Конспект урока по литературному чтению по теме В. Осеева «Три товарища» (1 класс)
Конспект урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема: В. Осеева «Три товарища»
Цели урока: познакомить с произведением В. Осеевой «Три товарища»; развивать речь учащихся; развивать умение анализировать поступки героев.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | Здравствуйте, садитесь. Послушайте пословицу. Что она обозначает? Глаза не на месте — совесть не чиста. Всякий человек по делу узнается. Какими качествами обладает хороший человек? Послушайте пословицу и скажите, о чём будем говорить на уроке? («Жизнь дана на добрые дела»). | Когда про человека говорят, что у него совесть нечиста, значит он сделал плохой поступок; сделал плохой поступок и теперь мучает совесть. Эта пословица говорит, что в трудном деле хороший человек всегда протянет руку помощи. Хорошие люди вежливые, добрые. Они не совершают плохих поступков. Они бескорыстно оказывают помощь другим людям, не оставляют их в беде. Честность, доброта, искренность, трудолюбие, вежливость, отзывчивость. Мы будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. |
2. Пос тановка темы урока | Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество уже знакомого вам автора. А кто этот автор догадайтесь сами по произведениям, которые он написал: (раздаются карточки) 1) «Сторож» - А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик. – Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно. 2) «Кто наказал его?» Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. 3) «Плохо»; Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. 4) «Просто старушка» - Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. – Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. «Три товарища» - А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! Кто вспомнил и может назвать автора этих произведений? -Что вы знаете об В.А. Осеевой? Кто она? Осеева В. А. родилась на Украине, в городе Киеве 28 апреля 1902года. Будучи взрослой, стала писать рассказы для детей. В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю, я о нем не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать! - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных. И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас. (Возвращаемся к рассказам). Скажите, в каком из этих произведений говорится о хорошем поступке? А какое из этих произведений вам незнакомо? Так какая тема урока? Чему будем учиться на уроке? | Валентина Александровна Осеева. Писательница, пишет маленькие рассказы для детей. «Просто старушка». В этом произведении мальчик сделал добрый поступок, помог бабушке. Три товарища Произведение В.А. Осеевой «Три товарища». Познакомимся с новым произведением; будем работать над техникой чтения; читать выразительно; учиться анализировать текст; оценивать поступки героев; высказывать свою точку зрения. |
3. Работа с текс том | Откройте учебники на стр. 17. Как вы думаете, о чём может быть это произведение? Кто герои произведения? Кого можно назвать товарищем? Учитель читает произведение. Подтвердились ваши мысли о произведении? Прочитайте и подумайте, какой жанр этого произведения? Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в стороне и не завтракал? Как звали его товарищей? Как отнёсся к Вите каждый из мальчиков? Какие дали советы? Что можно сказать о Коле и Мише? Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Что можно сказать о Вите? Каким было его настроение. Какие слова подсказывают, что он был расстроен? Кто из героев вам понравился? К кому вы относитесь с симпатией и уважением? Почему? Так кого из героев можно назвать товарищем? Почему рассказ называется «Три товарища?» Значит, герои рассказа обладают набором определенных качеств характера, которые его делают таковым. Напиши, какими качествами обладают герои? Вывод: Какую работу выполняли? Какую ещё можно выполнить работу? Чтение по ролям. Прочитайте 3 вопрос в учебнике. С какой интонацией нужно читать слова Коли? Миши? Прочитайте. С каким чувством нужно говорить слова Володи? Кто рассказывает читателю эту историю? Читают. Опускают слова автора. Задание: Выбрать из списка пословицы, которые подходят к содержанию рассказа. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Делу время, а потехе час. Друзья познаются в беде. Гусь свинье не товарищ. Вежливость открывает все двери. Объясните свой выбор. Синквейн. Кто? Товарищ. Какой? Верный, надёжный. Что делает? Поможет, поддержит, подскажет. Основная мысль, фраза, несущая определенный смысл. Не бросит в беде одного. Вывод, заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Настоящий | о дружбе, об отношениях. Товарищи, друзья. человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему. Рассказ, не большой по объёму, сюжет построен на одном событии, случае; автор рассказывает случай из жизни. На большой перемене. Потерял завтрак. Миша, Коля и Вова. Равнодушно, с упрёком: «надо в сумку класть». Не помогли другу. Он не давал совета, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли. Не безразлично, с участием Он был расстроен Стоял в сторонке, тихо сказал и отвернулся Володя – внимательный, щедрый, отзывчивый. Миша и Коля – невнимательные. Работали с пословицами, вспоминали, кто автор произведений, познакомились с новым произведением, определяли его жанр, анализировали текст, оценивали поступки героев. Чтение по ролям. Равнодушно, безучастия. С участием. Автор. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Настоящий друг, тот который тебе всегда поможет, не бросит в беде. Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации - мало говорить, товарищ остался без завтрака не до разговоров - нужно скорее помочь, поддержать. |
4. Подве дение итогов | С каким произведением на уроке познакомились? Кто автор? Чему учит этот рассказ? | «Три товарища» Валентина Александровна Осеева. Дружбе, доброте, чувству взаимопомощи.м |