Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Жужжандию»

10
7
Материал опубликован 20 April 2020

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе.

«Путешествие в страну Жужжандия. Звук и буква Ж»


Задачи:

Познакомить с согласным звуком[Ж], его условным обозначением, буквой Ж.

Развивать умение определять место звука в слове, выделять звука Ж из ряда звуков.

Закреплять навык звукового анализа слов.

Развивать инициативу, самостоятельность выполняя задания в квест-игре.

Способствовать развитию мышления, связной речи, интеллектуальных и творческих способностей детей, коммуникативных навыков.


Материал: жемчужины 6 шт, нить, посылка, письмо для детей; браслеты-резиночки с жучками 11 шт.; «трон», изображение Жужука и Жужелины; продукты или картинки (мороженое, пирожок, желе, рожок, жимолость, пирожное; желтый мяч, картинки: жук, морж, ножницы, жаба, жираф, мороженое, жемчужина; звуковые домики (с согласным звуком в разных позициях); игрушки Сова, Буратино; силуэты жуков(6 штук); карточки с заданиями для звукового анализа слова, фишки;

Ход занятия:

Игровая ситуация. (воспитатель показывает детям посылочку)

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, на вахте лежала посылочка для нашей группы. Откроем ее? (ответы детей). Смотрите, письмо какое-то. Прочитаем его? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята, я приглашаю Вас в страну Жужжандия, где вас будут ждать увлекательные задания и приключения. А чтобы вы смогли попасть ко мне в гости Вам нужно превратиться в жуков в этом вам помогут браслеты, которые я прислал. Наденьте браслеты на левую руку, покружитесь вокруг себя и скажите волшебные слова: «Жу-жу-жу – на жука я похожу». Жду вас в гости король Жужук 10.

Воспитатель: Ребята, ну что примем приглашения Жужука, побываем в стране Жужжандия! (ответы детей)

Дети выполняют все действия. (надевают браслеты, кружатся и проговаривают волшебные слова).

Пока дети выполняют действия превращения, выставить «трон», на котором сидит король – жук.

Дети здороваются с ним.

Король- Жужук: Я приветствую вас в стране Жужжандия. Меня зовут Жужук 10. Спасибо, что приняли мое приглашение. Я очень рад, что именно Вы и именно сегодня посетили мою страну. У нас случилось одно несчастье. У моей любимой дочки Жужелины рассыпалось жемчужное ожерелье, когда она пролетала над нашей страной. А сами мы никак не сможем справиться со всеми заданиями и их отыскать.

Сможете ли вы нам помочь, выполнить все задания и отыскать шесть жемчужин и собрать их в ожерелье. (ответы детей)

Тогда вот вам первое задание:

- Есть у меня к вам одна просьба: разъясните мне что такое звук (звуки мы слышим и говорим);

- А тогда, что такое буква (буквы мы читаем и пишем). Жужук благодарит детей.

- А какой же первый звук в моем имени –Жужук.(ответы детей)

- А расскажите мне о моем звуке [Ж], какой он? (дети определяют: согласный, звонкий).

Воспитатель дополняет, что звук[ж]всегда твердый.

Король: С первым заданием вы справились. Вот вам нить, с оставшейся жемчужиной. Время зря не теряйте, все задания дружно и быстро выполняйте. Удачи Вам!

Воспитатель: Ребята, смотрите, а на жемчужине какая-то подсказка. Читаем?

Воспитатель читает: вам нужно отыскать в нашем королевстве такое место, где можно вкусно полакомиться. (Дети определяют место –«Кафе»)

На столе стоит корзинка с продуктами или картинками (мороженое, пирожок, желе, рожок, жимолость, пирожное, корж, на дне под салфеткой жемчужина), рядом меню, в нем находят конверт с заданием.

Задание 2: Ребята, а задание такое нужно эти предметы расселить по звуковым домикам, определив, где в этих словах стоит звук [ж], в начале, середине или конце слова.

Рядом стол, на нем стоят подставки со звуковыми домиками. Дети выполняют задание.

Когда все предметы дети расселяют по домикам, на дне корзинки они находят под салфеткой жемчужину с новым заданием. После того как снимем с нее задание дети вешают жемчужину на нить.

Воспитатель читает: Чтобы получить следующее задание и найти жемчужину отгадайте загадку

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь в стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать…(мяч).

- Молодцы, а теперь постарайтесь найти в нашем королевстве мяч, но только жжжелтого цвета.

Ребята, как вы думаете, где можно отыскать желтый мяч? (дети высказываются. Ищут. После того, как мяч нашли, вытаскивают его, а к нему привязан конверт с заданием, воспитатель читает его).

Задание №3

-На картинки эти посмотрите и скорей на слоги их поделите. А каким образом делить вам подскажут значки.

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать сколько слогов в слове? (ответы детей)

Дети выполняют задание (картинки с изображением жука, моржа, жабы, жирафа, мороженого, ножниц, последнее слово жемчужина)

Воспитатель читает на обратной стороне картинки с жемчужиной послание.

- Меня отыщите легко, лишь забросьте мяч в кольцо. (Один из детей бросает мяч в кольцо, оттуда падает жемчужина, на которой дети находят новую подсказку. Воспитатель читает задание, затем дети вешают жемчужину на верёвочку).

Воспитатель: В нашем королевстве живет мудрая сова Жанна, вам ее нужно найти и про следующее задание спросить. (дети ищут сову, находят ее и берут у нее записку с заданием).

Задание №4 Вы загадки все прочтите и словечко доскажите.

Игра «Доскажи словечко»

Сова: Отгадали все загадки, молодцы. Вот вам ваша жемчужина. А теперь на полянку летите и немного отдохните.

Логоритмическая игра «Жуки»

Дети присели на корточки на ковер и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж

По сигналу педагога "жуки" летят на поляну и жужжат.

По сигналу "Дождь" жуки летят в домики.

Пока дети играют разложить в разных местах 5-6 жучков с заданиями.

Воспитатель: Ребята. а пока мы играли на полянку жучки прилетели, смотрите у них на крылышках какие –то задания.

Задание №5 Узнайте слова по перепутанным слогам. (жи-е),(жа-та-е), (жи-у),(ба-жа),(жа-лу).

На последнем жучке дети находят жемчужину и новое задание.

-Вам нужно отыскать деревянного мальчика с очень длинным носом и найти в его азбуке новое задание.

Дети находят в группе (королевстве) игрушку Буратино. Берут у него листочки с заданием.

Задание№6 Чтобы последнюю жемчужину получить вам нужно потрудиться. На команды по двое разделитесь и звуковой анализ слова вы проведите.

Дети разбиваются на команды по двое, по желанию, выбирают карточки со словами и звуковой схемой. Затем проходят к столам, на которых стоят корзинки с кружками красного, зеленого и синего цвета. Проводят звуковой анализ слов по выбору. (картинки: жук, жаба, лыжи, ежи, ужи, ножи, жало).

Воспитатель напоминает, что выкладывать фишки нужно слева-направо, а помогут детям в этом браслеты. Почему?

Дети парами представляют свою работу.

Воспитатель: Ребята, а где же нам найти подсказку.(Дети делают предположения. А подсказка оказывается на обратной стороне листа с заданием)

Подсказка: Вы дом пауков и жуков посетите

И последнюю жемчужину там найдите.

Дети находят террариум, забирают последнюю жемчужину, собирают ожерелье. Приходят к Жужуку-10, там сидит Жужелина, отдают ей ожерелье.

Жужелина и Жужук благодарят детей и дарят им свою любимую букву Ж.

Читает стишок: Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

(дети их благодарят, рассматривают букву, высказываются на что она еще похожа)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Мы браслеты снимем дружно. Скажем вместе «Жу-жу-жу- из игры я выхожу»

Дети возвратились в группу.

Воспитатель спрашивает с каким звуком они сегодня познакомились, какой он, к какому гному мы ее поселим (ответы детей).

Воспитатель прикрепляет букву Ж на место в звуко-буквенный домик.


Приложение

t1587369093aa.jpg


Письмо для детей.



Дорогие ребята, я приглашаю Вас в страну Жужжандия, там

вас будут ждать увлекательные задания и приключения.

А чтобы вы смогли попасть ко мне в гости

Вам нужно превратиться в жуков в этом вам помогут браслеты, которые я прислал. Наденьте браслеты на левую руку, покружитесь вокруг себя и скажите волшебные слова:

«Жу-жу-жу – на жука я похожу».

Жду вас в гости. Король Жужук 10.



Задания и подсказки для детей



t1587369093ab.jpgt1587369093ac.gif

ЖИ-Е ЖА-ТА-Е ЖИ-У БА-ЖА ЖА-ЛУ

Вам нужно отыскать жителя

нашего королевства

деревянного мальчика

с очень длинным носом и найти

в его азбуке новое задание



Чтобы получить следующее задание

и найти жемчужину отгадайте загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь в стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать…(мяч).

Молодцы, а теперь постарайтесь найти

в нашем королевстве мяч, но только жжжелтого цвета.



Вам нужно отыскать в нашем королевстве

такое место, где можно вкусно полакомиться.



Меня отыщите легко, лишь забросьте мяч в кольцо.



В нашем королевстве живет мудрая

сова Жанна, вам ее нужно найти и

про следующее задание спросить



ЗАДАНИЕ от Мудрой Совы Жанны

Вы загадки все прочтите и словечко доскажите.


Есть у лошади ребенок:

Шаловливый …

(жеребенок)


Нt1587369093ad.jpg а арене выступает,

Он предметы вверх бросает.

Жест отточен, глаз остер.

Это – цирковой …

(жонглер)


Лейся, дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (лужам)



Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (еж)



Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи).



Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).



На большой дубовый сук

Опустился майский … (жук).



Отгадали все загадки, молодцы.

А теперь немного отдохните

На полянку скорей летите

t1587369093ae.jpg Узнайте слова по

перепутанным слогам.


ЗАДАНИЕ от БУРАТИНО

Чтобы последнюю жемчужину

получить вам нужно потрудиться.

На команды по двое разделитесь

и по звукам слова разберите.


t1587369093af.gif

На картинки эти посмотрите и скорей

на слоги их поделите. А каким образом

делить вам подскажут значки.

Меня отыщите легко, лишь забросьте мяч в кольцо.

Вам нужно эти предметы расселить

по звуковым домикам,

определив, где в этих словах стоит звук [ж],

в начале, середине или конце слова.




t1587369093ag.jpgПодсказка

Вы дом пауков и жуков посетите

И последнюю жемчужину там найдите.

МЕНЮ

КАФЕ

Страны ЖУЖЖАНИДИЯ


t1587369093aj.jpg Мороженое

t1587369093ak.jpg Пирожное

t1587369093al.jpg Пирожки

t1587369093am.jpg Рожок

t1587369093an.jpg Желе

t1587369093ao.jpg








Жимолость

t1587369093ap.jpg





 Ежевика

t1587369093aq.jpg Снежок



t1587369093ar.jpg

t1587369093as.jpg



t1587369093at.gif

t1587369093au.jpgt1587369093av.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка урока, Татьяна Николаевна!

20 April 2020

Спасибо большое за ваш комментарий.

21 April 2020

Благодарю полезный и интересный материал!

20 April 2020

Спасибо,очень приятно.

21 April 2020

Я тоже хочу поучаствовать в такой квест-игре. Проведение для нас? Мы с коллегами с удовольствием окунемся в детство!

21 April 2020

Алёна Александровна,всегда пожалуйста.

21 April 2020

Очень интересный и познавательный материал!!!

17 October 2020

Похожие публикации