Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему «Посуда» (ОНР)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему «Посуда» (ОНР)
Используемая современная образовательная технология: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.
Цель: коррекция нарушений в речи и активизация словаря детей по лексической теме «Посуда».
Задачи:
Познавательные:
– уточнить и расширить представления детей о посуде, закрепить обобщающее понятие «посуда».
Коррекционно-развивающие:
– совершенствовать общую и мелкую моторику, скорость реакции и переключаемость, кинестетические способности;
– развивать интонационно-просодическую сторону речи;
– формировать у детей навык ответа полным предложением;
– совершенствовать процессы словообразования и словоизменения;
– учить детей образовывать относительные прилагательные,
употреблять их в разных падежных конструкциях и включать их в предложения;
– учить детей согласовывать: прилагательное + существительное в разных падежных конструкциях; числительное + прилагательное + существительное.
Воспитательные:
– развивать у детей умение взаимодействовать в играх.
Предварительная работа: чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», наблюдение за сервировкой стола, рисование и раскрашивание посуды.
Оборудование: Федора – игрушка би-ба-бо; письмо; деревянная ложка; стеклянный стакан; металлический чайник; ноутбук; аудиозапись звуков посуды; видеозапись м/ф «Федорино горе», интонационно-просодическая таблица, листочки для д/у «Где живет еда?» по количеству детей.
Ход:
Организационный момент
(Ребята поздоровались)
Вводная часть
– Ребята, пока нас не было через форточку прилетел воздушный шар. Посмотрите, он принес нам письмо.
Логопед читает письмо:
– Ребята, помогите!!! Случилась беда. Расскажу при встрече. Оживить меня можно, если угадаете м/ф и мое имя.
– Давайте поможем!
Основная часть
1. Просмотр отрывка мультфильма «Федорино горе».
– Как называется этот мультфильм?
– Как зовут героиню?
(Появляется бабушка Федора (кукла би-ба-бо). На протяжении занятия за Федору говорит логопед)
Федора:
– Здравствуйте, ребята! Это я написала вам письмо. У меня пропала вся посуда, помогите ее вернуть.
– Поможем?
– А тут на столе какая-то посуда. Назовите ее.
(На столе – деревянная ложка, стеклянный стакан, металлический чайник)
– Из одного ли материала вся эта посуда?
2. Дид. упражнение «Угадай, что звучит»
– У каждой посуды свой голос и она умеет разговаривать. Когда вы ушли, наша посуда тоже заговорила. Вот вам первое задание. Послушайте запись и узнайте кто с вами разговаривает...
Федора:
– Как только угадаете голоса посуды, может она ко мне и вернется.
(Звучит аудиозапись звуков посуды. Дети сравнивают звучание с представленными предметами.)
– Кто с вами разговаривал? (деревянная ложка).
– А сейчас чей голос слышали? (стеклянного стакана).
– Это кто разговаривал с вами? (металлический чайник).
– А как мы скажем про посуду из стекла? (стеклянная посуда)
– ...из дерева? (деревянная посуда)
– ...из металла? (металлическая посуда)
Федора:
– Ой, ребята, а у меня ведь не только эта посуда была!
– Ребята, встаньте в круг. Давайте поиграем с Федорой.
3. Игра с мячом «Скажи по-другому»
– 2 вилки из металла (2 металлические вилки)
– 4 чашка из фарфора (4 фарфоровые чашки)
– 3 стакана из стекла (3 стеклянных стакана)
– 5 ложек из дерева (5 деревянных ложек)
– 1 ваза из хрусталя (1 хрустальная ваза)
– 2 подноса из пластмассы (2 пластмассовых подноса)
Федора:
– Какие вы молодцы! Но, ребята, часть посуды у меня разбилась, помогите мне ее собрать.
– Ребята! Садитесь за столы...
4. Логоминутка
Ложки, (пальцы рук согнуть в «лодочку»)
Вилки (пальцы рук растопырить)
И ножи (ладонь на ребро поставить)
Очень, очень нам нужны. (грозим указательным пальцем)
5. Дид. игра «Разрезные картинки»
– Перед вами разрезные картинки, соберите их.
– Назовите, что у вас получилось и из какого материала.
Федора:
– Тогда эта посуда вернется ко мне. Смотрите не ошибитесь.
(Дети выполняют задание. Затем называют посуду и материал из которого она сделана. Например, у меня получился стеклянный стакан).
– Скажите свое предложение с интонацией плавно и тихо.
– С интонацией – отрывисто, громко.
(Используется интонационно-просодическая таблица)
6. Дид. упражнение «Подскажи словечко»
– Ребята, послушайте как мы говорим: стеклянная чашка, фарфоровый чайник. Подскажите, про какую посуду можно сказать:
– стеклянный? (фужер, стакан, бокал и т.д.)
– фарфоровая? (тарелка, кружка) и т.д.
Федора:
– Какие вы молодцы! Вы опять справились. А сможете посчитать посуду?
7. Пальчиковая гимнастика
(Соединяют попарно пальцы обеих рук, проговаривая окончания.)
1, 2, 3 – посчитай посуду ты...
1 металлический чайник 1 деревянная миска
2 металлических чайника 2 деревянные миски
3 … 3 …
4 … 4 ...
5 металлических чайников 5 деревянных мисок
– Многие названия посуда получила от продуктов, которые туда кладут:
Конфеты – … (конфетница)
Хлеб – … (хлебница) и т. д.
Федора:
– Ой, ребятки! Что-то я запуталась в названиях такой посуды. Помогите мне.
8. Дид. упражнение «Где живет еда?»
– Посмотрите, что нарисовано слева? (называют)
– Как назвать одним словом? (Продукты)
– Что нарисовано справа? (называют)
– Как назвать одним словом? (Посуда)
– Соедините продукты и посуду, в которую ее кладут. При ответе, придумайте из какого материала будет ваша посуда.
(Дети выполняют задание. Отвечают. Например, хлеб я положу в деревянную хлебницу.)
9. Физкультурная пауза (отработка чистоговорки с движениями)
Кран с водой мы открыли
И посуду перемыли.
Терли, терли, мыли, мыли
Все кругом в воде и мыле.
Федора:
– Ребята, внучок узнал про мою беду и прислал для меня посуду. Он у меня... человек э-э-э…, который все изобретает. Подскажите, кто он? (Изобретатель)
(На доске вешается картинка «Посуда будущего».)
Федора:
– Подскажите, что это такое, из чего она сделана и что в ней готовить-то можно? (Ответы детей.)
Заключительная часть
Итоги занятия. Оценка работы детей.
Рефлексия
– Что больше всего понравилось?
– Какие затруднения возникли?
Список литературы:
1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. Методическое пособие. – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2016.
2. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР. – М.: Владос, 2016.
4