Конспект урока истории для 5 класса на тему: «Древнейший Рим»
Конспект урока
в 5 классе на тему: «Древнейший Рим»
Педагог: Севостьянова Елена Викторовна
Автор учебника (программы): «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство «Просвещение», 2015 г.). Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира»(издательство «Просвещение», 2012 г.)
Класс (группа, возраст): 5 класс.
Тип урока (занятия): изучение нового материала.
Цель урока - достичь планируемых результатов:
Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию исторической карты, учебника, видеофрагмента.
Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему урока;
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного
и увиденного;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и
аргументировать свой ответ;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;
- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
-- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;
Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой, видеофрагментом.
Оборудование и технические средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, карта «Древнейший Рим», презентация - https://sevostyanovae.files.wordpress.com/2012/11/rim.ppt
Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): рабочий лист, тест, учебник, магниты «смайлики».
ХОД УРОКА:
I . Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня вас ждет увлекательное путешествие на корабле в страну, история которой завершает историю Древнего мира.
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.
II. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
- Перед отплытием, мы должны узнать, в какой город отправляемся и поставить себе цель – что должны узнать во время путешествия.
- Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) и скажите, о каком городе сегодня пойдет речь на уроке?
Древний Рим
Я видел древний мир: в развалине печальной
И храмы, и дворцы, поросшие травой,
И плиты гладкие старинной мостовой,
И колесниц следы под аркой триумфальной,
И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,
Полуразбитые громады Колизея... (Слайд 1)
- Кто догадался, о каком городе пойдет сегодня речь? (О Риме)
- А Рим сегодня - столица какого государства? ( Италии)
- Тема нашего урока «Древнейший Рим», запишите в тетради число, тема
(Слайд 2)
Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима.
К концу урока мы должны ответить на вопрос: Почему римляне гордились своей Родиной?
План урока: (Слайд 3)
Природные особенности Древнейшего Рима.
Легенда об основании Рима.
Город на семи холмах.
Состав населения управление в Древнейшем Риме.
III. Открытие новых знаний.
- Вспомните, с чего мы начинаем знакомство с новой страной?
И вот 1 станция нашего путешествия, называется она «Природные особенности» (Слайд 4)
- Если мы сядем на корабль и из Греции поплывем по направлению к западу, то достигнем берегов Италии.
( Работа с картой на доске и в учебниках отвечают на вопросы) (Слайд 5)
- На каком полуострове находится страна? (Апеннинский полуостров древних времен
называют Италией)
- На что похож этот полуостров?
- Как называется остров, который находится у носка этого сапога?
-Какими морями омывается полуостров Апенины? (Тирренским, Адриатическим, Средиземным, Ионическим)
- Найдите на карте Рим.
Работа с текстом учебника с.214, перед §44, заполните таблицу ( Рабочий лист №1)
(Слайд 6)
Греция |
Рим |
|
Полуостров |
Балканский |
Апеннинский |
Природа |
Мало плодородных земель |
Много пастбищ и земель |
Климат |
Теплый, мало дождей |
Теплый, много дождей |
Источники воды - реки |
Нет полноводных рек |
крупная р.Тибр |
Ландшафт |
Возвышенности и горы |
Невысокие горы, равнины |
- Можно ли сказать, что природные условия в Италии лучше, чем в Греции?
- Наша 2 станция «Легенда об основании Рима». (Слайд 7)
- Предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент об основании Рима, а затем вы мне должны будете рассказать, о каких героях этой легенды вы узнали. (смотрят видео).
- Вспомните из фрагмента, кто были следующие личности? (устно) (Слайд 8)
Нумитор – царь.
Амулий – младший брат царя.
Рея Сильвия – дочь царя.
Веста – богиня.
Весталка – жрица богини огня и домашнего очага Весты.
Фаустум – пастух спасший сыновей Реи
Ромул и Рем – сыновья Реи Сильвии.
- Правильно ли поступил пастух, взяв детей к себе на воспитание?
- А как поступили бы вы?
Физкультминутка. (Слайд 9)
- Наша 3 станция «Город на семи холмах». (Слайд 10)
- Сейчас я расскажу вам о том, как жили люди в Риме. Слушайте и смотрите внимательно. Дома вам нужно будет, опираясь на мой рассказ, ответить на вопросы о жизни людей в Риме. (Слайд 11-14)
- Наша 4 станция «Состав населения» (Слайд 15)
- Читая 3 пункт учебника на стр.218, вам необходимо дополнить схему (Слайд 16):
- проверяем, что у Вас получилось. (Слайд 17)
- Кого называли плебеями? Кого называли патрициями? (записать в тетрадь) (Слайд 18)
- Каковы функции народного собрания? (Слайд 19)
IV. Закрепление.
- И вот наша последняя остановка, где мы подводим «Итоги путешествия». (Слайд 20)
1) Вернемся к проблемному вопросу, который мы сформулировали в начале урока. Объясните,
Почему римляне гордились своей Родиной? (Ответы учащихся) (Слайд 21)
2) Работа с тестом – 8 вопросов. (Слайд 22)
ТЕСТ:
Рим по легенде основал:
А) Ромул
Б) Рем
В) Пастух, воспитавший Ромула и Рема
2. Рим возник в:
А) 735 году до н.э.
Б) 753 году до н.э.
В) 753 году н.э.
3. Рим был основан на реке:
А) Тигр
Б) Нил
В) Тибр
4. Основными занятиями римлян были:
А) земледелие
Б) охота
В) собирательство
5. Римляне скотоводы разводили:
А) рогатый скот
Б) овец
В) гусей
6. Владения Рима расширялись за счет:
А) объединения с другими государствами
Б) войн с соседними латинскими городами
В) пустующих земель
7. Патрициями называли:
А) приезжих в Рим
Б) потомков основателей Рима
В) покоренных жителей
8. Высшая власть в Риме принадлежала:
А) Сенату
Б) царю
В) Народному собранию
- Обменяйтесь тестами и проведите взаимопроверку.
ОТВЕТЫ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в (Слайд 23)
Оценка: 8-7 правильных ответов – «5»
6-5 правильных ответов – «4»
4 правильных ответа – «3»
3-1правильных ответов – «2»
V. Итог урока:
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать об истории возникновения Древнейшего Рима ) (Слайд 24)
-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)
-Каким способом?
- Вам понравился урок?
- Оцените свою работу на уроке.
У вас на партах лежат смайлики, поставьте себя на «лесенку успеха». (Слайд 25)
Красная ступенька – у меня получилось не так, как хотелось.
Желтая – у меня получилось хорошо.
Зеленая ступенька – у меня получилось отлично.
(Оценивание учащихся)
VI. Домашнее задание. (Слайд 26)
Для всех – прочитать §44.
А так же я предлагаю вам выбрать и дополнительное домашнее задание для себя.
Но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а на зелёном написано задание, с которым каждый сможет справиться.
Красный – ответить письменно на вопросы:
1. Когда возник город Рим.
2. Какие занятия были развиты у римлян?
3. Как римляне расширяли свою территорию?
Жёлтый – ответить на вопросы после текста.
Зелёный – нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме. (выбирают задание)
- Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен, до свидания!
Использованные ресурсы:
1. «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство
«Просвещение», 2015 г.).
2. Стихотворение Аполлона Майкова «Древний Рим».3. «Я иду на урок истории: Древнейшая древняя история»: Книга для учителя (М.:
Издательство "Первое сентября",2012 г.)
4. Видеофрагмент об основании Рима - https://www.youtube.com/watch?v=mr5HEk5KTYE
Сомова Светлана Геннадьевна
Елена Викторовна Севостьянова