Конспект по всеобщей истории для 9 класса на тему «Искусство в поисках новой картины мира»
Пояснительная записка к презентации
Презентация "Искусство в поисках новой картины мира"
PPTX / 35.48 Мб
Конспект учителя истории и обществознания
МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево
Байтеряковой А.Ф.
Раздел: Всеобщая история 9 класс
Тема: Искусство в поисках новой картины мира
Тип занятия: изучение и освоение нового материала
Цель занятия: способствовать изучению развития живописи, музыки и кинематографа в XIX веке.
Задачи:
1. Создать условия для рассмотрения учащимися взаимосвязи развития культуры, смены художественных стилей с процессами, происходящими в обществе, достижениями мировой культуры.
2. Продолжить формирование специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю, умения видеть художественные особенности произведения, относить их к определенным художественным направлениям, формировать собственное впечатление от произведения искусства, грамотно высказывать свое мнение.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с., [16] л. ил., карты.; «Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800-1913: 8-й кл.: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800-1913. 8 класс» / К.В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006. – 191 с.; проектор; мультимедийная презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: рассказ, обсуждение, выступления учащихся с сообщениями, ответы на вопросы, работа с текстом и презентацией.
Новые термины: импрессионизм, постимпрессионизм.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.):
- приветствие: Добрый день.
- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?
(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);
- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;
- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.
II. Актуализация опорных знаний (17 мин.)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили тему, связанную с литературой XIX в. Узнали о новых литературных направлениях этого периода, их взаимосвязи с процессами, происходящими в обществе. О влиянии этих процессов на развитие литературного творчества. Некоторые из вас подготовили небольшие сообщения по этой теме. Но прежде чем мы приступим к слушанию этих сообщений, давайте проверим, насколько хорошо вы освоили изученный материал.
Фронтальный опрос домашнего задания:
1. Назовите основные литературные направления, возникшие в XIX.?
Ответ: романтизм, критический реализм, натурализм.
2. Какие процессы в обществе способствовали появлению этих литературных направлений?
Ответ: Развитие индустриального общества сопровождалось различными событиями: войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей и норм поведения. В искусстве это отразилось поиском иных художественных форм, методов, приемов, способных с определенной выразительностью запечатлеть картину нового мира.
3. Какие события повлияли на появление такого литературного направления, как романтизм?
Ответ: Новое общество, развившееся после Великой Французской революции 1789-1799 гг., было далеко от справедливого общества, «царства разума», от торжества идей Равенства, Братства и Свободы. Наступила пора разочарования в кумирах XVIII в. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма (конец XVIII – первая половина XIX вв.).
4. Расскажите об особенностях романтизма?
Ответ: Романтики не стремились к переустройству общества. Современному им миру они противопоставляли мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в мир старинных легенд, народных сказок. Идеальным казались Средневековье с его культом рыцарства, не испорченная цивилизацией жизнь первобытных народов и т.д.
5. Что поспособствовало появлению следующего литературного направления – критического реализма?
Ответ: В 30-е гг. XIX в. еще более отчетливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления – критического реализма.
6. В чем заключаются особенности критического реализма?
Ответ: Реалисты пытаются понять современное общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества. Искусству они отводили роль критика тайных и явных пороков, связывая с ним надежды на оздоровление человечества.
7. При каких условиях появилось новое литературное направление - натурализм?
Ответ: Во второй половине XIX в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критиков попадает вся художественная система. Искусство стремиться выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины XIX в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности – с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существовавшие в природе, на общество людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами.
8. Характерные черты, присущие натурализму?
Ответ: Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными: уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна». Важное место в произведениях натуралистов занимает жизненная среда, нарисованная с фотографической точностью: малозначительные факты, мелочи быта, окружающие героев детали. На всеобщее обозрение выставлялась неприглядная изнанка жизни. Это воспринималось как вызов общественной системе.
Выступления учащихся с небольшими сообщениями на 2-3 минуты. После каждого выступления – по 1-2 вопроса от остальных учащихся.
Темы сообщений:
1. Джордж Байрон и его творчество.
2. Виктор Гюго и его творчество.
3. Оноре де Бальзак и его творчество.
4. Чарлз Диккенс и его творчество.
5. Эмиль Золя и его творчество.
III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)
Учитель: Мировая культура – это пазл, состоящий из множества элементов. Мы с вами подробно поговорили о литературе XIX века. О чем еще мы могли бы порассуждать?
Предположения учащихся: живопись, музыка и т.д.
Учитель: Отлично! В этом направлении мы и будем двигаться. Сегодня мы с вами поговорим о художниках и композиторах, их творчестве, о новых направлениях в искусстве.
Тема нашего урока «Искусство в поисках новой картины мира».
VI. Изучение нового материала (18 мин.)
План урока:
1. Живопись
2. Музыка
3. Кинематограф
1. Живопись
Учитель: Важной особенностью нашего урока является то, что вам в процессе получения новых знаний, нужно будет их фиксировать в таблице, состоящей из 4-х пунктов:
1. Направление в живописи/музыке;
2. Ф.И. художника/композитора, годы жизни;
3. Произведение;
3. Содержание работы (что изображено? как изображено? и т.д.).
Первые три пункта мы заполним в классе, а вот над четвертым вам нужно будет самостоятельно поработать дома.
В процессе нашей работы вашим помощником будет презентация.
Учащиеся чертят таблицу в своих тетрадях.
Используя информацию из учебника и презентации, а также пояснений учителя, заполняют ее.
Живопись, музыка XIX в. |
|||
Направление в живописи/ музыке |
Ф.И. художника/ композитора, годы жизни |
Произведение |
Содержание работы |
романтизм |
(Слайд 4) Франсиско Гойя (1746-1828) |
(Слайд 5) «Портрет королевской семьи Карлоса IV» (1800-1801) |
|
(Слайд 6) «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» (1814) |
|
||
романтизм |
(Слайд 7) Теодор Жерико (1791-1824) |
(Слайд 8) «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812) |
|
(Слайд 9) «Плот «Медузы»» (1819) |
|
||
романтизм |
(Слайд 10) Эжен Делакруа (1798-1863) |
(Слайд 11) «Резня на Хиосе» (1824) |
|
(Слайд 12) «Свобода, ведущая народ» (1830) |
|
||
критический реализм |
(Слайд 13) Оноре Домье (1808-1879) |
(Слайд 14) «Дон Кихот» (1870) |
|
критический реализм |
(Слайд 15) Гюстав Курбе (1819-1877) |
(Слайд 16) «Дробильщики камней» (1849) |
|
(Слайд 17) «Веяльщицы» (1853) |
|
||
критический реализм |
(Слайд 18) Жан Милле (1814-1875) |
(Слайд 19) «Собирательницы колосьев» (1857) |
|
импрессио-низм |
(Слайд 20) Эдуард Мане (1832-1883) |
(Слайд 21) «Портрет Эмиля Золя» (1868) |
|
импрессио-низм |
(Слайд 22) Клод Моне (1840-1926) |
(Слайд 23) «Впечатление. Восход солнца» (1872) |
|
(Слайд 24) «Скалы в Бель-Иль» (1886) |
|
||
(Слайд 25) «Собор в Руане в солнце» (1894); Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894); Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894) |
|
||
импрессио-низм |
(Слайд 26) Камиль Писсарро (1831-1903) |
(Слайд 27) «Бульвар Монмартр в Париже» (1897) |
|
импрессио-низм |
(Слайд 28) Огюст Ренуар (1841-1919) |
(Слайд 29) «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877) |
|
(Слайд 30) «Девушка с веером» (1881) |
|
||
постимпрес-сионизм |
(Слайд 31) Поль Сезанн (1839) |
(Слайд 32) «Натюрморт с яблоками и апельсинами» (1895-1900); «Натюрморт с черными часами» (1869-1871) |
|
постимпрес-сионизм |
(Слайд 33) Поль Гоген (1848-1903) |
(Слайд 34) «Таитянские пасторали» (1893) |
|
постимпрес-сионизм |
(Слайд 35) Винсент Ван Гог (1853-1890) |
(Слайд 36) «Едоки картофеля» (1885) |
|
(Слайд 37) «Красные виноградники в Арле» (1888) |
|
||
(Слайд 38) «Пейзаж в Овере после дождя» (1890) |
|
||
романтизм |
(Слайд 39) Франц Шуберт (1797-1828) |
Баллада «Лесной царь» |
|
романтизм |
(Слайд 40) Фридерик Шопен (1810-1849) |
Этюд до минор -«Революционный этюд» |
|
романтизм, реализм |
(Слайд 41) Джузеппе Верди (1813-1901) |
Оперы: «Эрнани», «Дон Карлос», «Риголетто», «Травиата» |
|
реализм |
(Слайд 42) Жорж Бизе (1838-1875) |
Оперы: «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Кармен». Музыка к спектаклю «Арлезианка» |
|
импрессио-низм |
(Слайд 43) Клод Дебюсси (1862-1918) |
Оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»; симфонический цикл «Ноктюрны», состоящий из: «Облака»; «Празднества»; «Сирены» |
|
3. Кинематограф
Изобретатели кино – братья Огюст и Луи Люмьер
Появление кинематографического трюка связано с Жоржем Мельесом.
V. Рефлексия (2 мин.)
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Что нового вы узнали на этом уроке?
2. Какой материал был трудным, непонятным?
3. Понравился ли вам урок?
4. Что еще нового по этой теме вы хотели бы узнать?
VI. Подведение итогов (2 мин.)
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф № 7-8, заполнить таблицу до конца, вопросы на стр. 73, работа с историческим источником на стр. 74, по желанию подготовить сообщение о любом представителе искусства.
Елена Владимировна
Байтерякова Альбина Фаритовна