Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы на тему «Овощи»
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.
Тема: «Овощи».
Программное содержание:
Цель: Развитие лексико- грамматического строя речи на тему «Овощи».
Задачи:
Коррекционно - образовательные: - актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи»; - закрепление образования существительных с суффиксом –ищ; - учить образовывать относительные прилагательные;
Коррекционно - развивающие: - развитие артикуляционной и мелкой моторики; - развитие зрительного и слухового внимания; - развитие логического мышления и воображения; - развитие речевого дыхания; - развитие координации речи с движением;
Коррекционно - воспитательные: - воспитание уважения друг к другу; - формирование познавательного интереса; - развитие активности и самостоятельности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мешочек с муляжами овощей, презентация с изображением овощей, шарики су-джок, бумажные (ламинированные) овощи на нитке, мяч.
Ход занятия:
1.Организационный момент + обоснование темы
Логопед: Здравствуйте, ребята! Какие все красивые! Как у вас настроение? Я много где была и решила зайти к вам в гости!
Сегодня я вам расскажу,
А про что я не скажу! А покажу!
Логопед: В этом мне поможет волшебный мешочек! Сейчас каждый из вас будет доставать то, что там спрятано и называть!
Дети: Достают называют овощи.
Логопед: Как это все можно назвать одним словом? Правильно это овощи! Догадались, о чем сегодня я вам расскажу?
Дети: Об овощах!
2. Артикуляционная гимнастика «Овощи»
Логопед: Для начала расскажу историю об одном бегемоте и пока рассказываю разомнем наш язычок! Садитесь перед зеркалами, ноги и спину ровно:
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, (открывать широко рот )
Он ходил в свой огород, («Часики»)
Улыбался во весь рот. («Улыбочка»)
Брал лопатку в руки («Лопаточка» )
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз
Наклонялся наш малыш. («Качели»)
Вот зелёный удалец –
Это вкусный огурец, («Трубочка»)
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. (Иголочка)
Здесь пузатый кабачок
Солнцу показал бочок. (щёки надуть )
Горькие здесь лук, чеснок,
Съесть он их уже не смог. (Улыбка – Трубочка)
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. («Чашечка»)
3. Демонстрация наглядного материала на тему «Овощи»
Логопед: Ой, молодцы! Я очень люблю все фотографировать. И сегодня принесла с собой фотографии с огорода того самого бегемота! Посмотрите и назовите что изображено.
Дети: Называют овощи.
Логопед: Как назовем это одним словом?
Дети: Овощи!
4. Дыхательная гимнастика «Спасаем овощи»
Логопед: Ребята, чтобы на овощи не напали вредные жучки, давайте подуем на них (раздать детям овощи на нитке)
Логопед: Берем за нитку так чтобы овощи были перед вашим лицом и дуем на них: вдыхаем носом, выдыхаем ртом!
Дети: Выполняют дыхательную гимнастику.
5. Пальчиковая разминка
Логопед: Ой, жучки ушли, но теперь пришли ежики. Давайте не дадим им похитить овощи и с ними сделаем гимнастику:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно да-да-да!
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живешь!
6. Игра «Огромные овощи»
Логопед: Вы большие молодцы! Теперь никто не будет мешать расти овощам! Скажите, а вы знаете бегемоты большие или маленькие?
Дети: Большие!
Логопед: Все верно, они большие и знаете овощи у них тоже большие! Например, у нас обычная морковка, а у бегемота морковище
Капуста – капустище
Картошка – картощище
Баклажан – баклажанище
Помидор – помидорище
Огурец – огуречище
Укроп – укропище!
Логопед: Да, вот такой необычный огород у бегемота!
7. Стихи «Небылицы»
Логопед: Чуть не забыла! По дороге к вам я сочинила стихотворение и хочу его рассказать: Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор
И увидел, как на грядке
Овощи играли в прятки!
Логопед: Ну как вам?
Дети: Называют ошибки.
Логопед: Правда? Ну а вот этот стишок правильный?
У меня на грядке Крокодил растет!
А в Москве-реке Огурец живет!
Я боюсь ребятки
Что за этот год
Вырастет на грядке
Целый бегемот!
Дети: Снова называют, что неверно.
8. Физминутка «Собираем урожай»
Логопед: Засиделись мы с вами, предлагаю немного размяться, давайте встанем в круг, смотрите и повторяйте за мной:
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
9. Игра «Готовим из овощей»
Логопед: Ребята, вот соберём урожай, а что дальше? Зачем нужны овощи? Что можно из них приготовить? А если приготовим:
Салат из моркови- морковный
Салат из капусты- капустный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из свёклы- свекольный
Суп из гороха – гороховый
Суп из картофеля – картофельный
Суп из овощей – овощной
Каша из тыквы - тыквенная
Икра из кабачков - кабачковая
Икра из баклажанов – баклажанов
10. Подведение итогов
Логопед: Ну что же ребята, с вами очень весело, но мне уже пора в путь! А вы запомнили, о чем я вам рассказывала? А это сейчас проверим, сыграем в игру «Доскажи словечко»: Зрел все лето урожай,
Что собрали? Отгадай!
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде- свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Логопед: Молодцы! А что вам запомнилось на занятии больше всего?
Галина Владимировна
Тихомирова Екатерина Витальевна