Конспект урока чтения и развития речи «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасов (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока.
Предмет: чтение и развитие речи.
Класс: 4
Тема по самообразованию: «Развитие познавательной активности умственно отсталых учащихся»
Тема: «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасов
Цель: создать условия для обучения пониманию смысла, прочитанного стихотворения о зиме.
Задачи: 1.формировать навыки осознанного чтения, закреплять навыки выразительного чтения, 2.корригировать эмоционально-волевую сферу на основе упражнений на развитие базовых эмоций: развитие интереса, проявление удивления, определение состояния настроения, 3. воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экологический букварь, предметные картинки, сенсорный шар, «еловые веточки», держатель, подвесная рейка, «коромысло», вертушка, карточки с заданиями, аудиозапись, цветные блокноты, раздаточный материал, целевые листы, тексты стихотворения на отдельных листах для каждого учащегося.
1.Организация начала урока.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой на урок.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
1.Дети проходят в класс. Дети поворачиваются лицом друг к другу, пожимают руки. Приветствуют гостей улыбкой. |
1.Учитель объявляет о начале урока. -Прозвенел звонок, начинается урок! 2. Эмоциональный настрой «Приветствие» - Добрый день! Добрый час! Как я рада видеть вас! Повернитесь все друг к другу И пожмите руку другу. На гостей с улыбкой посмотрели И тихонечко все сели. |
Звучит спокойная музыка |
2. Проверка домашнего задания.
Задачи: подготовить речевой аппарат к работе, повторить изученные стихотворения, активизировать познавательную деятельность учащихся
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Дети дуют на «веточку». Предполагаемые ответы учащихся: с весёлым. Дети тянут губы, произнося слоги. Предполагаемые ответы учащихся: грустное. Дети кривят губы, произнося слоги Предполагаемые ответы учащихся: грозно. Дети вытягивают губы, произнося слоги Дети выбегают, располагают «снежинки» по порядку, и читают скороговорку по инструкции учителя. Дети раскладывают строки стихотворения «Детство» И. Сурикова Желающие читают стихи наизусть у доски. Дети выполняют движения руками, головой, ногами, поочерёдно смотрят глазками вправо, влево. Смена рабочей позы. |
1. Разминка речевого аппарата. А) Дыхательная разминка. Упражнение «Распуши веточку» На веточке у ёлочки слиплись иголочки. На неё подуй, не спеши - веточку распуши. Б) Артикуляционная разминка с элементами коррекционного упражнения. - Утром солнышко взошло, стало на душе тепло. -С каким настроением прочитаем слоги? Тянем губки в улыбке.
-В школу нам пора, но дождь идёт с утра. -Какое теперь настроение? Какое выражение лица может быть? Прочитайте слоги с таким настроением. -Ветер завывает. Всех вокруг пугает. -Представьте пургу, ветер. Как прочитаем последнюю строчку? В) Речевая разминка. Упражнение «Снежинки». Метель пуржит. Снежинки кружит. -Расположите «снежинки» по размеру от большей к меньшей. -Прочитайте скороговорку вполголоса,.. только губами, …как тихий ветерок,… как буйная метель. Г) Поэтическая минутка. Расположите строчки стихотворений по порядку. -Как называется стихотворение, кто автор? Прочитайте наизусть. Физминутка «Мороз» Но вечер приближается (разведите руки в стороны), Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону). Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) —Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос) Руки стали замерзать (потрите ладони) Надо их отогревать (подышите на ладони). Вечер приближается (разведите руки в стороны) Темнота сгущается. (вращаем глазами) Нам домой давно пора —До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание). |
Макеты веточек 5-7р. На экологическом букваре карточки со слогами и рисунками. буш-пуш-ерш кра-кре-тре вел-мал-дин На экологическом букваре «снежинки» со словами скороговорки: Пусть метет метелица, В группах располагают строки по порядку. Наташа-располагает слова одной строки «Вот моя деревня» с помощью учителя. Проводит ученик. |
3. Постановка цели и задач урока.
Задачи: формировать мотивацию к изучению нового материала, активизировать познавательную деятельность учащихся
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Под портреты кладут карточки с Ф.И. писателей. Отмечают кружочком порядковый № выбранной цели и озвучивают их. |
-Положите под портреты писателей карточки с их именами и фамилиями. Какой портрет остался неузнанным? Это Н. Некрасов. -Мы познакомимся: с новым произведением «Не ветер бушует над бором…», незнакомыми для нас словами, будем учиться читать так, чтобы понимать прочитанное, будем учиться читать выразительно. -На целевых листах отметьте свою цель на этот урок. -Какие цели вы выбрали? По мере их выполнения будем рисовать снежинки в пустых колонках. |
Работа в парах. Целевые листы (3 колонки:№, цель, выполнение ) |
4. Объяснение нового материала.
Задачи: формировать навыки осознанного чтения
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Влад рассказывает о своей работе. Предполагаемый ответ учащегося- Ф.И.О. автора, краткие сведения о жизни, творчестве, открытия для себя, представле- ние выставки книг. Проводит игру «Запомни поэта» Дети выбирают из 2-х вариантов карточку с И.О. поэта, показывают с помощью цветного блокнота. Дети слушают аудиозапись, отвечают на вопросы по первичному восприятию. Дети читают на слайде новые слова и объяснение Дети читают вполголоса; по 1строке. Дети отвечают на вопросы, зачитывают ответы из текста. Дети выполняют движения Смена рабочей позы. Исправляют ошибки учителя. |
Влад работал над проектом и сейчас он нас познакомит с проделанной работой. -Вы узнали о творчестве автора и сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении чтеца. 1.Показательное чтение чтеца. 2. Вопросы по первичному восприятию -О чём это стихотворение? Кем назван мороз? Какие чувства вызвало у вас это произведение? 3. Словарная работа Воевода-начальник войска в старину. Бор - сосновый лес. -Дозор – обход для осмотра 4. «Жужжащее чтение» 5. Чтение по «цепочке» по 1 строке. 6. Анализ содержания, выборочное чтение. -Какие слова и выражения помогают нам представить Мороза как живое существо? -Почему шум такой от обхода Мороза? Дополните выражение на слайде. -Что он проверяет? Зачем? - Почему опасно, если зимой земля будет голая? -А почему лёд должен быть крепко скован? -Почему Мороз назван воеводой? - Какие выражения поэт использует для описания зимней природы? Прочитайте. -Как защищает Мороз свои владения? Физминутка «Ёлочка» |
Слайд №1 «Н.Некрасов» Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Выставка книг Н. Некрасова Карточки на «коромысле» Слайд №8 Аудиозапись Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 (косматая…) Видео-физминутка |
5. Закрепление и повторение изученного материала.
Задачи: закреплять навыки осознанного, выразительного чтения.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Исправляют ошибки учителя. Дети слушают, отвечают на вопросы. Дети делают пометки в стихотворении. Дети готовятся самостоятельно. Читают для класса. |
1. «Мнимое чтение» -Исправь ошибки в моём чтении. 2. Подготовка к выразительному чтению. -Сколько героев? Какой он? Говорит ли он какие – то слова? Какой характер стихотворения? Нарисуйте, условные знаки на доске. Послушайте, как я прочитаю стихотворение, и сделайте условные отметки. Подготовьте выразительное чтение. Прочитайте выразительно для класса. |
На доске карточка с обозначением условного знака. I-короткая пауза II-длинная пауза тише громче Августина, Лилия, Саша- делают все отметки, остальные только паузы |
6.Подведение итогов урока и оценка знаний
Задачи: подвести итоги урока, формировать способность к оцениванию своей деятельности
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Ответы учащихся Дети считают, называют. Читают подписи под картинками, показывают цвет подходящей к себе записи. |
-С каким произведением познакомились? Кто автор? Что нового узнали? С какими новыми словами познакомились? -Какую цель вы ставили? Получилось выполнить? Покажите с помощью цветного блокнота, как вы оценили свою работу на уроке. Посмотрите, на целевые листы. Посчитайте, сколько у вас «снежинок». Развёрнутая оценка учителя. |
Слайд № 12 Надписи разным цветом: Я доволен своей работой! Мне нужно ещё поработать. Мне было скучно. У учащихся цветные блокноты. |
7.Задание на дом.
Задачи: нацелить на выполнение домашнего задания.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. |
Дома - выразительное чтение по листочкам с условными обозначениями. Выполните рисунок. |
Саша, Руслан -дополнительное задание: найти пословицы о зиме. |
Целевой лист
1. |
Правильное чтение текста |
|
2. |
Понимание значения новых слов |
|
3. |
Чтение с пониманием |
|
4. |
Выразительное чтение |
|
5. |
Моя цель… |
Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."
PPTX / 2.69 Мб