Конспект урока математики в 3 классе на тему «Закрепление знаний таблицы умножения и деления», с использованием ИКТ технологий и активных методов обучения
Конспект урока математики в 3 классе на тему «Закрепление знаний таблицы умножения и деления», с использованием ИКТ технологий и активных методов обучения
Цель урока: обобщить и закрепить знание табличного умножения и деления.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить и закрепить знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления;
закреплять знания правил о порядке выполнения действий;
совершенствовать умение решать простые и составные задачи; задачи на нахождение площади квадрата;
закреплять умение решать выражения на различные арифметические действия;
продолжить знакомство с простым приёмом «Оригами».
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память;
развивать умение обобщать, умение делать логические выводы.
Воспитательные:
воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом;
воспитывать интерес к уроку, воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки.
Необходимое оборудование, материалы: презентация к уроку, бумажные квадраты (по 3 шт. на каждого учащегося различного размера и цвета), 3 макета бочонков, раздаточный материал для учащихся (капельки мёда, карточки-билеты), карточки-морковки, макет ковра-самолёта.
Ход урока
1 этап
Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность. Активный метод обучения: «Поздоровайся глазами».
Можно использовать музыкальное сопровождение.
Дети встают вкруг вместе с учителем.
-Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Активный метод обучения: «Улыбнемся друг другу».
-Я улыбнулась вам и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
2 этап
Активный метод обучения: «Ребус».
Учитель просит разгадать ребус. Дети разгадывают и по разгаданному слову формулируют тему урока. Исходя из темы, с помощью опорных слов, определяют цели урока.
-Ребята, урок у нас сегодня будет необычный. Сегодня на уроке мы с вами вспомним русскую народную сказку «Колобок» и отправимся в путешествие с ее главным героем. Но прежде, чем мы туда попадем, нужно будет выполнить несколько заданий. Сначала отгадайте ребус. Отгаданное слово вам поможет сформулировать тему и цели на урок. (Слово «таблица»)
-Кто догадался - какая тема урока? (Таблица умножения и деления)
-А теперь, с помощью опорных слов на доске, сформулируйте цели урока. (Закрепим знание таблицы умножения и деления; будем применять таблицу умножения для решения задач, нахождения значений выражений)
3 этап
Активный метод обучения: «Ковёр-самолёт».
-Путешествовать в сказку мы отправимся на ковре-самолёте. Но он не взлетит, если мы его не отремонтируем. Вам нужно на разноцветных листочках, которые лежат у вас на парте, написать свои ожидания от урока (продолжить фразу или несколько фраз:
Я хочу узнать…
Я хочу научиться…
Я хочу проявить себя…
Я хочу применить…) и прикрепить на ковре в пустые квадратики.
-Ну вот, ковёр мы отремонтировали, теперь он может взлететь.
4 этап
Активный метод обучения: «Купи билет».
-Ребята, чтобы отправиться путешествовать, вам нужно купить билет на ковёр-самолёт. Купить его вы сможете, если правильно решите примеры, записанные на билете.
-Молодцы, все купили билеты. Пора в путь.
Создание настроя. Звучит музыка. Ковер-самолёт с пассажирами взлетает.
-Пока звучит музыка, запишите в тетрадях дату, «Классная работа».
-Мы с вами попали в русскую народную сказку «Колобок» и отправимся в путешествие с ее главным героем. Давайте вспомним, как начинается сказка. (Жили-были дед да баба)
-Сколько человек жило в домике? (2)
Чистописание
-На каллиграфической минутке мы вспомним с вами написание цифры 2 (1 строчка) и таблицу умножения на 2 (2 строчка).
-А кто из вас помнит, что произошло дальше? (Попросил дед бабку испечь ему колобка. Бабка по амбарам помела, по сусекам поскребла, насобирала муки и испекла колобка. Положила на окошко, чтобы он остыл. А Колобок взял и покатился по дорожке в лес. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Заяц)
Активный метод обучения: «Экспресс-опрос».
Учитель читает задачи, записанные на карточках-морковках, которые принёс Зайчик. Дети показывают, молча, с помощью карточек, каким действием решить задачу.
-Ребята, Заяц нас не пропустит, если мы не выполним его задание. Он принёс морковки, на которых записаны задачи. Вам нужно быстро определить, каким действием решается задача.
1) Один карандаш стоит 4 рубля. Сколько денег нужно, чтобы купить 5 карандашей?
2) Зайчиха раздала18 морковок 6 зайчатам. По сколько морковок получил каждый зайчонок?
3) Папа слепил 40 пельменей, а Никита на 15 пельменей меньше. Сколько пельменей слепил Никита?
4) Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше. Сколько лет отцу?
5) С одной яблони собрали 18 кг яблок, а с другой 14 кг. Сколько всего килограммов яблок собрали с двух яблонь?
6) Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку?
-А теперь выберите одну из этих задач и запишите решение в тетрадь.
Дети выбирают задачу (на слайде). Самопроверка по слайду.
-Покатился Колобок дальше и встретил Медведя. Медведь говорит: «Колобок, Колобок я тебя съем».
5 и 6 этапы
Активный метод обучения: «Накорми медведя мёдом».
-Ребята, чтобы Медведь не съел Колобка и отпустил его, давайте подарим Медведю бочонки с мёдом. Но сначала нам нужно наполнить эти бочки мёдом. У вас у каждого на парте лежит капелька мёда. Вам нужно записать выражение, написанное на капельке, в тетрадь, определить порядок выполнения действий и найти значение выражения. Потом вы меняетесь с соседом по парте карточками-капельками и решаете ещё одно выражение. Затем взаимопроверка, проверяете друг друга. После этого вы свою капельку мёда прикрепляете на доске к тому бочонку, на котором записано значение вашего выражения.
-Молодцы, ребята, накормили медведя мёдом и спасли Колобка.
-Катится, катится Колобок дальше, а навстречу Волк.
Активный метод обучения: «Зарядка от Волка».
-Ребята, Волк предлагает вместе с ним поиграть, тогда он нас отпустит.
Дети выполняют физминутку «На охоту вышел…волк».
Кто-то скачет, скок-скок-скок,
На зелененький лужок! (Прыжки в полуприседе, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают «ушки»)
Приседает, слушает:
Не идет ли волк. (Присесть.)
Это наш лесной красавец,
Трусоватый серый... ЗАЯЦ.
Вдруг зубами кто-то: щелк! –
На охоту вышел... ВОЛК. (Из стойки на коленях, одна рука – вверх, другая – вперед, ходьба с хлопками перед собой (волк «щелкает зубами»))
Испугался волка зайка,
Поскакал скорей с лужайки. (Прыжки в приседе, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают «ушки».)
И пустился наутек,
Волка увидав... ЖУЧОК.
Вот бежит иголок ворох
И две пары ножек. (Передвижение вперед в упоре сзади.)
Кто от волка убегает? –
Наш колючий... ЕЖИК. (Бег на четвереньках.)
Все зверюшки испугались
И с лужайки разбежались. (Бег по кругу, взявшись за руки.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Волк, попробуй их догнать!
7 этап
-Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Лиса. «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Активный метод обучения: «Укрась ковёр цветами».
-Ребята, нам встретилась Лиса, и чтобы она отпустила колобка, нам нужно выполнить её задание. Лиса любит всё красивое, особенно ей нравятся цветы. Она хочет, чтобы мы украсили наш ковёр-самолёт цветами. Цветы мы будем делать из квадратов. У каждого из вас лежит три квадрата разного цвета.
Прочитайте алгоритм работы на экране:
Из трёх квадратов выберите один:
если вы сегодня на уроке выполняли все задания с легкостью, вам было интересно, все у вас получалось, то возьмите квадрат красного цвета (значит, свою работу вы оцениваете на «отлично»);
если вы затруднялись в каких-то заданиях, и оцениваете свою работу на «хорошо» – возьмите квадрат голубого цвета;
если вам было на сегодняшнем уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда возьмите квадрат жёлтого цвета.
Вспомните, как найти площадь квадрата.
Вычислите площадь вашего квадрата и запишите в тетрадь, как нашли площадь.
Используя схему, изготовьте цветок.
Приклейте цветок на ковер-самолёт.
-Ребята, посмотрите, какой красивый у нас стал ковёр. Лисе очень нравится наш ковер, и она отпускает Колобка.
-Молодцы! Вы помогли Колобку остаться целым и невредимым, и вернуться домой к дедушке и бабушке.
-Ребята, вспомните, а как закончилась эта сказка? (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
-А какой урок вы извлекли из этой сказки?
8 этап
Активный метод обучения: «Продолжи фразу».
Дети встают вкруг, вспоминают свои ожидания от урока и по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
-Понравилось наше путешествие? Кто может сказать про себя, что теперь он знает таблицу умножения лучше?
-Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
-Спасибо вам за работу на уроке! Вы все молодцы!