12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна56

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема: В. Осеева «Три товарища»

Цели урока: познакомить с произведением В. Осеевой «Три товарища»; развивать речь учащихся; развивать умение анализировать поступки героев.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь.

Послушайте пословицу. Что она обозначает? Глаза не на месте — совесть не чиста.



Всякий человек по делу узнается.




Какими качествами обладает хороший человек?








Послушайте пословицу и скажите, о чём будем говорить на уроке?

(«Жизнь дана на добрые дела»).

Когда про человека говорят, что у него совесть нечиста, значит он сделал плохой поступок; сделал плохой поступок и теперь мучает совесть.

Эта пословица говорит, что в трудном деле хороший человек всегда протянет руку помощи.

Хорошие люди вежливые, добрые. Они не совершают плохих поступков. Они бескорыстно оказывают помощь другим людям, не оставляют их в беде. Честность, доброта, искренность, трудолюбие, вежливость, отзывчивость.

Мы будем говорить о добрых делах и о хороших поступках.

2. Пос

тановка

темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество уже знакомого вам автора. А кто этот автор догадайтесь сами по произведениям, которые он написал: (раздаются карточки)

1) «Сторож» - А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

2) «Кто наказал его?» Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

3) «Плохо»; Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

 - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

4) «Просто старушка» - Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

«Три товарища» - А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Кто вспомнил и может назвать автора этих произведений?

-Что вы знаете об В.А. Осеевой? Кто она?


Осеева В. А.  родилась на Украине, в городе Киеве 28 апреля 1902года.

Будучи взрослой, стала писать рассказы для детей. В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла

читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю, я о нем не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать! - сказала

она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков,

а иногда о своих собственных. И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас.

(Возвращаемся к рассказам).

Скажите, в каком из этих произведений говорится о хорошем поступке?


А какое из этих произведений вам незнакомо?

Так какая тема урока?


Чему будем учиться на уроке?










































Валентина Александровна Осеева.

Писательница, пишет маленькие рассказы для детей.


























«Просто старушка». В этом произведении мальчик сделал добрый поступок, помог бабушке.

Три товарища


Произведение В.А. Осеевой «Три товарища».

Познакомимся с новым произведением; будем работать над техникой чтения; читать выразительно; учиться анализировать текст; оценивать поступки героев; высказывать свою точку зрения.

3. Работа с текс

том

Откройте учебники на стр. 17.

Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

Кто герои произведения?

Кого можно назвать товарищем?







Учитель читает произведение.

Подтвердились ваши мысли о произведении?

Прочитайте и подумайте, какой жанр этого произведения?




Где произошёл этот случай?

Почему Витя стоял в стороне и не завтракал?

Как звали его товарищей?

Как отнёсся к Вите каждый из мальчиков? Какие дали советы?

Что можно сказать о Коле и Мише?

Как повёл себя Володя?





С каким чувством нужно говорить его слова?

Что можно сказать о Вите? Каким было его настроение.

Какие слова подсказывают, что он был расстроен?

Кто из героев вам понравился? К кому вы относитесь с симпатией и уважением? Почему?

Так кого из героев можно назвать товарищем? Почему рассказ называется «Три товарища?»

Значит, герои рассказа обладают набором определенных качеств характера, которые его делают таковым.

Напиши, какими качествами обладают герои?


Вывод: Какую работу выполняли?








Какую ещё можно выполнить работу?

Чтение по ролям.

Прочитайте 3 вопрос в учебнике.

С какой интонацией нужно читать слова Коли? Миши? Прочитайте.

С каким чувством нужно говорить слова Володи?

Кто рассказывает читателю эту историю?

Читают.

Опускают слова автора.

Задание: Выбрать из списка пословицы, которые подходят к содержанию рассказа.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Делу время, а потехе час.

Друзья познаются в беде.

Гусь свинье не товарищ.

Вежливость открывает все двери.

Объясните свой выбор.






Синквейн.

Кто? Товарищ.

Какой? Верный, надёжный.

Что делает? Поможет, поддержит, подскажет.

Основная мысль, фраза, несущая определенный смысл. Не бросит в беде одного.

Вывод, заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Настоящий


о дружбе, об отношениях.


Товарищи, друзья.

человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему.




Рассказ, не большой по объёму, сюжет построен на одном событии, случае; автор рассказывает случай из жизни.

На большой перемене.


Потерял завтрак.

Миша, Коля и Вова.

Равнодушно, с упрёком: «надо в сумку класть».

Не помогли другу.


Он не давал совета, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли.

Не безразлично, с участием



Он был расстроен

Стоял в сторонке, тихо сказал и отвернулся











Володя – внимательный, щедрый, отзывчивый. Миша и Коля – невнимательные.

Работали с пословицами, вспоминали, кто автор произведений, познакомились с новым произведением, определяли его жанр, анализировали текст, оценивали поступки героев.

Чтение по ролям.



Равнодушно, безучастия.



С участием.


Автор.




Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.





Настоящий друг, тот который тебе всегда поможет, не бросит в беде. Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации - мало говорить,

товарищ остался без завтрака не до разговоров - нужно скорее помочь, поддержать.

4. Подве

дение итогов

С каким произведением на уроке познакомились? Кто автор?

Чему учит этот рассказ?

«Три товарища»

Валентина Александровна Осеева.

Дружбе, доброте, чувству взаимопомощи.м

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.