Конспект урока математики по теме «Вычитание числа 0» (1 класс)
Степаненко Ирина Викторовна
1 класс
УМК «Начальная школа 21 века» В.Н.Рудницкая
математика
Тип урока: открытие новых знаний.
Место и роль в изучаемой теме – 2 часа, первый урок по теме.
Цели: 1) формирование умения вычитать 0 из любого числа.
2) Формировать УУД.
Планируемые результаты
УУД | ||||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
выполнять изученные математические действия над числами; закрепить правило сложения числа 0; вывести правило вычитания числа 0; применять на практике правило вычитания 0; объяснять решение задачи. | умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение на основе работы с моделью, раздаточным материалом, иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. |
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов) | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I. Мотивация к учебной деятельности. | -создать доброжелательную, позитивной атмосферы на уроке, -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; | Групповая, парная | - Послушайте интересую историю. В одном селе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся сначала в паре, потом в группе. Ваши улыбки, улыбки гостей, доброта в глазах, солнышки в каждой ладошке нам очень пригодятся на уроке математики. Слайд | К: Слушают, протягивают ладошки друг к другу, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. | К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;умение слушать и понимать речь других устанавливать отношение ученик- учитель. | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | -организовать подготовку мышления учащихся к фиксации ЗУН, достаточные для построения нового способа действий; -активизировать мыслительные операции. | Фронтальная | –Математическая зарядка. Поиграем в игру с мячом «Лови и отвечай». 0 + 9 3 +0+0 0+7+0 0 + 0 0 + 2+4 -Над каким правилом математики работали?
- Какое интересное число встретилось? Составьте модель к примерам. - Оцените свою работу с помощью светофоров. | Считают, ловят мяч и называют результат, доказывают. Проговаривают правило. Составляют модель к примерам. Оценивают себя светофорами. | П: выделять, формулировать познавательные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | |
III.Выявление места и причины затруднений. | -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.
| Фронтальная | -Можем ли мы выполнить другое действие с числом 0? - На доске пример 8-0 - Решите пример. Почему испытывали затруднения? | Анализируют шаг за шагом с опорой на знакомую запись и проговаривают вслух что и как они делают. Фиксируют шаг, на котором возникло затруднение; каких знаний недостаёт к исходной задаче. . | П : умениеориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; | |
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. | - уточнить тему урока; - организовать постановку цели урока; - составить совместный план действий. - организовать исследование. . | Фронтальная | -Откройте учебники. -Прочитайте тему урока. -Что значит вычесть число 0? - Выполним модель к теме урока.
- Какую цель перед собой ставим? (научиться вычитать 0.) -Как достичь поставленную цель?
| Моделируют с помощью условных обозначений тему урока, формулируют цель и задачи урока. | П : выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы. Р: умениеопределять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | |
V.Реализация построенного проекта. |
организовать исследование; - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Групповая | -Для того чтобы научиться вычитать 0 предлагаю провести исследование. Цель: узнать, что получится, если вычесть из числа 0. Работаем в группах. Какие правила нужно соблюдать? Слайд. - Для каждой группы раздаются карточки с примерами, фишки. Произведите действие с фишками согласно записанному примеру. (4 –0, 6 – 0, 7 – 0, 5 – 0, 8 – 0, 9 – 0) -Что показало исследование? Слайд (…-0=…)
| Создают группу, поворачиваются друг к другу, распределяют роли, намечают план. Выдвигают и обосновывают предположение. С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Р: умение работать по коллективно составленному плану | |
VI. Первичное проверка понимания изученного. Самостоятельная работа. | - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Индивидуальная, Парная | -Предлагаю поработать по учебнику. Учебник с.21. №.1. Рубрика «Работаем вместе» -Расскажи, как вычесть 0 с помощью линейки? -Какое правило применяем? – Поработаем в парах по учебнику с.21 №2. Рубрика «Вычисли с помощью линейки» - Проверим свою работу по интерактивной доске -- Какое правило применили? Оцените свои знания с помощью светофоров. - Рассмотрите иллюстрацию. Слайд «Кот- рыболов». - Кто изображён? Сколько рыбок? -Какую кличку можно дать коту? - Придумайте название к иллюстрации. -Как вы думаете удастся ли коту поймать рыбку? -Прочитаем об этом в задании. - Объясните, что обозначает запись 5 – 0 = 5. | Решают фронтально типовые задания на новый способ действия. Проговаривают вслух с опорой на шкалу линейки. Оценивают свои знания с помощью светофоров. Работают в парах. Затем на интерактивной доске открывают «окошечки» и проверяют себя. Проводят самооценку. Отвечают на вопросы. Объясняют. | Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело. П: овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе. К: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Р: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем | Самостоятельная работа. |
VII. Музыкальная физпауза. ИКТ. | | Фронтальная | | Выполняют весёлые упражнения. | | |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку своих решений по эталону; -создать ситуацию успеха для каждого ребёнка; - предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправление. | Индивидуальная | -Проведём самостоятельную работу в рабочей тетради в виде теста. - Работу проверьте сами. Слайд «Проверь себя». Оцените свои знания с помощью светофоров. -Какие ошибки допустили? -В чём причина ошибки? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку, оценивают уровень знаний с помощью светофоров. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Самостоятельная работа. |
IX. Этап включения в систему знаний и повторений. Рефлексия собственной учебной деятельности. | - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - соотнести цель и результаты учебной деятельности. | Парная. | - Чему мы сегодня учились на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Где мы можем применить полученные знания? Оцените свои достижения на уроке. Слайд (схема) Кто доволен своей работой, все ли было понятно? | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Р : умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | |