Конспект познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет) с использованием элементов сказкотерапии и экспериментирования «Зайкин домик» (по технологии «Ситуация»)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ручеёк»
Городской дистанционный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС - 2021»
для педагогических работников образовательных учреждений
Номинация «Педагогическое занятие по ФГОС»
Конспект
познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет)
с использованием элементов экспериментирования и сказкотерапии «Зайкин домик»
(по технологии «Ситуация»)
Свитина Марина Павловна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
Чепикова Виктория Николаевна,
педагог-психолог, высшая квалификационная категория
г. Усть-Илимск
январь, 2021 г.
.
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность (исследование свойств различных материалов).
Культурно-смысловой контекст: изготовление различных домов для игровой и экспериментальной деятельности.
Цель: овладение умением сравнивать свойства предметов (бумаги, камня) в процессе практического исследования объектов в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Исследовать свойства материалов (бумаги и камня) для постройки дома;
Наблюдать за ходом эксперимента, анализировать процесс наблюдения и делать обобщающие выводы;
Объединять ход эксперимента составлять алгоритм экспериментальных действий с помощью дидактической игрушки «Сороконожка»;
Оценивать результаты экспериментальной деятельности через смайлы с основными эмоциями (радость, грусть, задумчивость);
Воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Оборудование и материалы: игрушки: заяц, гусеница; смайлики с эмоциями (радость, грусть, задумчивость); салфетки бумажные (по количеству детей), камни (по количеству детей); ёмкости с водой (2 штуки); таблица для фиксации результатов опытов, фломастер; ширма; картинка – вывеска «Лесная лаборатория»; картинки-вывески правил поведения в лаборатории: «Не шуметь!», «Внимательно слушать», смайлики весёлые и грустные (по количеству детей).
Предварительная работа: рассказывание сказок: «Лиса и заяц», «Колобок», «Теремок»; заучивание потешек: «Заинька, войди в сад, Серенький войди в сад...», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...», «Вот мы руки развели, словно удивились...»; знакомство с символами – картинками: кирпич (прочность), перо (лёгкость), капля (намокамость).
Обогащение словаря: лаборатория, лаборанты.
Введение в ситуацию.
Педагог - психолог:
Здравствуйте ребята! (педагог предлагает свою ладошку, каждый ребенок кладет свою руку на ладонь педагога, и все вместе говорят: «Здравствуйте!»)
- Ребята, а вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Хотите, я вас познакомлю с ещё одной сказкой?
(Педагог достаёт из-под ёлки игрушку зайца)
- Как вы думаете, о ком будет эта сказка?
- Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку…
(дети располагаются на ковре)
- «Жил был в лесу веселый Зайка.
- Зайка, какой был?
- Как это весёлый, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик веселье).
Жил он в своем маленьком, уютном домике. Но однажды проходил мимо задумчивый медведь, не заметил домика Зайки и наступил на него.
Остался Зайка без домика. Сидит в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет.
- Как это грустный, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик грусть).
Пробегала мимо него хитрая лисичка и посоветовала построить новый домик из бумаги. А любопытный ежик тоже пожалел Зайку и посоветовал построить новый домик из камня.
Задумался Зайка, из чего же строить ему домик?».
- Как это задумался, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик задумчивость).
Актуализация знаний и умений.
- Ребята, правда, из чего же всё-таки построить домик зайчику.
- Кто знает, из чего ещё дома можно строить?
Пальчиковая игра:
Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)
Смотрите: стены (руки перед собой ладонями во внутрь)
Окна (руки перед собой ладонями к лицу)
Крыша (изображаем крышу)
Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)
Пусть все об этом слышат («гладим» уши)
Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)
Он будет очень нужным («грозим» указательным пальцем)
Смотрите, вот крыльцо (правой рукой «показываем» крыльцо)
И двери (имитируем открывание двери)
Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)
Он будет очень дружный (обнимаем себя)
Мы в это верим!!!
Затруднение в ситуации.
(Педагог обращается к игрушке зайчику)
- Зайчик хотел бы, чтоб его новый дом был крепким, чтоб не ломался, тяжёлым, чтоб не мог улететь от ветра и непромокаемым, чтоб ему там было всегда сухо и тепло.
- А, чтобы узнать о пригодности материала для строительства дома, надо проверить его на прочность, лёгкость и намокаемость.
Педагог обращается к игрушке – зайка говорит, что здесь не далеко есть «Лесная лаборатория», где хозяйка его подружка Сороконожка, мы там-то и сможем проверить материал на прочность, лёгкость и намокаемость.
Отправляются в путь по тропинке
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Физминутка «Мы шагаем по дорожке»
Мы шагаем по дорожке,
Раз, два, раз два
Дружно хлопаем в ладошки,
Раз, два, раз два
Поднимаем ручки
К солнышку и тучки,
Вдоль дорожки – лесок
Он и близок, и далёк,
Там живёт зайчишка Скок
Быстро прячется в кусток.
Открытие нового знания, способа действия.
- а вот и «Лесная лаборатория» (дети проходят за ширму, оборудовано место в группе под лабораторию) их встречает дидактическая игрушка «Любознательная Сороконожка»).
- Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Меня зовут «Любознательная Сороконожка», я очень любопытна и любознательна. А больше всего на свете я люблю ставить различные опыты и эксперименты.
- Что вас привело в мою лесную лабораторию?
- Хорошо, я помогу вам, но в моей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (обращает внимание на знаки: «Быть внимательным», «Не шуметь»). Если вы их будите соблюдать, то у вас непременно всё получиться.
- Предлагаю вам одеть фартучки, чтобы быть настоящими лаборантами в моей лесной лаборатории. (Одевают)
- Кто работает в лаборатории?
- Давайте повторим это сложное слово все вместе.
(дети произносят все вместе слово лаборанты)
1. Я посмотрела в интернете, что можно проводить эксперименты с разными материалами (выложить голову гусеницы с вопросами, а над вопросами картинка «посмотреть в интернете»).
2. Предлагаю проверить на прочность, лёгкость и намокаемость бумагу и камень (выложить кружок с белым квадратом).
3. Для этого нам необходимо подготовить оборудование для проведения эксперимента (выложить кружок с оборудованием).
- А я добавлю ножки сапожки нашей гусенице (выложить под круг оборудование: бумага, камень)
- Выбирайте, кто с каким материалом будет проводить эксперимент (выбирают)
- Кто выбрал камень проходите за стол, это будет ваш лабораторный стол. (Проходят)
- а кто выбрал бумагу, проходите за стол, (это будет ваш лабораторный стол).
- 4. Но, чтобы узнать качества наших материалов, мы должны с ними поэкспериментировать, совершить какие-то действия (выложить кружок с изображением ладошки).
Включение нового способа действия в систему знаний ребенка.
- Чтобы не забыть результаты опытов, давайте будем их заносить в таблицу. (Обратить внимание, на доске висит таблица)
- Заполнить таблицу нам поможет Зайка, вы согласны?
- Проверяем материалы на прочность (предлагаю помять, порвать)
- Что произошло с бумагой?
- Что произошло с камнем?
(дети делают выводы, а зайчик фиксирует в таблице)
(Педагог подставляет ножки-сапожки действие «разделить»)
- Ребята, а кто знает, как проверить на лёгкость материал?
(проверяют различными предложенными способами, и делают выводы)
(Зайчик отмечает результат опыта в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие подставляет ножки – сапожки, действие «подуть»)
- Какое качество мы ещё не проверили у строительных материалов? (педагог обращает внимание на каплю в таблице)
- А как можно узнать о том размокает материал или нет?
(дети опускают бумагу и дерево в воду, наблюдают, делают выводы)
(Заяц фиксирует в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие, подставляет ножки – сапожки действие «намочить»)
- Давайте посмотрим на таблицу и решим, из какого материала Зайке строить дом. Почему?
- А бумага, почему не подойдёт?
Создание ситуации успеха.
- Кто нам помогал сегодня работать в лаборатории и проводить опыты?
- Давайте, повторим, что мы делали, чтобы узнать, какой материал пригоден для строительства дома для Зайчика?
(дети рассказывают последовательность эксперимента по выложенному алгоритму дидактического пособия «Любознательная Сороконожка»)
- Вы довольны своей проделанной работой?
(выложить кружок с изображением весёлого смайлика или грустного).
- Как вы считаете, Зайчик доволен, что мы ему помогли определиться с выбором материала?
- Какое у него сейчас настроение?
- Как это хорошее, покажите?
(дети показывают мимикой настроение зайчика)
Рефлексия.
- Ребята, если вам интересно было сегодня работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите хозяйке лаборатории, Сороконожке, весёлый (смайлик).
А если вам было не интересно работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите печальный смайлик.
(дети выполняют)
А мы с вами, когда вернёмся в детский сад, то непременно построим зайчику домик из камушков, ведь теперь мы знаем, что в домике и камней будет тепло и уютно и надёжно.
Педагог-психолог:
Давайте скажем «до свидания» нашей сказке.
Мы на миг закроем глазки,
Открываем - мы не в сказке.
В детский сад нам всем пора,
До свидания, детвора!