12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлина Виктория Владимировна321
3

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс) Тема: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы»

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Тема: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы»


Цельдифференцировать звуки [и]-[ы] и буквы И и - ы.

Задачи:

Коррекционные:

1. Учить различать по артикуляции звуки [и] - [ы], охарактеризовывать их.

2. Учить различать звуки [и]-[ы] и буквы И иы изолированно, в слогах, словах и предложениях.

3. Развивать фонематическое восприятие и внимание.

3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, словарный запас, связную речь, каллиграфические навыки.


Образовательные:

1. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы.


Воспитательные:

1. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.

Оборудованиебуквы и-ы, картинки, презентация, аппликаторы Кузнецова разных цветов, карточки с заданием.

Ход занятия

1 .Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Мы скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Если вы ученики, как вы должны работать на занятии? У вас у каждого лежит на парте карточка, переверните её и ответьте на этот вопрос! (Дети переворачивают карточку, читают и комментируют картинку:

- ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ И СЛУШАЕМ;

- СНАЧАЛА ДУМАЕМ;

- А потом КРАСИВО ГОВОРИМ И ПРАВИЛЬНО ОТВEЧАEМ НА ВОПРОСЫ;

- ДРУЖНО РАБОТАЕМ В ПАРАХ.)

- Молодцы!

2. Основная часть:

1) Введение в тему, постановка цели и задач



- Раз, два, три сказка ждёт нас впереди!

- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в королевство, в котором живут в замке 2 принцессы, две сестры. Фамилия у них ГЛАСНЫЕ.

- Отгадав, как их зовут, вы узнаете тему нашего занятия!

-Посмотрите на экран и скажите, кто охраняет ворота замка? (На слайде мы видим мышку и мишку, стоящих у ворот королевства).

- В названии животных прячутся имена принцесс.

- Какими звуками и буквами отличается произношение и написание данных слов? (Звуками [ы] - [и] и буквами Ы и И).

- Догадались, как зовут принцесс?

- Как зовут старшую сестру – принцессу? (Первую принцессу зовут Ы)

- Как зовут младшую сестру? (Вторую - И).

- Какая тема нашего занятия? (Тема нашего занятия звуки и буквы [ы] - [и]) тема появляется на слайде

Молодцы!

- Как у всех сестёр - у принцесс Гласных есть свои сходства и отличия! Поэтому, какую цель мы можем поставить на этом занятии? Чему мы будем учиться?

- На занятии мы будем РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И РАСПОЗНАВАТЬ ЗВУКИ [Ы]-[И] И БУКВЫ Ы и И.) цель появляется на слайде



- А чтобы научиться различать их имена, нам нужно попутешествовать по одной из башен замка. На каждом этаже башни принцессы приготовили интересные задачи, которые нам нужно решить, чтобы достигнуть нашей цели:

1. На первом этаже мы будем решать первую задачу - сравнивать произношение звуков [ы] - [и] и давать им характеристику, учиться правильно произносить имена принцесс - звуки [ы] – [и].

2. На втором этаже – учиться различать на слух звуки.

3. Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами. (На 3 этаже будет ждать сюрприз-приведения)

4. Учиться различать буквы Ы и И в слогах.

5. Учиться различать буквы Ы и И в словах и предложениях.



- Принцессы будут наблюдать и ошибки примечать.



_ Начнём наше путешествие!

Анализ артикуляции звуков [ы] - [и], характеристика звуков.

- Вот и 1 этаж и первая задача от наших принцесс! Что мы должны сделать? (сравнивать произношение звуков [и] - [ы] и дать им характеристику).

- Ребята, посмотрите в зеркала, произнесите звук [ы], а затем звук [и]:

- В каком положении губы при произношении звука [ы]? Губы напряжены или нет? (Губы не напряжены).

- Зубы сомкнуты или разомкнуты? (Зубы разомкнуты).

- Правильно, зубы разомкнуты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед.

- Где находится язычок? (Язычок за нижними зубами отодвинут глубоко в ротик).

- Давайте проверим, голосовые связки дрожат, когда мы произносим звук [ы]? (Когда мы произносим звук [ы] – голосовые связки дрожат)

- Воздушная струя тёплая или холодная? (Воздушная струя тёплая, проходит легко, длительно.)

- Какой это звук? (Гласный)

- Почему он гласный? (Воздушная струя не встречает преграду)

- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)

Какая буква обозначает звук Ы? (Буква Ы)

- Буква Ы очень скромная увы – поэтому в русском языке нет ни одного слова начинающегося на эту букву. Буква Ы – появляется только в середине и в конце слов.

- Для чего служит звук “ы” в слогах? (Для обозначения твёрдости предыдущей согласной).

- Теперь произнесём звук [и]:

- В каком положении губы при произношении звука [и]? Губы напряжены или нет? (Губы в улыбке, напряжены).

- Зубы сомкнуты или разомкнуты? (Зубы сближены, но не сомкнуты).

- Правильно, зубы сближены, не сомкнуты.

- Где находится язычок? (Язычок лежит во рту, его края касаются коренных зубов).

- Давайте проверим, голосовые связки дрожат, когда мы произносим звук [и]? (Когда мы произносим звук [и] – голосовые связки дрожат)

- Воздушная струя тёплая или холодная? (Воздушная струя тёплая, проходит легко и длительно.)

- Какой это звук? (Гласный)

- Почему он гласный? (Воздушная струя не встречает преграду)

- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)

- Какая буква обозначает звук [и]? (Буква И)

- Для чего служит звук [и] в слогах? (Для обозначения мягкости предыдущей согласной)

- Что заметили в произношении этих звуков? Произношение гласных Ы-И похоже.

- Молодцы, мы решили 1-ю задачу – сравнили произношение звуков, нашли сходства и отличия, дали им характеристику. (Логопед отмечает галочкой первую выполненную задачу).

Рефлексия:

- Оцените себя за это! Ребята, посмотрите, как мы будем себя оценивать. За каждую правильно выполненную задачу прикрепляйте коронку:

- Зелёная коронка– означает, что вы молодцы, правильно выполнили задание!

- Жёлтая коронка – Можете и лучше, нуждались в помощи при выполнении задания.

-– Красная коронка - мало старались, задание выполнили неверно!

2. Закрепление правильного произношения звуков и различение звуков по артикулированию - Игра «Угадай принцессу»

- А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и. Если я произнесу звук ы поднимайте картинку с принцессой Ы и произносите Ы.

А если я произнесу беззвучно И, то поднимайте картинку с принцессой И и произносите звук И.

- Молодцы, научились различать звуки.

Рефлексия: - Оцените себя!

Физминутка «Мерсибо»

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Пальчики размяли

С приведеньем поиграли!



Здравствуй пальчик

Где ты был?

За грибами в лес ходил.

Будем вместе мы дружить

За грибами в лес ходить!



3. Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами.

- Чтобы решить третью задачу, нам нужно выполнить следующее задание на третьем этаже башни:

- Они оставили для нас сундучок, в котором красная мозаика. Из «мозаики» нам нужно собрать буквы Ы и И. Ребята на 1 парте собирают печатную букву Ы, а ребята на второй парте печатную букву И.

- Посмотрю, у кого лучше получилось? Умнички!

- Скажите, а печатные буквы похожи? (нет)

- Ы – это буква с-Ы-тая,

Несёт вперёд брюшко набитое.


- И –ностранные ириски

И

Изюм, четыре миски!


- А письменные? (У них есть сходство – одинаковые элементы)

- А для чего мы сравниваем буквы? (Чтобы их не путать на письме).

- Давайте, чтобы их никогда не путать мы правильно и красиво допишем их, выполним по образцу – поместите букву Ы- в квадратик, а И - в кружочек и напишем красиво.


Рефлексия: - Проверьте друг друга! Поставьте соответствующую коронку! (Дети проверяют правильность написания букв у друг друга).

-Молодцы, мы научились различать и правильно писать буквы Ы - И!

Отмечаю в 3-й задаче – Соотносить звуки [ы] – [и] с буквами.

-Поднимемся на 4 этаж. Мы уже близки к нашей цели!

4) На уровне слогов игра «Мерсибо» - «Собери бусы»:

- На 4 этаже нас ждёт следующее задание! Принцессы любят наряжаться, помогите им собрать бусы из гласных звуков, слушайте внимательно! Посмотрите, какая буква нарисована на платье у принцессы. Ребята на первой парте собирают и записывают бусины со слогом И, а вторая парта со слогом Ы.

- Чему мы с вами сейчас научились, когда решали 4 задачу наших принцесс? (Научились различать буквы Ы и И в слогах)

- Правильно!

Рефлексия: - Как вы думаете, мы справились с этим заданием?! Оцените себя!

(Логопед отмечает в 4-й задаче – в слогах).

5) На уровне слов и предложений:

- Ребята, принцессам задали домашнее задание, они не знают, как его выполнить! Давайте им поможем!

В словах нужно поменять букву Ы на букву И:

пыли - пили
дыма - Дима
выли - вили
осы – оси

- Прочитаем все слова парами. Какой вывод можно сделать?

- Правильно. Если изменить звук в слове, то меняется смысл.

- Что такое пыль?

Пыль - это маленькие твёрдые частички, которые постоянно плавают в воздухе и постепенно оседают на поверхности предметов.

- А что такое пить?

Пить это глотать, поглощать какую-л. жидкость для утоления жажды, голода.

- Что такое выть?

Выть - издавать громкие, протяжные, заунывные звуки.

- Что такое вить?

Вить - соединять, сплетать в единое целое.

 - Что такое осы?

Осынасекомые.

- Что такое оси?

Оси деревянные или металлические стержни, на концы которых надеваются колеса.

- Что такое дым?

Дым – продукт неполного сгорания топлива с мелкими летящими частицами угля. 

- Что такое Дима?

Дима – имя мальчика.

- А теперь допишите предложения, вставив вместо картинок пропущенные слова!

1. На шкафу много ______________.

Люди воду ________________.

2. Волки в лесу ___________________ .

Птицы гнезда __________________ .

3. В саду летали ___________________ .

У велосипеда есть _________________ .

4. Из трубы идет много _____________.

Мальчика зовут _________________.

- Возьмите красные ручки. Найдите в предложениях все буквы Ы и обведите их в квадратики, а все буквы И – в кружочки.

- Для чего мы это делаем? (Чтобы уметь различать буквы Ы и И в предложениях.)

- Молодцы, мы научились различать буквы Ы и И в предложениях!

(Логопед отмечает в 5-й задаче- в словах и предложениях)

Рефлексия: - Оцените себя!


4. Итог

- Ура ребята, мы выполнили на занятии все задания, которые приготовили принцессы ГЛАСНЫЕ Ы и И. Мы на вершине башни, посмотрите какой красивый вид открывается с крыши на королевство!! Молодцы!

- А теперь, давайте вспомним тему нашего занятия?! (Тема нашего занятия «Звуки [ы] – [и]. Буквы Ы и И».) - Слайд

- Молодцы! Какую цель мы ставили на этом занятии? (Учились различать звуки [ы] – [и], буквы Ы и И.)

Слайд: - На занятии мы РАЗВИВАЛИ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И РАСПОЗНАВАТЬ ЗВУКИ [Ы]-[И] И БУКВЫ Ы и И.

- Как вы думаете, мы достигли поставленную цель? (ДА)

- А какие задачи мы выполняли? Слайд 41:

1. На первом этаже мы решили первую задачу - сравнили произношение звуков [ы] - [и] и дали им характеристику, научились правильно произносить имена принцесс - звуки [ы] – [и].

2. На втором этаже научились различать на слух звуки [ы] – [и].

3. На 3-м соотносили звуки [ы] – [и] с буквами.

4. На 4-м научились различать буквы Ы и И в слогах.

5. На 5-м этаже - научились различать буквы Ы и И в словах и предложениях.

Слайд : - Давайте оценим свою работу в течение всего занятия!

- Принцессы ГЛАСНЫЕ Ы и И довольны вашей работой на занятии. Вы умнички, хорошо потрудились. Они приготовили для вас настоящие короны разных цветов!

- Оцените свою работы, выбрав для себя корону соответствующего цвета.

- Теперь вы все принцы и принцессы!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.