Конспект ООД по познавательному развитию «Родной край в картинах А.М. Герасимова»
Хочу представить Вашему вниманию еще один конспект по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие может быть использовано учителями начальных классов как внеклассное мероприятие.
Конспект ООД по познавательному развитию «Родной край в картинах А.М. Герасимова»
Цель: знакомство детей с творчеством земляка, русского, советского живописца А.М. Герасимова.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с пространством музея искусств, развивать понимание смысла и содержания картин;
- учить самостоятельно выбирать нетрадиционную технику для художественного творчества;
- развивать навыки ведения диалога;
- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей;
- развивать чувственное восприятие, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, воображение, творческие способности;
- закреплять умение пользоваться палитрой, смешивать краски для получения нужного цвета;
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой от соприкосновения с миром музыки;
- воспитывать желание любоваться зимними пейзажами, красотой родной природы.
Ход ООД
Педагог предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.
- Ребята, что вы чувствуете сейчас, поделитесь своими ощущениями. (Дети высказывают свое мнение.)
В ходе обсуждения педагог с детьми выбирает наиболее интересное детское ощущение и предлагает ребятам передать это чувство по цепочке с помощью мимики, жестов, прикосновений.
Затем педагог обращает внимание детей на голубоватый конверт, в котором находится волшебное письмо от Снегурочки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Снегурочка. Я очень хочу снова встретиться с вами, и приглашаю вас в картинную галерею. Встретимся около зимних картин».
- Чтобы попасть на выставку, давайте превратимся в легкие, пушистые, медленно кружащиеся в воздухе и плавно опускающиеся снежинки.
Этюд психогимнастики «Танец снежинок»
Под музыку дети свободно двигаются, выполняя произвольные движения. Педагог читает стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая смелая!
- Ребята, вот мы и оказались на выставке. Присмотритесь, узнаете ли вы эти картины? Кто их автор? (Александр Михайлович Герасимов) Действительно, эти замечательные работы выполнены художником, родившимся в нашем городе. Снегурочка назначила нам встречу около зимних картин. Найдите их. (Дети отыскивают зимние пейзажи, объясняя свой выбор.)
Педагог читает фрагмент письма, в котором обозначается место свидания: «Пейзаж, около которого я буду вас ждать, тихий, спокойный и возвышенный. В нем много чуть голубоватого снега, нет пронизывающего холода и ветра». (Картина «Мастерская в Мичуринске», 1936г.) Дети находят картину.
- Что вы видите на этой картине?
- Можно ли назвать этот пейзаж возвышенным?
- Я предлагаю «отправиться» в эту картину. По моей команде «Замри!» вы застываете перед пейзажем и несколько секунд рассматриваете его молча.
- А теперь найдите место, через которое художник «приглашает нас войти» в пространство.
Если дети затрудняются, следует подсказка: в картине надо найти «следы», которые помогут проникнуть в картину.
- Молодцы! Нашли-таки следы на снегу. Скажите, а вы бегать на месте умеете? Покажите! Хорошо! Тогда побежали в картину! (Дети имитируют «бег на месте».) Замрите! Посмотрите и выберите, куда вы «побежите» в пространстве картины? (Ответы детей.)
- Оказавшись в пространстве этой картины, к чему бы вам хотелось прикоснуться, чтобы почувствовать это на ощупь? (Ответы детей.)
- Раз вам удалось пробраться в пространство картины, вдохните поглубже воздух и скажите: какие запахи и ароматы в нем ощущаются?
Если ребята затрудняются с ответом, педагог подключает свое восприятие.
- Мне кажется, пахнет свежим, морозным воздухом, даже носу больно дышать. А еще до меня доносится запах жареных блинов. Возможно, именно на их запах убежал малыш, оставив на улице санки.
- А что «слышно» в этой картине? (Крики ворон и галок, сидящих на ветках деревьев и крышах домов, поскрипывание снега под чьими-то шагами…)
- Настало время возвращаться в музей. Продолжаем нашу игру. Замрите! Выбегаем из картины! (Дети имитируют «бег на месте».)
Появляется Снегурочка.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я смотрю, вы уже начали знакомиться с картинами зимы, написанными Александром Михайловичем Герасимовым, стремившимся передать волнующую красоту родной природы. «Мою любовь к живописи питал аромат родных полей и степей» - не раз повторял художник. Вы, наверное, обратили внимание, какие яркие краски использовал А.М.Герасимов для изображения зимы. Рисуя один только снег, он применил всю цветовую гамму. Посмотрите на розовые тени на снегу, сиреневые около забора. И снова блики на снегу – золотистые, бледно-лиловые. Вот, оказывается, какая красавица наша зимушка-зима. Но настало время нам прощаться. До следующей зимы, ребята!
Снегурочка уходит.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться в группу. Давайте отправимся в обратный путь на тройках с бубенчиками.
Дети разбиваются на тройки и под звон бубенчиков и задорную музыку возвращаются в группу.
- Вот и закончилось наше путешествие в картинную галерею. А вы хотите сами, как настоящие художники, нарисовать картину зимы для Снегурочки? Вспомните, какие любимые краски у зимы? (Ответы детей.)
На столе разложены различные художественные материалы для нетрадиционных техник рисования: восковые мелки, свеча, акварельные краски, ватные палочки и др.
Дети рисуют картины зимы, самостоятельно определив для себя технику изображения.
Рисование пальчиками и кистью.
Техника: рисование штрихами.
Мастина Ольга Валерьевна
Коновалова Елена Валерьевна