Конспект подгруппового логопедического занятия с элементами су-джок терапии
Конспект подгруппового логопедического занятия
с элементами су-джок терапии
Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать фонематический слух, развивать речевое дыхание, развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
2. Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношения звука [ш] в словах, предложениях. Закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
3. Упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательном значении.
4. Упражнять в умении логично и связно строить предложения, грамматически правильно дополняя их.
5. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
6. Воздействовать на биологические активные точки по системе Су – Джок.
7. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение работать в парах.
Оборудование:
Картинки, схемы, массажные мячики Су – Джок, аппликатор Кузнецова, Маша и медведь, мелкие игрушки, домик.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
- Отправимся в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
(Дети садятся на стулья. Изображение лесного домика.)
Сегодня мы с вами отправляемся в гости к лесным жителям, а самое главное мы будем продолжать учиться красиво и правильно говорить. Для
этого мы возьмем с собой звук, а вот какой отгадайте.
Отгадывание звука по описанию.
Язык находится за верхними зубами, в виде чашечки. Губы трубочкой. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Схема артикуляции звука)
Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [ш] красиво и правильно
в словах и предложениях.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча карандашами.)
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.
- Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей
звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть.
II. Основная часть
Артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика.
- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. (Сказка «Домашняя») и приготовить наши пальчики.
Пал. гимнастика с мячиком Су – Джок.
Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук с мячом)
Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)
Старшие братишки – (Сжать кулачки с мячиками, отставить большие пальцы и вращать ими).
Умные мальчишки.
Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы).
Только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)
Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их
Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой).
Вот язычок наш готов продолжать учиться правильно произносить звук (ш)
- А где можно услышать звук (ш?
(шелест листьев, шум ветра, шипение змеи)
- А что вы сами знаете о звуке (ш? (какой он) дети дают характеристику звуку (согласный, глухой, шипящий)
Изолированное произношение звука (И. П. З)
- Давайте произнесем звук. (работа со схемой (уточнение артикуляции)
тихо зашумел камыш (дети) ш-ш-ш.
Воздух вышел из колес (дети) ш-ш-ш.
Ветер листики понес (дети) ш-ш-ш.
- Молодцы, я вижу, вы готовы. Мишка приготовил для вас загадки, отгадайте
их.
1. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Задание: отгадай загадку и произнеси отгадку голосом выделяя звук (с массажным мячом)
Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (лягушка).
Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь).
Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка).
Два брюшка, четыре ушка (подушка).
На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков (шахматы).
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка (шуба).
- Молодцы, ребята! Мишка приглашает нас зайти в дом. Ой, какой же беспорядок у него дома. Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам.
2. Упражнение «Разложи по полочкам».
Задание: Определение места звука (Ш) в словах.
- На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Слова (картинки):
-Молодцы! Порядок навели, по полочкам все разложили. А теперь подумайте,
какие вещи в шкафу Машины, а какие Мишкины?
3. Упражнение «Что в шкафу?»
Задание: выбрать и выложить картинки со словами. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шахматы).
Справились, устали. Отдохнем немного.
4. Физ. минутка.
Упражнение «Мишка».
Что я слышу. Да это же Маша в гости пришла и что – то принесла. Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
5. Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».
(считаем, прокатывая мячик Су – Джок друг другу. Работа в парах.)
- Одна шишка, две шишки …
- Один орешек, два орешка …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
Молодец, Маша и вы ребята. Но кроме Маши есть у Миши ещё друзья.
Пойдемте по лесу пройдемся и с его друзьями познакомимся. У Мишки много
друзей. Давайте их найдём.
6. Упражнение с пальчиками «Человечек».
Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
Задание: дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами, работают в парах идут на встречу друг к другу:
- Я шла (шел, шла (шел, шла (шел) и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку,
мишку) нашла (ел).
Вот сколько друзей у Миши. И они хотят с нами поиграть.
7. Игра «Измени словечко»
Задание: ребенок, которому брошен мяч, меняет слово так, чтобы в нем
появился звук ш, солнце – солнышко.
Пух - … изба - …
Рубаха - … хлеб - …
Ухо - …
8. Чистоговорка.
- Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать.
(Да, очень).
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким
голосом, за Мишку – низким голосом).
Молодцы, ребята! Понравилось вам в гостях. Давайте на память нашим новым
друзьям оставим небольшие подарки.
9. Работа в тетрадях.
Вот и пора нам в сад возвращаться.
Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).
- Маше и Мишке понравилось с вами играть.
Полянская Оксана Николаевна