Конспект открытого мероприятия по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Книга – лучший друг»
Конспект открытого мероприятия по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Книга – лучший друг»
Цель:
Формирование интереса к чтению художественной литературы, знакомство с авторами книг – детскими писателями.
Задачи:
закрепить знания детей о писателях, их произведениях и о труде художника.
расширять знания детей о разнообразии книг;
развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; проявлять интерес к инсценированию произведений;
воспитывать бережное отношение к книге.
Материал:
костюм героя - «Книга»; книжный уголок в группе с подбором различных книг; доска, проектор, презентация на тему «Детские писатели и их произведения», презентация – игра на тему «Назови, из какого произведения картинка»; настольная игра «Сложи картинку», мяч; атрибуты к инсценировкам произведений: А.Л. Барто «Подари, подари…» и К.И.Чуковский «Телефон»; книги требующие ремонта.
Предварительная работа:
Чтение с детьми произведений разных писателей (К.И.Чуковского, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, В.В. Бианки, А.Л. Барто и др.); заучивание наизусть стихов; подготовка к инсценировке сказки К.И.Чуковского «Телефон» и стихотворения А.Л.Барто «Подари, подари…».
Содержание деятельности:
(Дети стоят вокруг воспитателя.)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? – весна.
Откуда вы это знаете? – ответы детей.
Но мы не всегда можем видеть всё то, что вы сейчас перечислили. Например, стаи перелётных птиц возвращающихся домой; как они выводят птенцов. Или где зимовал медведь? – (ответы детей) мы узнали это из книг.
Ребёнок прочитает стихотворение А.Плещеева «Сельская песенка».
Воспитатель: О чём это произведение? – о природе и т.д. (ответы детей). Вот видите, стихотворение нам подсказало, что уже пришла весна. Давайте вспомним три месяца весны (ответы детей).
Как изменилась природа в марте? Мы читали с вами – (ответы детей).
Что должно произойти в апреле? Мы читали – (ответы детей).
Давайте вспомним про месяц май – (ответы детей). Молодцы! Скажите мне ещё раз, откуда вы узнали столько много нового? – из книг.
Воспитатель загадывает загадку детям:
Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает»
(ответы детей - книга).
В группу входит герой – «Книга». Она расстроена.
Книга: Здравствуйте дети! У меня беда! Меня никто не хочет читать. Все стали смотреть телевизоры, играть в компьютеры, телефоны, смартфоны, а меня поставили на полку подальше. Я никому не нужна. (Книга плачет).
Воспитатель: Да что ты, книжечка, наши дети очень тебя любят. Мы часто читаем и сейчас это тебе расскажем.
Ребята, какие бывают книги? О чём в них пишут? Давайте подберём много слов.
Словесная игра «Подбери признаки к слову «Книга» (Интересные, мудрые, большие, маленькие, грустные, весёлые, сказочные, о природе, о животных, о людях, о космосе, о нашей планете).
Воспитатель: Книг действительно много и все они разные. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».
А кто создаёт книги? – (ответы детей) писатель, автор.
А кто оформляет их? – художник.
Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор.
Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.
Ребята, это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге.
Книга: Я хочу вас проверить. Узнаете ли вы этих писателей?
Словесная игра: «Чей портрет?».
Посмотрите на эти портреты, это детские писатели. (Дети называют ФИО писателя, о чём его произведения).
Ребёнок читает стихотворение А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…».
Книга: Молодцы! Как хорошо вы называли авторов книг!
Воспитатель: Уважаемая книга, давайте поиграем вместе с нами в подвижную игру. Писатели помимо рассказов, стихов и сказок пишут ещё и считалочки для детей. Ребята сейчас её расскажут.
Подвижная игра: «Мой весёлый, звонкий мяч…».
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три – беги!
(Дети передают друг другу мяч по кругу; тот у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми).
Книга: Спасибо! Мне очень понравилось с вами играть и я ещё предлагаю вам игру.
Словесная игра: «Назови, из какого произведения картинка»
Дети читают и инсценируют стихотворение А.Барто «Подари, подари…».
Книга: Какие вы молодцы! Вы и картинки все назвали! Теперь я вижу, что вы много читаете.
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить ещё одну игру. Все картинки здесь перепутались и не понятно, из какой они сказки. Поможете? – Да.
Дидактическая игра «Сложи картинку» (дети делятся на группы и выкладывают картинку; называют её).
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
Уважаемая книга, мы хотим показать тебе наш книжный уголок. Сейчас ребята расскажут, как надо обращаться с книгой. (Ответы детей).
Словесная игра «Закончи предложение». Книги нужно беречь. Смотреть только за столом. Нельзя в них рисовать. Нельзя их рвать. Нельзя книгами драться. Нельзя их пачкать.
Воспитатель: Но если с книгой произошла беда, её надо починить, подклеить.
Воспитатель: А сейчас в заключении дети покажут инсценировку произведения К.И.Чуковского «Телефон».
Книга: Ребята, большое вам спасибо! Вы меня убедили, что книга – лучший друг детей и вы меня очень любите. Но мне пора уходить назад в сказку. Встретимся с вами снова… До свидания! (Уходит).
Воспитатель: На этом наша сказка заканчивается. После нашей игры мы можем сделать вывод: «Книга – лучший друг!»
Видеоролик этого занятия можно посмотреть на этом сайте, перейдя по ссылке: Видеоролик или загрузить в адресную строку Вашего браузера:
https://урок.рф/library/otkritoe_itogovoe_meropriyatie_kniga_luchshij_drug_180413.html
Приложение 1: Слайды к словесной игре: «Чей портрет?»
Приложение 2: Слайды к словесной игре: «Назови, из какого произведения картинка»
Ефимова Алла Ивановна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Смирнова Марина Александровна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна