12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авдеева Ирина Александровна30

Конспект урока изучения нового материала. 5 класс.

Учитель математики: Авдеева Ирина Александровна.

МОУ « СОШ №30» г. Омск


Тема: «Проценты»

(пояснительная записка)

Предлагаю Вашему вниманию первый урок по теме «Проценты». Я на этом уроке не тороплюсь приступать к решению задач на нахождение процента от некоторой величины, а даю учащимся возможность привыкнуть к введённому понятию, освоить фактически другую терминологию. Через систему упражнений, как учебника, так и упражнений размещённых на слайдах ребята учатся употреблению нового термина, «переводу» задач с языка долей и дробей на язык процентов и обратно. В результате, ещё до решения основных задач на проценты, учащиеся прочно овладевают достаточно большим набором фактов, которые помогают им в дальнейшем.


Цели и задачи:

- сформировать понимание процента как специального способа

выражения доли величины;

- выработать умение выражать процент соответствующей

обыкновенной дробью;

- формировать владениями интеллектуальными умениями и

мыслительными операциями;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать культуру устной и письменной речи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация по

данной теме.

Структура урока:

1. Организационный этап (2 мин).

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (8 мин).

3. Изучение нового материала (10 мин).

4. Закрепление(13 мин).

5. Подведение итогов урока (3 мин).

6. Постановка домашнего задания (2 мин).

7. Рефлексия(2 мин).

8. Резервные задания.


Ход урока:


I. Организационный этап.

Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Устная работа: 1) Представьте десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной (Слайд №3) (Ответы вписать на слайд №2 с помощью пера интерактивной доски)

2) Выразите: а) килограммы в центнерах;

б) сантиметры в метрах;

в) копейки в рублях;

г) ары в гектарах (Слайд №4)


III. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Ребята прочитайте предложения, помещённых на слайде №5. Что нового для себя вы видите в этих предложениях? Знак %. Вот с ним мы сегодня и познакомимся на уроке.

2.Затем даётся определение процента и рассказывается, от какого слова оно произошло (Слайд №6), (Историческая справка. Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д. Слово процент происходит от латинского слова pro cent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шетидесятиричными дробями. Уже в клинописных табличках вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией.

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам. ) и что означает один процент (слайд №7). После этого даётся детям небольшая устная работа для отработки понятия сотой части любой величины (слайд №8). Если Ваши ученики не справляются с этой работой устно, то можно сделать её письменно.

Ребята давайте вместе подумаем, а как число представить в виде процентов? Идёт обсуждение и делается вывод (Слайд №9). После этого решаем все вместе из учебника № 1561 и делаем небольшую самостоятельную работу, которую можно проверить различными способами: каждый ученик оценивает себя сам или выполняется взаимопроверка (Слайд № 10).

Ребята давайте вместе подумаем, а как проценты перевести в десятичную дробь? Идёт обсуждение и делается вывод (Слайд № 11). После этого решаем все вместе из учебника № 1562 и делаем небольшую самостоятельную работу (Слайд № 12).

Затем учитель просит ребят внимательно посмотреть слайд №13, перенести его в тетрадь и выучить «эквиваленты» к следующему уроку.


IV. Закрепление.

Выполняем устно задания со слайдов №14 и №15 для обработки навыков перевода процентов обыкновенную дробь и для отработки понятия больше или меньше половины от числа, то есть 50%.

Выразить заштрихованную часть круга в процентах (данное задание можно сделать устно на интерактивной доске с помощью «заливки», а можно поработать с раздаточным материалом) (Слайды № 17 – 20).

Заштриховать указанную часть круга (данное задание можно сделать устно на интерактивной доске с помощью «заливки», а можно поработать с раздаточным материалом) (Слайды № 21 - №22)


V. Подведение итогов урока.

1. Повторение алгоритмов перевода из десятичной дроби в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей.

2. Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

VII. Задание на дом:

Выполнить задание из учебника №1564 и обязательно проверить его на следующем уроке с помощью слайда №15. Разобрать ошибки, если они возникнут.

Выполнить № 1598, №1599.


VIII. Резервные задания.

Дополнительные слайды 26-29, которые Вы можете использовать либо на этом же уроке (если Ваши детки всё успеют), либо же включить их в устный счёт второго урока. Если Вы посчитаете возможным, то используйте слайд №30 для выполнения самостоятельной работы.


IX. Список литературы.

1.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика 5 класс. М: Мнемозина,

2007г

2. Журнал «Математика в школе», №1 2002 г.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.