Конспект по области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «В поисках звезды»

3
0
Материал опубликован 30 March 2018 в группе

Конспект по образовательной ситуации "В поисках звезды" по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе

"Если звезды зажигают,

Значит, это кому- нибудь нужно".

В.Маяковский

Цель: Дать представление о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности дошкольников, умение работать с таблицами.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить с понятием звезда, зарождением звезд.

2.Дать первичные представления об астрономии как науке о звездном небе.

Развивающие:

1.Развивать умение находить звезды на небосклоне.

Воспитательные :

1.Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

Оборудование. 

Видеофильм с презентацией( с сюжетом о созвездиях), спокойная музыка для фона ("Спейс"), пазлы с рисунками созвездий, звезды на магнитах, костюмы для инсценировки, звездочки разного цвета и размера.

ХОД Занятия

Звучит музыка .В группе выключен свет. .

Воспитатель: Здравствуйте, друзья. Сегодня наша встреча посвящена космической тайне, о которой вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает...(Звёзды)

Высвечиваются звезды на импровизированном небе.

1 ребенок :

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в вечности...

2 ребенок
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная...

3 ребенок

Звёзды смотрят на нас беспрерывно,
Звёзды много о нас говорят.
Им с небес абсолютно всё видно,
Ведь не зря они ярко горят!

Воспитатель: Перед вами космическая карта(слайд). Посмотрите, как много здесь звезд, их скоплений .Так как же рождается звезда? Давайте сегодня поговорим о звездах, попутешествуем по стране тысячи солнц, совершим прогулку по звездному небу, прочтем книгу звездных сказок, поговорим о науке- астрономии.

Воспитатель: Ребята, а что такое звезда?

Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!

Ребенок . Звезды – это раскаленные (газовые) шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Звезды бывают белые, желтые, красноватые.

Воспитатель: Почему звезды разного цвета?

Ребенок. Потому что они имеют разную температуру.
Воспитатель: Да, вы правы, ребята. Учеными изучены различные звезды по составу, способу образования. Рождение, жизнь и затухание звезд изучает наука астрономия. Белые звезды (например, Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).Желтые звезды (Капелла) холоднее белых. Они примерно такие, как наше Солнце (температура –6000 градусов Цельсия).
Звезды красноватого цвета (например, Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).

Воспитатель: Звезды горячие, но почему же они так плохо греют? От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!
Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот поэтому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.

Воспитатель: Давайте же посмотрим и послушаем рассказы о звездах и созвездиях(фрагмент презентации).

Воспитатель: Как же люди не запутались в этих звездах? Если очень внимательно рассматривать звездное небо, можно увидеть немало различных рисунков из звезд, которые придумали люди, когда о звездном небе никто ничего не знал. Это и есть созвездия.

На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла. О таких рисунках из звезд складывались легенды. Некоторые из них вы сейчас услышите.

Заранее подготовленные дети пересказывают легенды о созвездиях. Рассказы сопровождаются музыкой.

Примерные тексты для рассказов.

Легенда об отважном Персее, который спас красавицу Андромеду

Давным-давно в далекой южной стране Эфиопии правил царь по имени Цефей и царица, которую звали Кассиопея. Была у них единственная дочь Андромеда. Царица Кассиопея очень гордилась своей дочерью и любила говорить, что нет никого прекраснее Андромеды. Когда об этом услышали жившие в море красавицы волшебницы, они очень рассердились. Эти волшебницы всегда считали, что красивее их никого на свете нет. Зарыдали морские волшебницы и стали уговаривать своего отца властелина морей наказать Кассиопею и Андромеду.И могущественный властелин морей послал огромное морское чудище разорить Эфиопию! Из пасти чудовища вырывался огонь, из ушей валил черный дым, хвост был некрыт страшными кольцами с острыми шипами. Чудище грозило разорить и сжечь всю Эфиопию, если царь и царица не отдадут ему свою дочь. И вот, чтобы спасти страну от гибели, Цефей и Кассиопея согласились отдать дочь на съедение чудищу. Красавицу Андромеду цепями приковали к скале у моря. Но в это время появился непобедимый герой Персей и спас Андромеду. Персей освободил Андромеду, привез ее во дворец. Царь на радостях отдал Персею Андромеду в жены.

Легенда о созвездии Овна

Раньше это созвездие называлось Золотым Руном – это баран с золотой шерстью. С ним связана такая легенда. У богини облаков Нефелы было двое детей – Фрикс и Гелла. Однажды их жизнь оказалась в смертельной опасности. Но Нефела спасла своих детей, закутав их в облака. На волшебном золоторуднном баране дети бежали из Европы в Азию. Однако во время пути Гелла упала в пролив и утонула. Этот пролив греки назвали ее именем – море Геллы (ныне Дарда неллы). Фрикс добрался до Колхиды, где принес барана (овна) в жертву Зевсу. Позже шерсть барана – золотое руно – вернули в Грецию отважные аргонавты во главе с Ясоном.

Легенда о созвездии Лира

Это созвездие принадлежит музам. Впервые лиру изготовили из черепахи и жил быков и отдали Орфею. Орфей необыкновенно прославился среди людей; о нем даже сложилось предание, будто волшебством песни он мог двигать скалы и завораживать зверей. После гибели Орфея похоронившего музы, не зная, кому отдать лиру, попросили Зевса поместить ее среди созвездий в память об Орфее и о самих себе. Зевс исполнил их желания, и так Лира оказалась на небе.

Воспитатель:  Сегодня мы совершили путешествие по звездному небу. Давайте проверим, как же вы запомнили созвездия.
Вам предлагается игра.

Игра 1. "Пазлы"

На столах лежат карточки с нарисованными и разрезанными созвездиями. Задача – собрать карточки, чтобы получилось созвездие, и назвать его. Команда, быстрее всех выполнившая задание, поднимает руки.
Дети под музыку составляют картинки.

Игра 2. "Собери созвездие"

Команды разыгрывают названия созвездий. По очереди команды выходят к доске и составляют созвездия из звезд, которые лежали у них на столе до жеребьевки (звезды прикреплены к магнитным карточкам). Задача остальных команд – следить за ходом выполнения и правильностью составления. Если команда собрала созвездие неправильно, то другая поправляет.

Воспитатель:  Молодцы! А теперь отгадайте несколько загадок о звездах и звездном небе.

1.Синяя шубенка покрыла весь ми.(темное небо).

2. Над бабушкиной избушкой 
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, 
А достать не могут(луна).

3. Поле немерено, овцы не считаны, пастух рогатый(небо, звезды, месяц).

4.Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический …(метеорит).

Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки. Представьте себе, что у вас появилась возможность посмотреть в огромное зеркало Вселенной и увидеть себя в качестве звезды. Давайте ее используем. Вам предлагается подойти к столу, где лежат равного цвет и размера звезды. Попробуйте выбрать звезду в соответствии со своим настроением.

Каждый ребенок к выбирает себе звезду и прикрепляет ее на импровизированное звездное небо. Звучит музыка. Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Почему вы выбрали именно эту звезду?

Дети отвечают.
Звучит медленная музыка.

Воспитатель: Если звезды зажигаются,
Значит, это кому-нибудь нужно,
Чтобы каждый вечер на небе
Зажигалась хоть одна звезда.

Физкультминутка

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

(Выполнение движений по тексту под музыку).

Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать "звездную сказку".  Мы с вами в созвездии Большой Медведицы. В одной сказке говорится, что могущественная злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто в медведицу. Она долго бродила по лесам, пока однажды ее не встретил сын. Он не узнал в медведице свою мать и хотел убить ее, но бог Зевс унес Каллисто на небо и превратил в созвездие Большой Медведицы.

Вот это самые яркие звезды в созвездии (воспитатель показывает лазерной указкой). Их как будто соединили линиями. На что похоже? Древние люди считали, что эти звезды похожи на ковш, а если соединить все звезды, то очень похоже на медведицу. На небе живут и другие животные. Есть созвездие Льва, Рака, Лебедя, Кита, Рыбы, Орла. Целый небесный зоопарк!

Показ слайдов предложенных созвездий.

Воспитатель: Ребята, сегодня вместе мы побывали в космосе. Узнали о звездах и созвездиях, о науке- астрономии. На нас приветливо смотрят звезды. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Мы протягиваем им руки и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Мы возьмем все это добро и передадим друг другу.

Воспитатель: Любите астрономию, изучайте её — и жизнь ваша наполнится новым" звездным" смыслом!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации