Конспект урока литературного чтения в 1 классе: С.Михалков «Котята»
Предмет: Литературное чтение
Программа: Школа России
Класс: 1
Учебник: Азбука В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина
Тема: Стихи для детей. С. Михалков «Котята»
Цели:
– познакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества детского писателя С.В. Михалкова на примере стихотворения «Котята»;
– развивать память, речь, мышление, внимание;
– формировать интерес к чтению детских произведений;
– отрабатывать навыки выразительного чтения;
– воспитывать потребность быть добрым, дружить и помогать окружающим.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,
Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим, заботу о них.
УУД.
Регулятивные:
планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Познавательные:
уметь выделять существенную информацию из стихотворного текста.
Коммуникативные:
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в группе, владеть диалогической формой речи.
Образовательные ресурсы:
Портреты: С. В. Михалкова, К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, выставка книг, презентация к уроку, изображения кошек, энциклопедия о животных, раздаточный материал, карточки с буквами и словами на доске.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Мотивация.
Вот звонок нам дал сигнал,
Он учиться нас позвал.
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Актуализация знаний.
Речевая разминка.
а о у м и
- Наш урок мы начнём с разминки. Какие буквы написаны на доске? Назовите их по имени.
- Какие звуки могут обозначаться этими буквами? Произнесите эти звуки.
- Как вы думаете, какая буква лишняя и почему? (м) Докажите свой выбор.
- Уберите карточку с лишней буквой.
- Среди оставшихся гласных букв есть лишняя? (и) Почему она лишняя? Какую работу она выполняет? (смягчает предыдущий согласный)
- Какую работу выполняют гласные а, о, у? (делают предыдущий согласный твёрдым)
лиса заяц
липа пионы
крапива репа
волк собака
- Прочитайте слова первого столбика про себя. Назовите только то слово, в котором 1 слог.
- Прочитайте только название дерева.
- Назовите только то слово, в котором 2 слога и ударение падает на второй слог.
- Прочитайте слово, в котором 3 гласных звука. Что такое крапива?
- Прочитайте про себя слова второго столбика.
- Назовите слово, которое употреблено во множественном числе. Что такое пионы?
- Прочитайте название овоща из русской народной сказки? Каких ещё героев из сказки «Репка» вы знаете?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему звуков больше?
- Какое слово осталось? Сколько слогов в слове собака? Какой слог ударный?
- Ещё раз прочитайте слова в этих столбиках. На какие группы можно разделить эти слова?
ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ
лиса липа
волк крапива
заяц пионы
собака репа
- Какое слово среди животных лишнее? Почему?
- Каких ещё домашних животных вы знаете?
2. Повторение прочитанных произведений.
- Сегодня на уроке мы будем работать с произведением, в котором рассказывается о домашних животных.
- Послушайте отрывки из произведений о животных и вспомните их названия и автора. Найдите портрет автора произведения на доске. (Портреты писателей размещены на доске)
1. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего. (К. Чуковский «Телефон»)
2. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» (К. Чуковский «Путаница»)
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа,
она отвертывалась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть. (М. Пришвин «Глоток молока»)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (А. Барто «Лошадка»)
- Посмотрите на портреты. Какой остался?
- Знаком ли нам этот автор?
III. Формулирование темы урока.
-Чтобы узнать фамилию этого человека, надо отгадать ребус.
КОВХАЛМИ 1 2 3 4 5 6 7 8
6 7 8 3 4 5 1 2 МИХАЛКОВ
- Этого писателя зовут Сергей Михалков.
- Отгадайте загадку, о каких домашних животных написал произведение С. Михалков.
Они лакают молоко
Любят прыгать высоко.
Полосатые ребята,
Наши милые...(КОТЯТА)
- Сегодня мы познакомимся с произведением С. Михалкова «Котята».
IV. Открытие новых знаний.
Знакомство с биографией С. Михалкова.
С.В. Михалков – поэт, писатель, сказочник, баснописец. Родился в Москве 13 марта 1913 года.
Число 13 считал счастливым. Школьные годы провёл в г. Пятигорске. Закончив школу, в 1930 году переехал в Москву и учился в литературном институте им. Горького. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной Армии, был военным корреспондентом.
С. Михалков является автором слов гимна РФ. У стен Кремля, на могиле неизвестного солдата рядом с Вечным огнём можно прочесть фразу «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти слова принадлежат С. Михалкову.
Славу писателю принесло стихотворение «Дядя Стёпа», написанное ещё до войны. Многие его произведения вам знакомы с раннего детства.
Игра «Доскажи словечко».
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером…
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал…
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью…
Знакомство со стихотворением «Котята».
Он пушистый, он игривый,
Очень-очень шаловливый.
Часто любит хвост ловить,
Молоко парное пить.
Испугавшись – он шипит, спинку выгибает.
Приласкаешь – он мурчит, весело играет.
- Откройте учебники на с.106. Рассмотрите иллюстрацию. Сколько всего котят?
- Что можно сказать о девочке?
4. Чтение стихотворения.
-А теперь послушаем стихотворение. (МР3)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое настроение возникло?
- Сколько было котят? Как их назвали?
5. Чтение стихотворения учащимися.
- Найдите в стихотворении описание котят. Прочитайте про котёнка РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ?
6. Беседа о содержании домашних животных.
- Какого котёнка вы бы хотели взять себе?
- Может быть, у вас дома уже есть котёнок?
- Как вы за ними ухаживаете?
ВЫВОД: содержание домашних животных – большая ответственность (кормить, мыть, играть, заботиться о его здоровье, содержать в чистоте его место).
7. Беседа о необычных фактах из жизни кошек.
- Кошки – удивительные животные. Вот несколько примеров этому.
Во многих странах кошки работают по прямой своей специальности – мышеловы! В музеях и библиотеках они охраняют ценнейшие экспонаты то вредных грызунов.
В космический полёт отправилась кошка Фелисетт, которая достигла высоты более 100 км и благополучно вернулась на землю.
Кошек особенно любят и почитают в Санкт-Петербурге, потому что они спасли город от грызунов во время ВОВ. Они охраняли продовольственные склады от крыс и мышей.
V. Закрепление изученного материала.
1. Чтение стихотворения цепочкой.
2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
3. Беседа по вопросам.
- О каком котёнке идёт речь? Докажите строчками из текста.
- Он ничего не боится (ДВА)
- Он всегда всё знает (ТРИ)
- У него нет тёмных пятен (ОДИН)
- От него нет покоя никому (ЧЕТЫРЕ)
- Он смелый и умный (ПЯТЬ)
- Подберите каждому котёнку соответствующее определение (карточки на доске)
шустрый смышленый светлый
неугомонный непоседа сообразительный
отважный шаловливый
- В конце урока предлагаю послушать песенку друзей, кто знает слова, можете подпевать. (МР3Песенка друзей, слова С.Михалкова)
VI. Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
- Что запомнилось, понравилось, удивило?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Если захотите, дома выучите стихотворение наизусть.