Конспект учебного занятия с детьми 6-ти лет «Э.Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»»
«Э.Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»»
Конспект учебного занятия с детьми 6-ти лет
в детской образовательной студии «Дошкольник»
ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»
Цель: развитие связной речи детей посредством расширения знаний об изменениях в природе весной (через знакомство с произведением Э. Шима).
Задачи: (в соответствии с этапами занятия)
Закрепить умение соотносить последовательность времен года и названий месяцев относительно друг друга.
Способствовать совершенствованию фонематического восприятия (умению выделять звук в словах и проведению звукового анализа слова).
Способствовать развитию связной речи у детей (умению отвечать на вопросы педагога полными предложениями, использовать в речи предложения сложных грамматических конструкций).
Продолжать знакомство детей с ребусами и способами работы с ними.
Продолжить работу по формированию слухового внимания и памяти.
Оборудование и материалы: фланелеграф, мяч, магнитная доска, квадратики красного, зеленого и синего цвета, буквы на магнитах, музыкальный треугольник, сюжетная картинка «Ранняя весна» художника М.Г. Пишвановой, индивидуальные наборные полотна с буквами, предметные картинки, ребусы, иллюстрации к сказке.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин).
Дети проходят в кабинет; садятся на стульчики, расставленные по краю овального коврика перед доской (фланелеграфом); здороваются с педагогом.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем занятии. Все готовы заниматься? Тогда мы начинаем!
Игра «Что раньше? Что позже?» (2 мин).
Педагог проводит игру, задает детям вопросы, при этом передает мяч по круг.
- Какое сейчас время года? (весна)
- А перед весной какое было время года? (зима)
- А после весны, какое время года наступит? (лето)
- Назовите все весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- А какой сейчас месяц? (март)
- А в народе месяц март получил иное название. Прочитайте его. (Капельник)
- Почему народ придумал такое название? (От солнечных лучей снег становится рыхлым. Сугробы оседают. Сосульки падают и разбиваются. В полдень поет песенку мартовская капель.)
Звукобуквенный анализ слова (3 мин).
Педагог выставляет магнитную доску, где с помощью магнитных букв выложено слово «капельник» и проводит звукобуквенный анализ слова. Дети дают характеристику каждому звуку, обозначают его квадратиком определенного цвета, который прикрепляют под буквами: гласный звук – красный, согласный твердый звук – синий, согласный мягкий звук – зеленый.
- «Зажжем» разноцветными огоньками все звуки в слове «капельник».
- Какой первый звук в слове? ([к])
- Гласный он или согласный? (согласный)
- Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом его обозначим? (синим) и т.д.
- Сколько букв в слове «капельник»? (9)
- Сколько звуков в этом слове? (8)
- Сравните количество букв и звуков. Что вы заметили? (букв больше, а звуков меньше)
- Почему? (мягкий знак никакого звука не обозначает)
- А для чего же он нам нужен? Какова его роль в слове? (смягчает предыдущий согласный звук)
- Молодцы, справились с заданием!
Пальчиковая гимнастика (2 мин).
Педагог проигрывает определенный ритм на музыкальном треугольнике, начиная с медленного темпа, затем к умеренному, заканчивая быстрым. Дети повторяют этот ритм, отбивая его пальчиками одной руки на ладошке другой.
- Ребята, мы с вами сказали, что в марте можно услышать веселую песенку капели. Изобразим эту песенку с помощью наших пальчиков.
- По левой ладошке будем отстукивать ритм падающих капелек пальчиками правой руки в определенной последовательности.
- Левая ладошка будет лужица, а пальчики правой руки – капельки. Большая капелька уже приготовилась, падает в лужицу и поет «кап» и т.д.
- Попробуем все вместе. (От большого пальчика к мизинцу)
- А теперь я задам вам ритм с помощью музыкального треугольника.
Работа по сюжетной картинке (3 мин). (Приложение 1)
Педагог проводит фронтальную работу со всей группой детей по сюжетной картинке «Ранняя весна» художника М.Г. Пишвановой. Дети отвечают на вопросы.
- Какое время года изображено на картинке? (весна)
- Ранняя весна или поздняя? (ранняя)
- Как вы догадались? (дети называют приметы весны, которые подтверждают это)
- Ребята, а как вы думаете, какая весенняя примета самая главная, самая важная? От какой весенней приметы зависят все остальные? (дети называют по своему усмотрению главную весеннюю примету)
- Так и героям сказки Эдуарда Юрьевича Шима тоже было трудно выбрать главную причину прихода весны. А сказка так и называется, как зовут ее героев. Их имена я для вас загадала разными интересными способами. Попробуем отгадать? Я думаю, что у вас это получится!
Отгадывание имен героев сказки (8 мин).
Дети садятся за столы. Перед ними лежат разрезные азбуки. Педагог показывает карточки с изображением предметов. Дети определяют первую букву в названии предмета и выкладывают ее перед собой из азбуки.
1. Имя первого героя сказки вы отгадаете по первым буквам моих картинок. (Приложение 2)
- Какой предмет изображен на первой картинке? (санки)
- Какую первую букву мы с вами будем выкладывать?
- Какой предмет изображен на следующей картинке? (очки)
Работа ведется аналогичным образом. Педагог показывает детям картинки с изображением лодки, нитки, цепи, ежевики.
- Прочитайте получившееся слово. (Солнце)
2. Имя второго героя узнаете, если правильно отгадаете загадку.
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
3. Имя третьего героя вы узнаете, если отгадаете ребус. А вы знаете, то такое ребус? (правильно, зашифрованное слово)
- Ребус может быть составлен с помощью букв, картинки и даже каких-то знаков, которые тоже имеют свое значение.
- Ребята, посмотрите, какой предмет изображен на картинке вначале? (рука)
- Выкладываем слово «рука» из букв разрезной азбуки.
- А после картинки художник изобразил какие-то знаки. Как они называются? (запятые)
- Кто из вас помнит, какое они имеют значение для отгадывания ребуса? (убираем столько букв, сколько стоит запятых.)
- Если запятые стоят перед картинкой, то убираем буквы в начале слова, а если после картинки, то убираем буквы в конце слова.
- Какие буквы мы будем убирать? (к, а)
- А затем мы должны выложить те буквы, которые написаны на моей карточке далее.
- Прочитайте, какое слово у нас получилось? (Ручей)
- Это наш следующий герой сказки.
4. Имя последнего четвертого героя вы узнаете, если отгадаете еще один ребус.
- Какие буквы вы должны выложить из разрезной азбуки? (к, а)
- А затем на картинке изображен, какой предмет? (пень)
- Выложим название этого предмета с помощью букв, немного отступив. Какая буква будет первой в этом слове? Второй? Третьей? Прочитайте получившееся слово. Молодцы, что не забыли мягкий знак. Какова его роль в слове? (смягчает предыдущий согласный)
- Ребята, посмотрите внимательно на ребус. У нас осталось еще одно задание.
- Кто сможет его прочитать? (п = м)
- Как вы думаете, что может означать эта запись? (вместо буквы «п» надо поставить букву «м»)
- Выполните это задание.
- А теперь сдвиньте все буквы вместе. Какое получилось слово? (Камень)
- Это наш последний герой.
- Молодцы, ребятишки, имена всех героев нашей сказки отгадали!
- Я их поставила в той последовательности, как называется сказка, с которой я хочу вас познакомить. Ее название «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
Знакомство с произведением (6 мин).
Дети возвращаются на стульчики, расставленные по краю овального коврика, перед доской. Педагог читает сказку, постепенно выставляя картинки с ее героями. Затем проводит беседу по ее содержанию с детьми. (Приложение 4, 5)
- Ребята, я вам сейчас ее прочитаю, а вы внимательно слушайте и попробуйте ответить на вопрос: «Кто же весну делает? Какова же главная весенняя примета?»
- Ребята, кто же весну делает? Какова же главная весенняя примета? (сильнее пригревает солнышко)
- Между кем произошел спор в этой сказке? (между Камнем, Сосулькой, Ручейком)
- Как хвалился старый Камень – валун? (у него бока горячие, вокруг него снег тает, и травка зеленеет)
- Почему Ручей всем доказывал, что это он весну делает? (Камень – лежебока, а он день-деньской трудится)
- А как Ручей трудится? Чем он занимается? (снег растапливает, лед просверливает, поит деревья и травы водой)
- А кто еще доказывал, что он тоже весну делает? (Сосулька)
- Каким образом? (слезы горючие льет, булькает на весь лес)
- А Солнышко доказывало, что именно оно весну делает? Как оно поступило? (оно за лес закатилось)
- О чем говорит нам его поступок? (не захотело спорить и своим поступком доказало всем героям кто же весну делает)
- Какая же, ребята, самая главная весенняя примета? (теплее греет солнышко)
- Молодцы, ребята, конечно, самая главная примета весны – начинает пригревать солнце.
Работа по формированию слухового внимания и памяти (3 мин).
Педагог читает стихотворение из книги Т.А. Шорыгиной «Какие месяцы в году». Дети слушают его, при этом запоминая как можно больше примет весны. Дети называют приметы, которые запомнили. Если примет названо мало, педагог читает стихотворение повторно.
- Весна только – только еще начинается. У нее много забот. Она хлопочет, занимается своими делами. А какие изменения произойдут в природе после того, как она приложит свои старания, вы узнаете из моего стихотворения. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше весенних примет.
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи.
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Вылез первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У Весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
- Какие приметы весны вы запомнили?
- Какие вы, молодцы, как много запомнили весенних примет!
Итог занятия (2 мин).
Педагог подводит итоги занятия, уточняя представления детей об изменениях в природе весной. Спрашивает детей о самом интересном, запоминающемся моменте на занятии.
- С какой сказкой мы познакомились сегодня на занятии?
- Какая же, ребята, самая главная весенняя примета? (начинает пригревать солнышко)
- А что еще вам понравилось, запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
Приложение 1
Сюжетная картинка «Ранняя весна» художника М.Г. Пишвановой.
Приложение 2
Дидактический материал для отгадывания имен героев сказки по первым буквам названий картинок
|
|
| |
| |
Приложение 3
Дидактический материал для отгадывания имен героев сказки с помощью ребусов
|
|
Приложение 4
Текст сказки Э.Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
Наконец – то, выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень – валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? – спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие… Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! – кричит с поляны звонкий Ручей. Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка – я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы живой водой пою… Какая же без меня весна?
- Ай, болтун! – кричит Сосулька с еловой лапы. – Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как начну булькать на весь лес, - вот вам и весна… Разве иначе весна начнется?! Разве иначе…
Не успела Сосулька договорить. «Кап», - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень – валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу всем стало ясно, кто весну – то делает.
Приложение5
Дидактический материал с изображением героев сказки
|
|
|
|