Конспект познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет) с использованием элементов сказкотерапии и экспериментирования «Зайкин домик» (по технологии «Ситуация»)

2
0
Материал опубликован 10 November 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ручеёк»









Городской дистанционный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС - 2021»

для педагогических работников образовательных учреждений



Номинация «Педагогическое занятие по ФГОС»




Конспект

познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет)

с использованием элементов экспериментирования и сказкотерапии «Зайкин домик»

(по технологии «Ситуация»)







Свитина Марина Павловна,

воспитатель, высшая квалификационная категория


Чепикова Виктория Николаевна,

педагог-психолог, высшая квалификационная категория


















г. Усть-Илимск

январь, 2021 г.

.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность (исследование свойств различных материалов).


Культурно-смысловой контекст: изготовление различных домов для игровой и экспериментальной деятельности.


Цель: овладение умением сравнивать свойства предметов (бумаги, камня) в процессе практического исследования объектов в познавательно-исследовательской деятельности.


Задачи: 

Исследовать свойства материалов (бумаги и камня) для постройки дома;

Наблюдать за ходом эксперимента, анализировать процесс наблюдения и делать обобщающие выводы;

Объединять ход эксперимента составлять алгоритм экспериментальных действий с помощью дидактической игрушки «Сороконожка»;

Оценивать результаты экспериментальной деятельности через смайлы с основными эмоциями (радость, грусть, задумчивость);

Воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.


Оборудование и материалы: игрушки: заяц, гусеница; смайлики с эмоциями (радость, грусть, задумчивость); салфетки бумажные (по количеству детей), камни (по количеству детей); ёмкости с водой (2 штуки); таблица для фиксации результатов опытов, фломастер; ширма; картинка – вывеска «Лесная лаборатория»; картинки-вывески правил поведения в лаборатории: «Не шуметь!», «Внимательно слушать», смайлики весёлые и грустные (по количеству детей).

Предварительная работа: рассказывание сказок: «Лиса и заяц», «Колобок», «Теремок»; заучивание потешек: «Заинька, войди в сад, Серенький войди в сад...», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...», «Вот мы руки развели, словно удивились...»; знакомство с символами – картинками: кирпич (прочность), перо (лёгкость), капля (намокамость).


Обогащение словаря: лаборатория, лаборанты.



















Введение в ситуацию.

Педагог - психолог:

Здравствуйте ребята! (педагог предлагает свою ладошку, каждый ребенок кладет свою руку на ладонь педагога, и все вместе говорят: «Здравствуйте!»)

- Ребята, а вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Хотите, я вас познакомлю с ещё одной сказкой?

(Педагог достаёт из-под ёлки игрушку зайца)

- Как вы думаете, о ком будет эта сказка?

- Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку…

(дети располагаются на ковре)

- «Жил был в лесу веселый Зайка.

- Зайка, какой был?

- Как это весёлый, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик веселье).

Жил он в своем маленьком, уютном домике. Но однажды проходил мимо задумчивый медведь, не заметил домика Зайки и наступил на него.

Остался Зайка без домика. Сидит в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет.

- Как это грустный, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик грусть).

Пробегала мимо него хитрая лисичка и посоветовала построить новый домик из бумаги. А любопытный ежик тоже пожалел Зайку и посоветовал построить новый домик из камня.

Задумался Зайка, из чего же строить ему домик?».

- Как это задумался, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик задумчивость).

Актуализация знаний и умений.

- Ребята, правда, из чего же всё-таки построить домик зайчику.

- Кто знает, из чего ещё дома можно строить?

Пальчиковая игра:

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Смотрите: стены (руки перед собой ладонями во внутрь)

Окна (руки перед собой ладонями к лицу)

Крыша (изображаем крышу)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Пусть все об этом слышат («гладим» уши)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Он будет очень нужным («грозим» указательным пальцем)

Смотрите, вот крыльцо (правой рукой «показываем» крыльцо)

И двери (имитируем открывание двери)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Он будет очень дружный (обнимаем себя)

Мы в это верим!!!

Затруднение в ситуации.

(Педагог обращается к игрушке зайчику)

- Зайчик хотел бы, чтоб его новый дом был крепким, чтоб не ломался, тяжёлым, чтоб не мог улететь от ветра и непромокаемым, чтоб ему там было всегда сухо и тепло.

- А, чтобы узнать о пригодности материала для строительства дома, надо проверить его на прочность, лёгкость и намокаемость.

Педагог обращается к игрушке – зайка говорит, что здесь не далеко есть «Лесная лаборатория», где хозяйка его подружка Сороконожка, мы там-то и сможем проверить материал на прочность, лёгкость и намокаемость.

Отправляются в путь по тропинке

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Физминутка «Мы шагаем по дорожке»

Мы шагаем по дорожке,

Раз, два, раз два

Дружно хлопаем в ладошки,

Раз, два, раз два

Поднимаем ручки

К солнышку и тучки,

Вдоль дорожки – лесок

Он и близок, и далёк,

Там живёт зайчишка Скок

Быстро прячется в кусток.

Открытие нового знания, способа действия.

- а вот и «Лесная лаборатория» (дети проходят за ширму, оборудовано место в группе под лабораторию) их встречает дидактическая игрушка «Любознательная Сороконожка»).

- Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Меня зовут «Любознательная Сороконожка», я очень любопытна и любознательна. А больше всего на свете я люблю ставить различные опыты и эксперименты.

- Что вас привело в мою лесную лабораторию?

- Хорошо, я помогу вам, но в моей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (обращает внимание на знаки: «Быть внимательным», «Не шуметь»). Если вы их будите соблюдать, то у вас непременно всё получиться.

- Предлагаю вам одеть фартучки, чтобы быть настоящими лаборантами в моей лесной лаборатории. (Одевают)

- Кто работает в лаборатории?

- Давайте повторим это сложное слово все вместе.

(дети произносят все вместе слово лаборанты)

1. Я посмотрела в интернете, что можно проводить эксперименты с разными материалами (выложить голову гусеницы с вопросами, а над вопросами картинка «посмотреть в интернете»).

2. Предлагаю проверить на прочность, лёгкость и намокаемость бумагу и камень (выложить кружок с белым квадратом).

3. Для этого нам необходимо подготовить оборудование для проведения эксперимента (выложить кружок с оборудованием).

- А я добавлю ножки сапожки нашей гусенице (выложить под круг оборудование: бумага, камень)

- Выбирайте, кто с каким материалом будет проводить эксперимент (выбирают)

- Кто выбрал камень проходите за стол, это будет ваш лабораторный стол. (Проходят)

- а кто выбрал бумагу, проходите за стол, (это будет ваш лабораторный стол).

- 4. Но, чтобы узнать качества наших материалов, мы должны с ними поэкспериментировать, совершить какие-то действия (выложить кружок с изображением ладошки).

Включение нового способа действия в систему знаний ребенка.

- Чтобы не забыть результаты опытов, давайте будем их заносить в таблицу. (Обратить внимание, на доске висит таблица)

- Заполнить таблицу нам поможет Зайка, вы согласны?

- Проверяем материалы на прочность (предлагаю помять, порвать)

- Что произошло с бумагой?

- Что произошло с камнем?

(дети делают выводы, а зайчик фиксирует в таблице)

(Педагог подставляет ножки-сапожки действие «разделить»)

- Ребята, а кто знает, как проверить на лёгкость материал?

(проверяют различными предложенными способами, и делают выводы)

(Зайчик отмечает результат опыта в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие подставляет ножки – сапожки, действие «подуть»)

- Какое качество мы ещё не проверили у строительных материалов? (педагог обращает внимание на каплю в таблице)

- А как можно узнать о том размокает материал или нет?

(дети опускают бумагу и дерево в воду, наблюдают, делают выводы)

(Заяц фиксирует в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие, подставляет ножки – сапожки действие «намочить»)

- Давайте посмотрим на таблицу и решим, из какого материала Зайке строить дом. Почему?

- А бумага, почему не подойдёт?

Создание ситуации успеха.

- Кто нам помогал сегодня работать в лаборатории и проводить опыты?

- Давайте, повторим, что мы делали, чтобы узнать, какой материал пригоден для строительства дома для Зайчика?

(дети рассказывают последовательность эксперимента по выложенному алгоритму дидактического пособия «Любознательная Сороконожка»)

- Вы довольны своей проделанной работой?

(выложить кружок с изображением весёлого смайлика или грустного).

- Как вы считаете, Зайчик доволен, что мы ему помогли определиться с выбором материала?

- Какое у него сейчас настроение?

- Как это хорошее, покажите?

(дети показывают мимикой настроение зайчика)

Рефлексия.

- Ребята, если вам интересно было сегодня работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите хозяйке лаборатории, Сороконожке, весёлый (смайлик).

А если вам было не интересно работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите печальный смайлик.

(дети выполняют)

А мы с вами, когда вернёмся в детский сад, то непременно построим зайчику домик из камушков, ведь теперь мы знаем, что в домике и камней будет тепло и уютно и надёжно.

Педагог-психолог:

Давайте скажем «до свидания» нашей сказке.

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад нам всем пора,

До свидания, детвора!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации