12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Леонидовна Шакирова18


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Куйтун Иркутской области






Сценарий урока по географии






t1614078777aa.gif


Базовый учебник: География начальный курс. 5 класс.

Учебник  (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова)







Автор: учитель географии

Шакирова Наталья Леонидовна















р.п.Куйтун – 2021г.





Тема урока: Ориентирование

Класс: 5

Цель  урока: создание условий для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности

Задачи:

Обучающая: сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по компасу;

Развивающая: развивать пространственные представления, логическое мышление, коммуникативные способности;

продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить работу над развитием устной монологической речи;

Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; умению слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.


Планируемые результаты:


Личностные: формирование познавательного интереса к исследованию.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью источников, сотрудничество (познавательная инициативность).

Регулятивные: ставить цель, задачи, уметь сравнивать, анализировать.

Познавательные: формулировать и исполнять алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.


Тип урока: урок изучения новых знаний 

Вид урока:  урок – практикум

Методы и формы обучения, реализуемые на уроке:

- формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

- методы: наглядные, частично-поисковый, практический, контроля, смысловое чтение

Технология: проблемного обучения, технология развития критического мышления.

Виды деятельности обучающихся: работа в группах с текстом учебника, работа в парах, индивидуальная практическая работа с компасом.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.

Методическое обеспечение: учебник, презентация, раздаточный материал






Структура урока.

Организационный момент (1мин)

Актуализация опорных знаний (3мин)

Постановка темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. (5мин)

Изучение нового материала (15мин)

Первичное усвоение новых знаний. (6мин)

Закрепление и применение знаний(5мин)

Рефлексия деятельности на уроке (3мин)

Домашнее задание (2мин)


Сценарий урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент







Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Актуализация опорных знаний

- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Фронтальный опрос:

-Какой новый раздел в географии мы с вами начали изучать?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что такое горизонт?

- Что называется линией горизонта?

- Какие основные стороны горизонта вы знаете? А промежуточные?

Письменный опрос для слабо мотивированных учащихся

Работа по карточкам «Определение сторон горизонта» (4-5 учащихся) ( приложение№1)

Учащиеся отвечают устно и письменно.

3

Постановка темы и цели урока. Создание проблемной ситуации














Создание проблемной ситуации


Просмотр и анализ фрагмента мультфильма «Зайчишка заблудился» подводит к формулированию темы.


Для того чтобы определить тему нашего урока разгадайте ребус.

t1614078777ab.gift1614078777ac.jpgt1614078777ad.gift1614078777ae.jpgt1614078777af.gif


ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Игра «Верю, не верю»

- верите ли вы, что зайчик мог сам выбраться из леса?

- верите ли вы, что можно определить, где север по цвету листвы на дереве?

- верите ли вы, что зная стороны горизонта можно легко добраться до дома?

- верите ли вы, что компас изобрели в прошлом веке?

Цель нашего урока изучить способы ориентирования на местности.

- Что вам нужно будет сделать, чтобы освоить тему?

- А что Вы знаете по данной теме?

- Что нового вы хотите узнать?

Анализируют мультфильм, предполагают выход из ситуации


Формулируют название темы и цели урока



Устные ответы





Заполняют таблицу

(приложение№1)


4

Изучение нового материала


Загадать загадку.

Мне везде найти дорогу, 
Помогает верный друг. 
Точно он всегда покажет: 
Это — север, это — юг.

- А знаете ли Вы, что такое компас?

- Приходилось ли вам пользоваться им?


Сообщение учащегося о древнем компасе (приложение№2) Опережающее домашнее задание.

Целевой вопрос: Где и когда был изобретён первый компас?


1.Рассказ учителя об изобретение компасов.

А). Вы наверняка хоть раз видели компас. Это прибор, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Б). Компасы бывают разной конструкции, (приложение№3)

но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным капитаном Петром Адриановым. (приложение№3) Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.

РАЗДАТЬ КОМПАСЫ
Компас Адрианова состоит из пяти частей: (приложение№3)
Корпус компаса.
Визирное кольцо
Магнитная стрелка
Лимб (циферблат)
Зажим

Устные ответы









Слушают, делают записи в тетради

5

Первичное усвоение новых знаний.

Практикум

Практическая работа с компасом. 

Положите корпус компаса на вашу руку.

Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С.  Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.

Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – это? север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – ..

- В каком направлении находится доска?...стол учителя?..покажите рукой направление на восток?.. на запад?

Правила работы с компасом

Работа по учебнику (стр.81)

Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами в учебнике?

Практическая работа.

Графический диктант

На карточках найдите красную точку от нее проведите линию на восток 2клетки на север -2клетки, на восток - 2клетки,на северо-запад - 2клетки, на восток -2клетки, на северо-запад - 2клетки, на запад – 2 клетки, на юго- запад – 2 клетки, на восток – 2 клетки, , на юго- запад – 2клетки, на восток - 2клетки, на юг – 2 клетки. Какая геометрическая фигура у вас получилась? t1614078777ag.png

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Отвечают на вопросы учителя



Физ. минутка  (здоровье -

сберегающий компонент)

Кто хочет здесь помолодеть,

Возможно, даже похудеть,

Здоровья чуточку набраться,

Своей фигурою заняться?

Гимнастика и ритм –

Вот наш гимн!

Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
- Выпрямляйся, милый друг.

А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.

Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

5

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником:

- По каким признакам еще можно определить стороны горизонта?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем в группах

1 группа - ориентирование по Солнцу.

2 группа – ориентирование по звёздам.

3 группа - ориентирование по местным признакам.

4 группа - ориентирование по Луне

2-3 пары работа по карточкам

- Найдите ответы в учебнике стр. 81-82. (3-4 мин.) (приложение№4)

Выступление групп с результатами своей работы

Отвечают, демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания

6

Закрепление и применение знаний

Игра - тест «Улыбка». (приложение№4)

Вопросы:

Самый надежный способ ориентирования

А. компас б. солнце

В. По муравейнику

2. Полярная звезда всегда показывает путнику, где…

А.юг Б. север В. Запад

3. С какой стороны всегда начинает таять снег весной

А. с запада Б. с востока

В. с юга

4. В какое время года лучше всего ориентироваться по солнцу

А. зимой Б. летом В. весной

5. Какая сторона горизонта противоположна западу

А. восток Б.север В. юг

Отвечают на вопросы, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)


7




















Рефлексия деятельности на уроке

















Комментирует и выставляет оценки за урок.

Комментирует тест-рефлексию «Улыбка».

Я очень рада, что практически у всех ребят получилась у смайлика улыбка

Какое у вас настроение в завершение нашего урока покажите все.

t1614078777ah.jpg

Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?


Давайте сравним полученные знания за урок, с теми, что мы имели в начале урока. Игра «Верю, не верю»

- Что бы хотели еще узнать?

- Что было интересным?


Оценивают работу на уроке всего класса (Л)












Заполняют таблицу

(приложение№1)





8

Домашнее задание

Комментирует д/з: §17, составить к тексту параграфа «тонкий» и «толстый» вопросы

Творческое задание (по выбору дифференцированное).

Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа.

Узнайте, какими ориентирами воспользовался Митраша, герой рассказа «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.



Записывают домашнее задание в дневник (К)










































Индивидуальные карточки для проверки Д/З Приложение№1


Подпишите стороны горизонта


t1614078777ai.gift1614078777aj.jpg




Игра «Верю, не верю»

(Индивидуальная таблица каждому ученику)


вопросы

Начало урока

Завершение урока

1. верите ли вы, что зайчик мог сам выбраться из леса?



2.верите ли вы, что можно определить, где север по цвету листвы на дереве?



3.верите ли вы, что зная стороны горизонта можно легко добраться до дома?



4.верите ли вы, что компас изобрели в прошлом веке?























Приложение№2


Сообщение учащегося (опережающее задание)


Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н. э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг.

Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н. э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси, и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света.

Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Таким был самый древний прибор для определения сторон света.

Первоначальное название компаса было: «ложка, управляющая миром»



t1614078777ak.jpg


















Приложение№3



t1614078777al.jpgt1614078777am.jpg

Жидкостный магнитный

t1614078777an.jpg

электронный

t1614078777ao.jpgt1614078777ap.jpg

Андрианов П. Компас Адрианова







Приложение№4

t1614078777aq.jpgt1614078777ar.jpg




t1614078777as.jpgt1614078777at.gif



Тест-рефлексия «Улыбка».


Всему классу раздаю шаблоны№1.

Дети кружочками проставляют правильные ответы и соединяют по порядку линией. Получается улыбка.№2


№1 t1614078777au.png №2 t1614078777av.png


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.