Статья «Использование 4d открыток на занятиях по развитию речи дошкольников старшего возраста»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 4D ОТКРЫТОК НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Хорошо сформированная развитая речь – одна из сторон, характеризующая образованного и культурного человека, умеющего грамотно излагать свои мысли. Работе над развитием связной речи, а именно: обучению строить предложные конструкции разных типов; составлению логических рассказов, с использованием сюжетных картинок; обучению устанавливать правильную последовательность при воспроизведении событий и связей между предметами и явлениями; необходимо уделять особое внимание в дошкольном возрасте.
Е.Бойко[ист.1,с.4] выделяет следующие проблемы, с которыми сталкиваются учителя начальных классов:« …- односложная, состоящая лишь из простых предложений ситуативная речь, неспособность грамматически правильно строить распространенные предложения;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
-отсутствие навыков построения монолога, например сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа сказки своими словами…» и другие причины, которые ведут к снижению мотивации к письменной речи; вызывают затруднения в дальнейшем усвоении школьной программы.
Необходим поиск инновационных методов и приемов в работе по развитию речи, позволяющие подготовить ребенка к новым, более высоким требованиям школы.
Занятия по развитию речи дошкольников должны быть увлекательными и познавательными. Большую популярность в настоящее время получили 4 D открытки, выполненные из бумаги[ист.4].
Использование таких поделок на занятиях по развитию речи, вызывает высокий интерес у дошкольников любого возраста. На них удобно размещать материал, который может быть успешно использован в обучении составлению предложных конструкций.
Детей можно объединять для работы в пары, в группы, можно заниматься индивидуально. Создание пособий не потребует особых затрат: необходима бумага формата А4, подборка предметных картинок или вырезок из журналов.
Уникальность в том, что ребенку предлагается не последовательное выкладывание серии картинок ; а размещение обучающего материала на сторонах двигающейся поделки. Для составления последовательного рассказа, ребенок сначала выполняет игровое действие - раскрывает страничку открытки, анализирует, что изображено на страничках, затем объединяет предметы по смыслу, связывая их в одно предложение. В результате появляется последовательный рассказ.
Важно, чтобы иллюстрированный материал был максимально понятным и информативным. Для детей- это пособие, словно новая интересная книжечка.
Выполняя игровое действие с открыткой, происходит одновременное объединение процессов двигательной функции руки (ребенок раскрывает странички), зрительного анализатора (видит картинку) и речевого аппарата (ребенок называет предметы, связывает их по смыслу). Происходит развитие высших психических функций. И в результате, выстраивается логическая цепочка событий, объединенная по смыслу.
Работу по развитию речи с использованием 4D-открыток, можно разделить на несколько этапов:
1.Ознакомление с новым пособием, показ и выполнение игрового действия с ним.
2.Составление предложений с опорой на предметные картинки по показу взрослого.
3. Самостоятельное составление последовательного рассказа ребенком.
4. Использование пособий в свободной деятельности.
От построения простых высказываний происходит переход к составлению рассказов.
Например:
В большом доме с красной крышей живут Витя и Маша.
У Вити и Маши - день рождения.
Они застелили большой стол белой скатертью, поставили на него самовар и чашки с блюдцами для гостей.
Гости подарят Вите большой яркий мяч, а Маше –веселую юлу.
Другой вариант открытки был апробирован в работе над словами, противоположными по смыслу. На открытке помещены пары картинок: большой и маленький медведь, одинаковые и разные по цвету носки и прочие предметы.
Уникальность состоит в том, что дети строят рассказ, переходя от картинки к картинке, но при этом имеют возможность самостоятельно моделировать варианты развития событий.
Например:
Однажды утром большой медвежонок собрался в гости.
Он надел белую, вязаную жилетку, а на лапы- желтые носки.
На голову медвежонок надел одинаковые по цвету шарф и шапку.
Ребенку (группе детей) можно предложить продолжить этот рассказ; можно предложить составить другой. При этом дошкольник сам решает, какие странички открытки будут использованы. Если работает группа детей, каждый может придумать не похожий на предыдущий рассказ.
Результатом работы является умение составлять связные тексты, не нарушая логику повествования; более уверенно выражать свои мысли и чувства.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников [сост.Е.А.Бойко]-М.:РИПОЛ классик, 2011г.,с.4.
2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2009.
3. Пятибратова Н.В. логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет- М.:ТЦ Сфера, 2010, с 3,4.
4. Интернет- ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=XRtcp_eaecU
Шабанова Алёна
Инна Игонина
Инна Игонина
Любовь Витальевна
Инна Игонина
Любовь Витальевна
Инна Игонина
Инна Игонина