Конспект сценария музыкального путешествия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гости к бабушке Кулине»
Конспект сценария музыкального путешествия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гости к бабушке Кулине»
Музыкальный руководитель Анисимова М.Г.
"МАДОУ Детский сад №200" г. Чебоксары
Аннотация. Данный материал носит в себе не только развлекательный, воспитательный характер, но и познавательный: просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать ее историю, семейные ценности, народные традиции. Семья – главная ценность для каждого чуваша: любовь, взаимопонимание, доверие друг к другу. Поэтому и семейные ценности почитаются свято. В чувашских семьях всегда с большим уважением относятся к пожилым, любят младших, почитают родителей. .Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а так же учителям младших классов при составлении и проведении чувашских национальных праздников или развлечений.
Ключевые слова. семья, мои друзья, домашние животные, любимая деревня, чувашский край.
Цель: расширение знаний и кругозора детей о чувашском крае, формирование представлений о жизни, быте и семейных традициях чувашского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о семье, о родном крае;
- развивать в детях интерес к чувашскому фольклору;
- формировать нравственные качества детей: уважать старших, умение дружить.
Развивающие:
- Развивать нравственно-патриотические качества;
- развивать любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к семье, родному краю;
- воспитание доброжелательности, уважительного отношения к старшим;
-создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения.
Ход
Звучат чувашские народные наигрыши. Дети вместе с девушкой Сарпиге входят в зал цепочкой, заводят чувашский народный хоровод «Илемле», чув. нар. музыка.
Сарпиге. Ырӑ кун пултӑр, хаклӑ тусӑмсем!
Ачасем, что – то мы давно не получали писем из деревни от любимой бабушки Кулине (беседа о семье)
Дети читают стихи
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Влетает Сорока
Сорока. Я, сорока – белобока,
Прилетела из далёка,
Торопилась, как могла
Письмецо вам принесла (отдаёт Сарпиге)
Сарпиге читает письмо: «Очень соскучилась по своим внучатам. Всех жду в гости, ваша асанне Кулине»
Сарпиге.
Ребята, оправимся в гости к асанне Кулине? (ответ)
Вот только дорогу я точно не знаю. Ну да ничего, спросим у кого-нибудь.
Музыкально-ритмические упражнение «По узенькой дорожке»
По узенькой дорожке
Шагали наши ножки
По кочкам, по кочкам, в ямку бух!
В ямку упали, петушка увидали.
Выходит Петух (Автан тус), расхаживает внутри полукруга
Автан тус.
Тук – тук, тук – тук
Ходит по двору петух
Сам со шпорами, хвост с узорами
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит
Ки – ки – ру – ку! Сывлах, сунатап, ачасем!
Дети.
Сывлах сунатпар, автан, тус!
Дети исполняют песню «Автан тус», муз. С.Максимова.
На шумовых инструментах дети играют плясовую «Петушки и курочки», муз.Н.Казакова.
Сарпиге. Автан тус, подскажи, как нам к асанне Кулине пройти?
Автан тус. Ки – ки – ру – ку! Прямо по дорожке весело скачите.
Музыкально-ритмические упражнение «Веселые скачки»
Ребенок. Юланутна пымашкоп
Лайах аркаша
Алкише чупать
Çурен (лаша)
Появляется Лошадка (Лаша)
Лаша. Сывлах, сунатап, ачасем!
Дети. Сывлах сунатпар, Лаша!
Ребенок. Лаша пулнӑ?
Лаша. Уйра уҫӑлса ҫӳренӗ
Ребенок. Уйра мӗн тунӑ?
Лаша. Симӗс курӑк
Сарпиге. Лаша, подскажи, как нам к асанне Кулине пройти?
Лаша. И-го-го! Прямо по дорожке идите.
Музыкально-ритмические упражнение «Ножки-сапожки»
Ножки, ножки, бежали по дорожке
Лугом, лесочком, прыгали по кочкам
Прибежали на лужок, потеряли сапожок
Асанне Кулине нашли
Входит асанне Кулине, дети подходят к ней
Асанне. Сывлӑх сунатӑп мӑнукӑмсем , я вам очень рада! Как же вы дорогу нашли, не заблудились! (Дети рассказывают кого встретили).
Асанне. Это они с моего двора ушли, калитку я забыла закрыть. Ну, не беда, петушок и лошадка вернуться, а вот поросята – озорники. Наверное заигрались где-нибудь и забыли, что домой нужно спешить.
Сарпиге. Асанне Кулине, давайте мы вам поможем. Вместе с ребятами позовём поросят. Как их зовут?
Асанне. Пятачок и Хрюша.
Дети зовут поросят. Появляются поросята
Асанне. Идите сюда, озорники. Убежали из дома?
Поросята хрюкают, присаживаются возле асанне Кулине
Асанне. Проголодались? (кормит поросят)
Асанне. (смотрит вдаль) Кто это в моём огороде хозяйничает? Да это коза капустой лакомиться.
Ребенок.
Качар-качар качака,
Кучар-манар майрана,
Кирсе кайна пахчана
Исполняется игровой хоровод «Качака», муз. А.Токарева.
Асанне. Ну вот, теперь все, кажется, дома
Ребенок. Нет, асанне, не все, послушайте мою загадку
Сетел, сенче ларать кушак
Унтан хайма
Варлать (кушак)
Появляется Кот (кушак)
Кушак. Мяу! Мяу! Я то, здесь, а где моя любимая Зорька?
Асанне. Верно, про Зорьку забыли. Она на лугу с утра, до вечера сочную травку жуёт.
Кушак. Лёне молоко даёт
Ребенок.
Теленмелле енерен,
Ене кавлет весемрен
Кавленерен весемрен
Сетне парать кунсерен
Асанне. Кушак Васка, тух, хавала енене
Кушак. Юрать, юрать, хавалан
Кушак вводит за верёвку корову (в руках у коровы бидон)
Асанне. Нагулялась, Зорька, наелась травки? (гладит корову) Коровушка моя любимая, угости ребяток молочком
Корова. Му-му! Молочком поить люблю (Отдаёт бидон бабушке)
Сарпиге и Асанне Кулине. Пурте савӑнӑҫлӑ ташша чӗнетпӗр! (приглашают всех ребят на танец)
Исполняется танец «Чувашские узоры», муз. Ф.Лукина.
Асанне Кулине благодарит всех детей и угощает «молоком».