Конспект группового логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация гласных Е-И в словах и предложениях»
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе
Тема: Дифференциация гласных Е-И в словах и предложениях.
Лексическая тема: «Животные»
Цель занятия: Учить различать буквы Е-И при письме и чтении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепление дифференциации Е-И при письме и чтении.
-Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения.
-Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
-Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Животные»
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно - пространственных представлений.
- Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
- Развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики.
- Формирование связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования. - Прививать интерес к логопедическим занятиям. - Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. - Сохранение здоровьесбережения.
Оборудование: Презентация. Сигнальные карточки Е-И, карточки с заданиями, стенд: «Зоопарк», магнитные буквы Е-И, доска, подносики с разными семенами, карточки с цифрами, разрезные слова /белочка, лисичка, лиса, белка/. Презентация /с музыкальным сопровождением/ «Все просыпается»
Ход занятия
I. Организационный момент. - Логопед предлагает учащимся посмотреть направо, налево, вперёд и сказать, что на занятии присутствуют гости, чтобы дети не волновались, всё у них получится, всё будет хорошо.
II. Сообщение темы занятия.
Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы занятия.
Логопед читает стихи, а учащиеся сами определяют тему данного занятия:
Еле, еле, еле Инна, Нина и Марина,
от вокзала поезд едет. Лида, Игорь и Ирина
Средь лесов и средь полей вышли в прятки поиграть,
поезд едет все быстрей. Букву И в словах искать.
III. Основная часть. 1. Зрительный анализ букв «Е» и «И», определение их сходства и различия: - Развитие мелкой моторики.
За правильное выполнение и старание логопед дает ученику яркую картинку-солнышко на каждом этапе занятия. Логопед предлагает выложить буквы Е - И; /Е /- из бобов, /И/ – из фасоли.
2.Самомассаж:
-головы: «Моем голову», «Зачесывание волос» /одна рука зачесывает волосы вперед, другая — назад/, «Обезьяна расчесывается», «Поглаживания от висков к шее», «Из трубы дымок идет».
- ушных раковин со стихами:
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем. «Чебурашка», «Погрели ушки».
3. Развитие фонематического слуха.
А). Работа с сигнальными карточками.
Логопед называет слово, учащиеся поднимают соответствующую карточку с буквой Е-И.
Слова: белка, липа, звери, орех, нитка, ежик, школа, книга, тетради, Лена, девочки, труд, лыжи, зимой, весна, иголки, коньки, ельник, дети, малыш.
Б). Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.
- Логопед предлагает открыть тетради, написать число, день недели.
Работа осуществляется у доски по цепочке.
Ученики по очереди выписывают Е-И из диктуемых учителем чистоговорок, опираясь на правило: (начало предложения с большой буквы, в конце предложения - точка).
Ответы проверяют на компьютере.
Иней лег на ветки ели. И е е и е и .
Едет на осле енот. Е е е е
Иволга сидит на иве. И и и и е.
У ели ветки побелели. е и е и е е и. /Слайд/
В). Работа над звуковым анализом слов. Развитие навыка определение места звука в слове.
Логопед называет слово, учащиеся поднимают сигнальную карточку с цифрой /1,2,3,4,5/,обозначающей место звука Е-И.
Слова: тетрадь, Елена, пенал, зима, лето, весна, листок, ива, руки, ветер, уроки, осень, крик, ели, ученик, дерево, коньки, лыжи, ель, игра, мел
Логопед дает разрезные карточки с заданиями, где нужно составить слова и определить место звука Е-И в словах (БЕЛОЧКА, ЛИСОНЬКА, БЕЛКА, ЛИСА) /Слайд/ Г).Закрепление гласных Е-И в словах.
Логопед: Где вы видели белку и лису, где они живут? У нас тоже есть свой зоопарк. Кто живет в зоопарке? (учащиеся называют животных, опираясь на стенд).
Зоопарк открыт для всех и зимой, и жарким летом.
Всех, кто любит звонкий смех, пропускаем без билетов.
Заходите поскорей, вместе будет веселей!
Идите к стенду и, пользуясь магнитными буквами Е-И, выделите картинки, в которых есть эти буквы.
Д). Работа в тетради.
Учащиеся записывают слова в 2 столбика с буквами Е-И. определяют место звука Е-И в словах. Логопед предлагает учащимся поменяться тетрадями друг с другом, сделать проверку, опираясь на компьютер.
Е И
олень 3 ежик 3
белка 2 зайчик 5
медведь 2,5 павлин 5
черепаха 2, 4 тигр 2
ястреб 5 тигрята 2 /Слайд/
4. Физкульминутка
Логопед предлагает отдохнуть, делая движения, которые соответствуют значениям слов в данном четверостишии:
Ветер, ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
а) Логопед: В этом четверостишии есть слова с гласными Е-И? Если есть, назовите. Учащиеся называют слова. /Ветер, лицо, дует, деревцо, тише, выше/
5. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
а) На каждую парту – карточки. Назвать слова с Е-И. Работа в парах. Найти лишнее слово.
1
СТУЛ
2
ЮЛА
/Слайд/
Логопед предлагает составить 1 предложение про одного животного, записать в тетради и по данному предложению составить схему, определить место звука Е-И в словах. Например: Белка живет в дупле.
(Два ученика работают со своими предложениями у доски).
б) Кроссворд. Вставить слова, где есть Е-И . Ответы проверяются на компьютере.
/Слайд/
6. Гимнастика для глаз «Все просыпается». Презентация.
в) Логопед читает загадки, загадки-присказки. Учащиеся отгадывают, (опираясь на стенд):
- Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива /Лошадь/
- В клубок свернется, а взять не дается /Еж/
- Кто осенью спать ложится, а весной встает? /Медведь/
- Прыгает ловко, любит морковку /Заяц/
- Быстрый, маленький зверек по деревьям скок, поскок /Белка/
- Зубаст, сероват, по полю рыщет, телят, овец ищет. /Волк/
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет она, в деревне кур крадет /Лиса/
- Кто на своей голове лес носит? /Лось/
- Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? /Овца, баран/
- Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят.. ./черепахи/
-У этого зверя огромный рост, сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя-хвост большой. Кто же это, кто такой?
Ну, конечно, это он, ну, конечно, это …/слон/
-Что за шерсть! Какая грива! Потянулся чуть лениво, досыта попив, поев
Царь зверей - лохматый …./лев/
- Кто сорвал с верхушки листья? Пусть за порчу платит штраф!
Вытянув в 2 метра шею, вдруг обиделся… /жираф/.
-Кто-то на огромной кошке взял и начертил полоски.
Может, просто так, для игр? Рявкнул, возмутившись…/тигр/
-Он совсем позеленел, хоть бока на солнце грел.
Спрятавшись по пояс в ил, пасть разинул…./ крокодил/
6. Итог занятия.
- Чем занимались на занятии? Что нового узнали? - Логопед предлагает учащимся красным карандашом в своих тетрадях напротив каждого задания поставить «+», если им задание понравилось, и они с ним справились. Если задание выполнялось с затруднениями, то нужно поставить «- ». В конце занятия подводится итог работы каждого ученика (по количеству солнышек).
Рефлексия - С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. Детям даются «разрезные» слова, где есть буква Е-И. Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии.