Конспект открытого урока геометрии «Площади многоугольников»
МБОУ «Верх-Ануйская СОШ им. А.Н. Кузьмина»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
«Площади многоугольников»
Подготовила: учитель математики
Золотых Н.А.
с. Верх – Ануйское, 2022 г.
Цели урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о формулах площадей многоугольников, продолжить формировать навыки вычисления площадей фигур, изучить формулу Пика.
Воспитывающие: способствовать развитию умения вести самостоятельный поиск решения, конструирования обобщенного способа решения новой задачи, развитию внимательности, прививать навыки трудолюбия, аккуратности, воспитывать умение работать в парах и группе.
Развивающие: содействовать развитию творческих способностей у учащихся в ходе выполнения самостоятельных заданий, способствовать развитию умения обосновывать свое решение.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Индивидуальная.
Работа в парах, группах.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, компьютер, экран, проектор
Методы: Репродуктивный, частично - поисковый,
Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Структура урока:
1. Организационный этап. 1-2 минуты.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 минуты.
3. Актуализация знаний.
-Устная работа - 5 минут.
4.Обобщение и систематизация знаний
-Работа в парах ( игра «Установи соответствие») 5 мин
5. Применение знаний и умений
-Работа в группах (вычисление площадей фигур) 10 мин
6.Контроль усвоения.
-Практическая работа - 10 минут
7.Подведение итогов занятия
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. - Дорогие ребята! Давайте поприветствуем друг друга улыбками. И с хорошим настроением начнем наш урок. - Садитесь. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствуют гостей, учителя, друг друга Записывают в тетрадь. | Организация учебной деятельности |
2.Определение темы. Постановка цели урока 3.Планирование | -Посмотрите на слайд, что вы видите? -Что мы учились находить у этих фигур? -Видим многоугольники, учились находить площади, значит тема урока ? -Молодцы! Запишите тему урока. -Ребята, что особенного у этих фигур? - (Цель урока) Почему-то я их изобразила на клетчатой бумаге. Значит мы сегодня …. Ребята, что необходимо для достижения цели? Какие задачи стоят перед нами? Фиксирует на доске !!! - Ребята, я сегодня приготовила вам лист контроля. Во время выполнения заданий вы будете заполнять его. И оценивая себя, в конце урока мы увидим, на сколько, каждый из вас продвинулся к достижению цели. | -Различные многоугольники -Площади -Площади многоугольников -Записывают тему урока -Изображены на клетчатой бумаге -Продолжим вычислять площади фигур, в том числе изображенных на клетчатой бумаге. -Вспомнить формулы; -Вычислять площади фигур; -Узнаем что-то новое -В конце поведем итог - Изучают лист контроля | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4.Актуализация знаний | - Обращается к доске !!! Ребята, мы с вами определили, как будем работать? Тогда начнем. -Давайте вспомним, какие знания мы получили по этой теме ? | -Да. Отвечают на вопрос | |
Работа в парах Создание проблемной ситуации | - Отлично ! А теперь применим наши знания на практике. - Игра «Установи соответствие» Работа в парах. У каждой пары на столе есть конверт с названием, изображением фигур и формулами для вычисления их площадей. Задание: установить соответствие. - Проверим себя! ( по слайду) - В листе контроля отметьте, на сколько успешно каждый из вас выполнил задание.
- Отлично! - Формулы повторили (обращение к 1 задаче) -А умеете вы их применять? - Вычислите площади фигур. Раздается материал каждой паре. - Проверим себя ! ( по слайду). - В листе контроля отметьте, на сколько успешно выполнили задание. -В результате работы возникает проблема «Как найти площадь фигуры на клетчатой бумаге». Ребята, вы с этим заданием, можно сказать, справились. Но, что не смогли выполнить? -Ребята, есть один секрет и ,конечно, я поделюсь им с вами. - Интересно, что это может быть ? - Оказываете, есть такая формула, это формула Пика, которая позволяет нам вычислять площади различных фигур на клетчатой бумаге. -Показывает формулу, рассказывает о ней. -Давайте запишем её в тетрадь. | -Выполняют задание.
-Выполняют самооценку, результат заносят в лист контроля.
-Выполняют самооценку, результат заносят в лист контроля - Не смогли найти площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге. Необходима другая формула.
-Знакомятся с формулой. -Записывают в тетрадь. | Структурирование учебной информации и знаний. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
5.Применение знаний и умений | - А теперь проверим, а как вообще работает эта формула, можно ли её использовать при решении задач -Для этого выполним задание ( вычисляют площади фигур, применяя Ф. Пика. Задания получают в конверте). - Выполнили задание. Какой результат вы получили? -Какой вывод сделаем ? - Ребята, площади каких фигур вы находили ? -Значит эта формула какая ? -В листе контроля отметьте, на сколько, успешно выполнили задание. - Конечно, ребята, мы познакомились с этой формулой не случайно. Как вы думаете, где она может пригодиться ? - Вы правы. В материалах для ОГЕ есть задания под № 19 на нахождение площади фигуры на клетчатой бумаге - Посмотрите, задание тоже, найти площадь фигуры. Но в данном случае сможем ли применить формулу из планиметрии ? (Слайд) -А какую формулу здесь нужно применить ?. Постарайтесь запомнить её. - В листе контроля, оцените свои достижения.
- Ребята, сейчас мы применяли ф.Пика для нахождения площади. (возврат к задачам урока). | -Выполняют исследовательскую работу. - Одинаковый. - Эту формулу можно использовать для решения задач. -Площадь прямоугольника, параллелограмма, ▲. - Универсальная. -Выполняют самооценку, результат заносят в лист контроля. - Возможно на экзамене. - Нет
-Выполняют самооценку, результат заносят в лист контроля. | Активное и заинтересованное участие каждого ученика. Развитие способности к эмоциональному решению задач. |
6.Контроль усвоения | Практическая работа «Геометрия в профессии дизайнера». - Но ведь не только экзамен, но и сама жизнь требует от нас применения знаний и умений. И сегодня мы рассмотрим значение геометрии в профессии дизайнера. -Дизайнер. Это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer – проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. -Что входит в сферу деятельности дизайнера?
- Предлагаю на некоторое время стать ландшафтным дизайнером. -Поступил заказ. Заказчик желает разбить клумбы около дома согласно плану и узнать, сколько для этого потребуется средств, если за 1 кв. метр придется заплатить 250 руб. Работаем в группах. - По заказу, клумбы должны быть вот такой формы. Какие фигуры вы видите ? - Создадим группы. Соблюдайте правила работы в группах (умейте слушать собеседника, уважайте мнение каждого и т.д) - Решите, как спланировать работу по выполнению заказа. - Ребята, помните наш урок, какую формулу лучше применить. | Выполняют практическую работу -В сферу деятельности дизайнера входит дизайн одежды, обуви, мебели, ткани, дизайн рекламы, ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн. -Смотрят на слайд - Отвечают - Работа в группах | Развитие умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Поиск рациональных путей выполнения заданий. Самостоятельное оценивание результата работы, исправление допущенных ошибок. |
| - Ребята, какую формулу вы применяли ? А вы ? -Ребята, кто-то может сказать заказчику, какие средства ему потребуются ? - Отлично ! Думаю, результаты вычислений устроят заказчика. - Сейчас мы попытались применить изученные формулы в жизненной ситуации. Считаю, неплохо получилось. - Возьмите лист контроля, оцените себя.
- Ребята, сегодня каждый из вас смог оценить степень продвижения к цели. - Выберите для себя д/з в соответствии с листком контроля. - Ребята, мне было приятно и интересно с вами работать. -Спасибо за сотрудничество ! Всего доброго ! | Каждая группа дает ответ
- Да. Цели достигли. -Выбирают и записывают д/з. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, умение выражать свои мысли, оценка и выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Приложение 1
Лист контроля
Имя ученика: _______________________________________
| Какие умения сформированы на уроке | “5” | “4” | “3” | “2” |
1 | Знаю формулы площадей |
|
|
|
|
2 | Применяю формулы при решении задач |
|
|
|
|
3 | Применяю Формулу Пика при решении задач |
|
|
|
|
4 | Умею находить площади разных многоугольников |
|
|
|
|
Приложение 2
Вспомнить формулы
Узнать новое
Применять изученные формулы в жизненной ситуации
Вычислять площади фигур
Вывод
Приложение 3
Самоанализ урока
Тема урока геометрии «Площади многоугольников»
Мною были поставлены следующие цели урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о формулах площадей многоугольников, продолжить формировать навыки вычисления площадей фигур, изучить формулу Пика.
Воспитывающие: способствовать развитию умения вести самостоятельный поиск решения, конструирования обобщенного способа решения новой задачи, развитию внимательности, прививать навыки трудолюбия, аккуратности, воспитывать умение работать в парах и группе.
Развивающие: содействовать развитию творческих способностей у учащихся в ходе выполнения самостоятельных заданий, способствовать развитию умения обосновывать свое решение.
Тип урока: комбинированный урок.
Урок был спланирован В СДП с применением ИКТ и включал следующие этапы:
1.Орг. момент
2.Определение темы и постановка цели урока.
3.Планирование.
4.Актуализация знаний
5.Применение знаний и умений
6.Контроль усвоения
7.Итог урока. Рефлексия.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Индивидуальная.
Работа в парах, группах.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, компьютер, экран, проектор
Методы: Репродуктивный, частично - поисковый,
Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
Считаю, что цель урока достигнута.
16