Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы на тему «Фрукты» (ОНР)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми
старшей группы на тему «Фрукты» (ОНР)
Используемая современная образовательная технология: игровая, развивающая, здоровьесберегающая.
Цель: коррекция нарушений в речи и активизация словаря по теме «Фрукты».
Задачи:
Познавательные:
– уточнить и расширить представления детей о фруктах;
– расширять активный словарь (прилагательные).
Коррекционно-развивающие:
– развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
– совершенствовать грамматический строй речи: закреплять согласование окончаний существительных и прилагательных, падежных окончаний;
– развивать практическое умение отвечать на вопросы предложением.
Воспитательные:
– совершенствовать у детей умение взаимодействовать для достижения поставленной цели.
Предварительная работа: чтение сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок», д/и «Чудесный мешочек», «Найди по описанию», разучивание скороговорки.
Оборудование: ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, картинки-отгадки (фрукты); картинки с изображением фруктов и их теней; мяч; косточки и семена фруктов; лупы по кол-ву детей.
Ход:
Организационный момент
– Ребята, вы любите путешествовать?
Вводная часть
– Сегодня мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказочному саду. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. Итак, вокруг себя повернитесь и в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к интерактивной доске).
Основная часть
1. Артикуляционные упражнения, самомассаж
– Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
Упражнение «Щечки-яблочки» (надуть обе щеки)
– Видим, растет яблонька, а на ней – наливные яблочки.
Яблочки румяные, сладкие.
Упражнение «Червячок в яблочке» (высунуть язычок и спрятать его)
– Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, думает, попробую!»
Упражнение «Жуем твердое яблочко» (имитация жевания)
– Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать.
Упражнение «Ах! Какое вкусное яблоко!» (вдох, пауза, выдох, проговаривает каждый ребенок)
– Яблоки оказались очень вкусные.
Упражнение «Огрызок яблока» (втянуть щечки – худышки)
– Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки.
Упражнение «Спрячем сливу за щеку» (попеременно надувают то правую, то левую щеку)
– Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку.
Упражнение «Круглая виноградинка» (вытянуть губы вперед узкой трубочкой)
– Пошли ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами.
Упражнение «Улыбка» (улыбнуться, приподняв уголки губ вверх)
– Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.
2. Дид. упражнение «Отгадай загадку и найди отгадку»
– Ребята, посмотрите, сколько фруктов растет в сказочном саду. Давайте назовем их. А помогут нам загадки! Итак, первая загадка:
А. Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
Б. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый … (апельсин)
В. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?… (лимон)
Г. Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт? – Вот вам вопрос.
Это сладкий… (абрикос)
Д. Под толстой красной кожурой,
Как в улье, деток целый рой.
Каждый их отведать рад,
Как зовут его? … (гранат)
– Вот и последняя загадка:
Е. Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
(Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и нажимают курсором на картинку)
– Посмотрите, ребята, какое чудо-дерево у нас получилось. Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?
3. Дид. упражнение «С какого дерева плод?»
– А на каком дереве собирают урожай каких плодов? Подскажите мне.
С яблони собирают урожай … чего? (Яблок)
С сливы собирают урожай … чего? (Слив)
С груши собирают урожай … чего? (Груш)
С айвы собирают урожай … чего? (Айвы)
С персика собирают урожай … чего? (Персиков)
С абрикоса собирают урожай … чего? (Абрикосов)
4. Пальчиковая игра «Фрукты»
– Давайте поиграем с пальчиками.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один:
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос –
Высоко на ветке рос!
Этот пальчик – груша.
Просит: «…., скушай»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для нас
И для вас!
5. Дид. игра «Найди тень»
– А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.
(Детям предлагается положить цветные картинки фруктов на картинки с их черным силуэтом (тенью)).
6. Дид. упражнение «Красивые слова»
– Яблоко какое? (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, (не) большое, маленькое)
– Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские…)
– Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая…)
7. Работа со скороговоркой
– Молодцы, справились с заданием! А теперь дальше продолжаем наше путешествие по саду и повторяем скороговорку:
Дед Данила,
Дели дыню-
Дольку Диме,
Дольку Дине.
(Идут по группе. Подходят к столу, на котором в тарелочке лежат косточки и семена фруктов)
8. Исследовательская деятельность
– Ребята посмотрите на эти интересные косточки и семечки. Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения. Но в некоторых плодах есть только одно семя. Его называют косточкой. Все фрукты с косточкой называют косточковыми. Косточковые фрукты – это персик, абрикос, слива. А есть фрукты, внутри которых находится семенная коробочка с семенами. Такие фрукты называют семечковыми. Семечковые фрукты – это яблоки, груши, айва.
– Можете рассмотреть косточки и семена с помощью лупы. Что вы можете сказать о косточке? (Одна, крупная и покрыта прочной оболочкой.)
– А о семенах? (Они небольшого размера и не очень твердые.)
– Как называют фрукты с косточкой? А с семенами?
– Как вы думаете, сколько деревьев вырастет из косточки? А из семенной коробочки?
9. Дид. упражнение «Фруктовые названия»
– Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, начинку для пирога, торта, салаты, сок)
– А как называется сок из яблок? (Яблочный сок)
– А компот из вишни? (Вишневый компот)
– А джем из сливы (Сливовый джем)
– Сок из ананаса? (Ананасовый сок)
– Сок из граната? (Гранатовый сок)
– Сок из винограда? (Виноградный сок)
– Повидло из груши? (Грушевое повидло)
– Варенье из персика? (Персиковое варенье)
– Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь!
Заключительная часть
Подведение итогов
– Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали?
Рефлексия
– Что понравилось? Что было сложным?
Список литературы:
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5–6 лет с ОНР. – М.: Скрипторий 2003, 2013.
2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – М.: Каро, 2006.
4