Конспект урока информатики и ИКТ «Файлы и файловая система» (7 класс)
Конспект урока
Учитель: Рязанцева Наталья Геннадьевна
Образовательная организация: МОУ Школа №3 г.Черемхово
Предмет: Информатика
Класс/группа: 7
Раздел:
Тема урока: Файлы и файловая система.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающая:
формирование умения составлять дерево файловой системы;
формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Задачи урока:
1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;
2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами.
Основные понятия, изучаемые на уроке: логическое имя устройства внешней памяти; файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.
Технические условия: Windows 10 Pro, Microsoft Office 2007, наличие локальной сети, скорость 100 Мбит/с.
Используемое оборудование: ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями.
Материалы к уроку (классному часу, внеклассному мероприятию, занятию): пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока.
Время, мин | Элементы методической структуры урока (занятия) | Наглядный дидактический материал (ссылки на используемые цифровые ресурсы) | Содержание этапов занятия | Ожидаемый результат использования дидактического материала (ИКТ, учебно- лабораторное оборудования и др.) на каждом этапе урока (занятия) | ||
Ссылка или скриншот | Методический комментарий | Действия учителя/воспитателя | Действия обучающихся/воспитанников | |||
2 мин | Организационный момент | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку (личная разработка, находится на сайте Mega-talant) | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Эмоционально-психологический настрой на работу. | |
6 мин | Актуализация знаний | https://forms.gle/RnqHFGxkd5LRYS5NA | Проверка при помощи Google-форм. | Мы начали изучать большую тему “Программное обеспечение компьютера”. На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией, как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства. Давайте вспомним и проверим, что мы узнали на прошлом уроке. Ответим на вопросы. | Проходят тестирование на компьютерах с помощью Google-форм. | Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени). |
4 мин | Постановка цели и задачи урока | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку. | Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы. | Структурируют информацию, записывают тему урока. | Усиление информативности обучения. |
10 мин | Изучение нового материала | http://sc.edu.ru/catalog/res/341d1e14-d571-46d2-8fe7-9416619b10c7/ http://sc.edu.ru/catalog/res/ad8e829c-25c0-40b5-9e24-b98145e1e05a/ | | Демонстрирует ЭОР. Задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся.
Демонстрирует ЭОР.
Рассмотрение иерархической файловой системы. Графическое изображение файловой структуры называется древом. Работа с файлами основные операции с файлами, маска имени файла. | Учащиеся участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения. Записывают основные понятия и их определения в тетрадь. | Повышение наглядности обучения. |
5 мин | Усвоение новых знаний и первичное закрепление | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку. | Задача 1. Определение полного пути к файлу Задача 2. Определить полный путь удаленного файла Задача 3. Указать какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t* Задания выполняются совместно с учителем. | Учащиеся выполняют задания устно. | Повышение эффективности процесса обучения. |
2 мин | Физкультминутка | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку ( звуковое сопровождение) | Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Файл.Jpg, Моя музыка, Уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, Мои документы, Иванов, завучи.doc | Выполняют физкультминутку в сопровождении учителя. | |
5 мин | Закрепление пройденного материала | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7324/train/274208/ | Проходят тестирование с помощью платформы resh.edu.ru | Давайте проверим свои знания, все ли нам понятно из изученного материала, пройдем по ссылке открытой на ваших компьютерах, пройдем тестирование. | Учащиеся выполняют тестирование на образовательной платформе. | Формирование ИКТ-компетентности и развитие информационного мышления. |
3 мин | Подведение итогов урока | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку. | Давайте подведем итоги, ответив на следующие вопросы. Что такое (определение): файл; расширение файлов; файловая система; файловая структура, путь к файлу, операции над файлами. Выставление оценок учащимся. | Отвечают на вопросы учителя. | Повышение наглядности обучения. |
1 мин | Домашнее задание | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку. | Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Ускорение передачи информации. |
2 мин | Рефлексия | https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fayly-7-klass-86683.html | Презентация к уроку. | Предлагаю вашему вниманию «Свободный микрофон» для высказывания своего настроения после изученного материала. | Высказывают свое мнение об уроке. | |