнышко»).

- Подберите слова –признаки к слову «солнышко». Солнышко (какое?)- тёплое, ласковое, высокое, лучистое, приветливое …

-Подберите слова –действия к слову «солнышко».

Солнышко (что делает?)- светит, греет, сияет, слепит…

Дети отгадывают загадку, подбирают к существительному «солнышко» слова –признаки и слова –действия.

–Придумайте предложения со словом «солнышко». Назовите в предложении слова со звуками [С] - [Ш].

Дети придумывают предложения со словом «солнышко» и называют их.

7.Дифференциация звуков [С] – [Ш] на слух в тексте.

–У Бабушки живёт домашнее животное. Я сейчас опишу его, а вы догадайтесь, кто это?

«У Бабушки живет домашнее животное. Зовут это животное Муся. У Муси пушистая шерсть, умные глаза, длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Муся большая, смышленая, она догоняет мышек».

(Логопед показывает картинку).

Дети отгадывают животное по описанию и находят в тексте слова со звуками [С] и [Ш].

-Послушайте рассказ ещё раз и попробуйте назвать все слова со звуками [С] или [Ш].

-Перескажите рассказ.

– Скажем большое спасибо Красной Шапочке и Бабушке за праздник. Им очень понравилось играть с вами.

Дети пересказывают текст.

 

Заключительная часть(аналитический компонент)

 

- подведение итогов

- описание положительных действий воспитанников

 - определение перспективы полученных знаний (выполненной работы; выход на дальнейшую деятельность)

– О каких звуках мы говорили? В чем их отличие? Какие задания вам понравились? Какое задание вам показалось трудным? Поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?

Дети отвечают на вопросы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.