Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Домашние животные»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ОФОРМЛЕНИЕ групповой комнаты- у шкафчиков из детских стульев стоит поезд, на котором дети отправятся в путешествие в деревню, далее вдоль окон 4 зоны из детских столов: 1 зона- домик и плетень, имитирующие деревенский островок, в домике бабушка, рядом стол с игрушечным домиком, зеленой травкой- деревенский двор, далее магнитная доска для дидактической игры «У кого кто», 3 зона-стол для выполнения задания «От кого какая польза» и «Накорми животных», чуть дальше параллельно 2 стола с набором разрезных картинок домашних животных.
Цель: Закрепление и уточнение представлений детей о домашних животных
Образовательные задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять названия домашних животных, понятие «домашние животные»;
- обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных для человека, чем питаются, как голос подают;
-учить детей образовывать названия детенышей животных при помощи суффиксов, существительные множественного числа.
Развивающие задачи:
-развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие;
-активизировать и расширять словарный запас по теме домашние животные.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
-воспитывать любовь к домашним животным;
Воспитатель заводит детей в группу, просит поздороваться с гостями:
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
НАЧАЛО Ребята, сегодня мы будем продолжать разговор о домашних животных, уточним свои знания о пользе животных для человека, вспомним, чем питаются домашние животные, как голос подают и как называются их детеныши.
И для этого мы отправимся в путешествие в деревню к бабушке , где живут домашние животные. А поедем мы на поезде. Занимайте места! Чтобы поезд тронулся, нужно сказать волшебные слова, которые помогут нам очутиться в деревне: «Тили-бом, тили-бом, мы в деревню попадем!»
(Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», переносящая детей в другую обстановку)
Вот мы и приехали в деревню. (Подходят к макету: травка, забор, дом) Перед нами бабушкин деревенский дом и двор, где живут домашние животные. Но что-то ни бабушки, ни самих животных не видно…
ОТКРЫВАЕТСЯ ОКОШКО В ДОМИКЕ, ВЫГЛЯДЫВАЕТ БАБУШКА: Здравствуйте, дорогие ребята! Как я рада видеть вас! У меня в деревне хозяйство большое! Но случилась беда! Все животные пропали, от них остался только этот конверт. Наверно, он поможет разыскать вам моих домашних животных. Вы поможете мне?
-Ребята, поможем бабушке?
-Да!
Бабушка передает конверт воспитателю (потом прячется за шторку)
Тот его разворачивает и читает первое задание.
Итак, задание№ 1 «У кого кто» на магнитной доске. В этом задании нужно назвать детенышей представленных домашних животных. Эти карточки лежат перемешано на столе перед доской.
-Все животные имеют потомство. У животных потомство называется детеныши. На доске вы видите мам без своих детенышей. Вам нужно найти детеныша каждой мамы и назвать его (Если ребенок отвечает верно, воспитатель вывешивает на доске вторую карточку с изображением детеныша)
Д/У – Это кто? Мама корова. Найди детеныша. Как называется детеныш мамы коровы ? У коровы- теленок, а если их много? телята
У лошади жеребенок, а много-жеребята
У свиньи- поросенок, а много-поросята
У овцы – ягненок, а много-ягнята
У козы- козленок, а много-козлята
У собаки –щенок, щенята
У кошки – котенок, котята
Итак, разобрались с названиями детенышей, а теперь переходим к следующему заданию.
Задание №2 « Какая от кого польза»
Нужно перевернуть карточку, назвать животное и сказать, какую пользу приносит это животное человеку
- Раньше все животные были дикими и жили в дикой природе. Но вот друг за другом стали приходить к человеку конь, корова, собака, коза и т.д. и говорить: «Человек, возьми меня к себе жить. Ты будешь меня кормить, защищать от хищных животных, построишь мне жилище». А человек удивлялся: «Зачем? Что вы будете для меня делать? Какая мне от вас польза?» И каждое животное что-то отвечало человеку. Ребята, вам нужно сейчас ответить, какая польза от каждого из этих животных.
Воспитатель переворачивает карточки на столе картинкой кверху по одной и спрашивает детей:
-Это кто? (корова)
-Ребята, какая польза от коровы человеку? (корова дает вкусное молоко)
-А вы знаете, какие продукты делают из молока? (сметану, кефир, йогурт, масло, сыр)
(При необходимости поправляет и дополняет ответы детей)
-Что еще дает корова человеку? (мясо)
Переворачиваем следующую картинку
-Кто это?
-Это собака.
-Какая польза человеку от собаки?
Собака охраняет дом.
-Это кто?
-Это свинья.
-Что дает человеку свинья?
Свинья дает человеку мясо.
-Это кто?
-Это овца.
-Что дает человеку овца? Какая от нее польза?
Овца дает мясо и шерсть.
-Это кто?
-Это лошадь?
-Чем лошадь помогает человеку?
Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
-Это кто?
-Это кошка.
-Чем помогает человеку кошка? Может быть, кошка бесполезная и человек приручил ее для красоты?
Кошка ловит мышей и крыс.
Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
- Молодцы, ребята, все верно.
Задание №3 «Кто что ест»
Чтоб животные остались совершенно довольными, давайте их накормим. А сделаем это так:
(Достать карточки с кормом с подоконника) Я вам раздам карточки. Положите карточку с изображением корма тому животному, который любит эту еду (каждому ребенку отработать по одной картинке. Томирис, у тебя что? Трава. Кто любит есть траву?. И т.д. С каждым индивидуально. Чтобы на каждой фотографии лежала картинка с изображением корма.
Все справились. Теперь животные сытые и довольные.
Физкультминутка:
Вы, наверно, устали от умственной работы, давайте поиграем, вставайте за мной по кругу:
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо. (Дети идут по кругу)
- Мы рычали: «Р-р-р» (Встали, сделали коготки из пальчиков)
- И мычали: «Му!» ( Сделали рожки)
- По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» (Встали на четвереньки)
- Не слыхали замечаний Евгении Анатольевны ( Опять идут по кругу)
- А она сказала строго: - Что за шум такой у вас? (Останавливаются, грозят пальцем )
Я детей видала много. Таких вижу в первый раз!
Мы сказали ей в ответ :- Никаких детей тут нет! (Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в сторону)
- Мы не Пети и не Вовы, Мы собаки ! И коровы! (разводят руки, показывают на себя)
А она в ответ: - Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух. И прошу иметь ввиду:
Я коров домой веду. (Дети идут по кругу друг за другом к столам с разрезными картинками)
А теперь будем выполнять задание №4 из конверта «Собери картинку»
Животные оставили здесь свои фотографии, но они почему-то разрезаны на кусочки. Нужно их собрать, чтобы получилось цельное изображение (7 детей, 7 комплектов фотографий). И назвать животное, которое получится
-Вика, у тебя кто на фотографии? Миша, кого ты собирал?» Томирис, кто получился? Правильно!
-Раз мы справились со всеми заданиями из конверта, давайте посмотрим, может, наши животные вернулись? (вернуться к первому столу с домиком и травкой. Животных по-прежнему нет).
-Хм, странно… Их нет. Воспитатель пожимает плечами. Зато здесь лежит какой-то мешочек. Может быть, животные спрятались в нем? (заглянуть, сделать вид, что что-то внимательно слушаю)Да, ребята, они здесь, но хотят, чтобы вы узнали их по голосу. Послушайте и отгадайте, кто это мог бы быть? (Воспитатель издает звуки по очереди, подражая домашним животным: му,
-Кто это, Томирис? Корова
-Как разговаривает корова? Как голос подает? Мычит. Ставь корову во двор
мяу, гав, и т.д.)
Появляются кошка, собака, овца, коза, свинья, корова, лошадь.. После каждого спросить: Как голос подает?
-Мычит, ржет, блеет, мяукает, лает, хрюкает.
Можно спросить у детей: Верочка, покажи, как мычит корова. Потом достать корову. Таким образом выставить всех домашних животных.
Итог.
Вот все животные вернулись на бабушкин двор. А я хочу у вас спросить, как называются эти животные? (домашние)
- Я сейчас хочу услышать от вас, ПОЧЕМУ эти животные называются домашними? (Дети должны назвать признаки домашних животных: это такие животные, которые живут рядом с человеком, рядом с его домом или в доме, приносят ему пользу и за которыми он ухаживает?
-Как человек ухаживает за животными? (кормит, лечит, моет, чистит, строит им жилище)
Выслушать ответы детей. Давайте послушаем стихотворение:
АМЕЛИЯ: К домашним животным мы тех отнесем,
с которыми в тесном контакте живем:
коровы и лошади, овцы и козы-
Мы их укрываем в тепле от мороза.
Их кормим и поим,
Коль надо, стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем.
Они к нам привязаны, очень послушны
и к нашему голосу неравнодушны.
Одни нам дают молоко и сметану,
другие нас возят везде неустанно.
Вера: Конь, собака, кот, коровы,
Козы, овцы - все готовы
С нами рядом в дружбе жить.
И на радость нам служить
ВЫГЛЯДЫВАЕТ БАБУШКА В ОКОШКО И ГОВОРИТ: Дорогие ребята, спасибо, что вы отыскали моих домашних животных. Я вас всех благодарю за помощь и дарю вам это угощение!
Дети отвечают «спасибо» и прощаются с бабушкой. Воспитатель раздает угощение, просит скушать его попозже, после того как вернемся в детский сад и приглашает в поезд
БАБУШКА ОСТАЕТСЯ В ОКОШЕЧКЕ ПОМАХАТЬ НАМ, КОГДА МЫ ПОЕДЕМ В ПОЕЗДЕ
-Теперь занимайте места в вагонах, нам пора возвращаться в детский сад:
«Тили-бом, тили-бом, снова в садик попадем!»
(Звучит музыка, переносящая детей в другую обстановку)
Ну вот мы и вернулись в свой детский сад, где гости нас заждались. На этом наше занятие закончилось. Попрощайтесь с гостями
Ребята прощаются с гостями и выходят.