Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов Lego Edication на тему «Путешествие по реке Вишера»
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов Lego Edication
на тему «Путешествие по реке Вишера»
Подготовила: воспитатель
ДОУ детского сада №12
г.Красновишерска
Пермского края
Ильиных Мария Ивановна
Цель: Создать оптимальные условия для развития конструкторских умений посредством освоения Лего-конструирования.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о водном транспорте;
- Знакомить с историей судоходства в городе Красновишерск;
- Закрепить принципы работы простого механизма – зубчатая передача;
-Формировать умение применять простые механизмы (зубчатую передачу) при конструировании модели водного транспорта, продолжать учить приемам сборки модели с помощью конструкторов Lego Edication «Простые механизмы»;
Развивающие:
- Развивать детское техническое творчество;
- Развивать мелую моторику рук;
- Обогащать опыт совместного общения детей при решении конструкторских задач;
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки при взаимодействи в парах, в подгруппах, в коллективе для достижения общей цели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: знакомство с принципами работы простого механизма - зубчатой передачи, НОД «Водный транспорт», лото «На воде, на земле, в воздухе», экспериментальная деятельность «Опыты с водой», «Тонет-не тонет», «Плыви мой кораблик», целевая прогулка на реку Вишера, конструирование из конструктора фирмы «Полесье» «Кораблик», оригами «Лодочка».
Демонстрационный материал: презентация к занятию, карта города Красновишерск и реки Вишеры.
Раздаточный материал: наборы конструкторов LEGO Education, фотообразцы модели зубчатой передачи, конструкторы «Бауэр - Полесье», «Шестеренки», макеты домов, деревьев, фигурки людей. Фишки-значки двух цветов: 6 штук синего и 6 штук голубого.
Бросовый материал: ткань голубого цвета, картон, коробочки.
Оборудование: интерактивная доска, столы для работы детей, столы для макета, стулья, мольберт.
Участники совместной деятельности: 12 детей старшего дошкольного возраста (от наличия конструкторов)
Ход совместной деятельности:
Организационно-мотивационная часть
Восп.: Дети, послушайте стихотворение поэтессы Татьяны Поросковой «Я помню Вишеру» и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.
(педагогситает стихотворение)
Я помню Вишеру жемчужной.
На перекатах говорок.
На таганке варился ужин,
На гальке дымный костерок.
Я помню драгу и лесины,
что уплывали по реке.
Шептали робкие осины.
Стояли кедры вдалеке.
Летели быстрые пироги.
Мальчишки уплывали вдаль.
Ласкались волны прямо в ноги.
И опускалась ночи шаль.
Бежали годы и эпохи.
Менялись люди и века.
Но слышу я, как стоны, вздохи.
Всё та же Вишера-река.
Восп.: Вы уже догадались? (дети отвечают) Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по реке Вишера. Чтобы рассказать о ней, мы разделимся на 2 группы с помощью фишек – значков (дети выбирают себе фишку и рассаживаются в подгруппы).
2. Основная часть
Слайд (река Вишера)
Восп.: «В своих подгруппах расскажите друг другу, что вы знаете об этой реке»? (дети делятся сведениями друг с другом).
Восп.: «В подгруппах выберите по одному человеку, который расскажет всем нам о реке Вишера». (Дети выбирают, один из подгруппы отвечает, например: протекает в нашем городе Красновишерск; она очень длинная и большая; водится много разной рыбы, люди рыбачат на реке, сплавляются, по ней плавают лодки и катера, речной трамвайчик, добывали алмазы раньше).
Слайд. ( Карта реки Вишера)
Восп.: «Вы правы. Спасибо за ответы. А вы знаете, что длина Вишеры 415 км и по своей протяженности она занимает пятое место среди рек Пермского края. (педагог на интерактивной доске показывает карту реки Вишера).
Восп.: «Кто желает показать на карте, где берет начало свое река и где впадает в другую реку». (ребенок показывает на карте реку)
Восп.: «Река Вишера берет начало в горах Северного Урала. А впадает в какую реку»? (ответы детей: Каму)
Слайды (Судоходство на реке Вишера - фотореппортаж)
Восп.: «С давних пор Река Вишера служила важным водным путем. По ней шла дорога за Урал. Раньше здесь ходили торговые суда, буксирные и пассажирские пароходы. И начинали они свой путь от пристани. Кто знает, что обозначает это слово - пристань? (дети предполагают) Это речной вокзал. Его построили еще для удобства пассажиров, приезжающих и уезжающих из города. Раньше по реке ходили белые пароходы с мощными звонкими гудками и речники. Как вы думаете, куда плыли люди на пароходах? (дети отвечают) Они плыли в другие города: Чердынь, Соликамск, даже Пермь. Когда я была маленькой, летом вместе с родителями, мы плавали на катере под названием «Заря» до Чердыни. Было очень здорово плыть, любоваться красотами вишерской природы.
Слайд (фото «Бумкомбинат», сплав леса по реке Вишера)
Восп.: Посмотрите на этот слайд. В своих подгруппах обсудите, что изображено на фото. (дети размышляют, вспоминают, делятся знаниями: когда в городе делали бумагу, то по реке Вишера сплавляли лес для ее изготовления)
Восп.: В своих подгруппах подумайте, почему сейчас у нас нет в городе пассажирских пароходов.(Дети обсуждают, предполагают)
Слайд (обмельченная река Вишера)
Восп.: Со строительством дороги в другие города люди больше стали пользоваться автотранспортом. И кроме того, река Вишера очень обмелела. Во многих местах реки на дне лежат затонувшие бревна, которые мешают судоходству. А вам бы хотелось попутешествовать на водном транспорте по нашей красавице Вишере?
Слайд (физминутка)
(физминутка «К реке быстро мы спустились»)
Слайд (загадка: изображение зубчатой передачи, детали конструктора)
Восп.: «Вам даю подсказку, как мы отправимся путешествовать. Догадались? (ответы детей: сделаем из конструктора водный транспорт, работающий на зубчатой передаче) В своих подгруппах найдите себе пару и займите место за рабочим столом. На столах у вас есть фотоподсказки, как можно сделать из легоконструктора водный транспорт и способы конструирования зубчатой передачи. В паре обсудите и договоритесь, какой водный транспорт сделаете. Как он поможет нам в путешествии.
(дети обсуждают модель и конструируют, помогают друг другу, советуются с педагогом, в процессе конструирования педагог индивидуально спрашивает детей о принципах работы зубчатой передачи, где она располагается в модели, наблюдает за работой детей)
3. Рефлексия: оценка совместной деятельности, определение перспектив дальнейшей деятельности
Восп.: Наш водный тарнспорт готов. Но у нас нет реки и пристани. По одному их подгруппы вытяните карточку (на карточке – модель пристани,на другой карточке – оформление макетареки Вишеры) Одна подгруппа строит сообща пристань, другая – выбирает материал для реки и оформляет макет.
(дети оформляют макет)
Восп.: Наше путешествие начинается. По очереди расскажите, что вы построили и как вы будете путешествовать на нем. (дети рассказывают и затем «путешествуют по реке Вишера»)
Педагог благодарит детей за участие, хвалит. Просит ответить, что было интересным, трудным в процессе конструирования. Что можно еще внести в макет, кому показать и дать им поиграть.
( В зависимости от интереса детей к макету, он остается в группе. Дети играют, изменяют его: добавляют горы, пляжи; удлиняют макет. Разыгрывают разные сюжеты «На рыбалке», «Подводный мир Вишеры», «Спасательная операция», «Очистим дно реки» и т.п..)
Список литературы:
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
Катер с очичающими от загрязнения турбинами
Моторная лодка
Катер для исследования реки Вишеры
Подводная лодка
Буксирный катер
Макет