Конспект урока на тему: «Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные»

4
0
Материал опубликован 14 February 2020

Конспект урока на тему:

«Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные».

(Приложение 1. Технологическая карта урока по теме «Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные»).

Цель: формировать представление о семействе Розоцветных.

Задачи:

Образовательные: показать биологические особенности розоцветных, расширить и углубить знания учащихся о многообразии розоцветных; их роли в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, воспитывать коммуникативность; бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: проектор, презентация «Семейство Розоцветные», тексты для смыслового чтения, тесты.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Организационный момент (5 минут).

Учитель: Добрый день ребята. Присаживайтесь на свои места.

А сейчас давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рад, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Включение в деловой ритм).

Известно ли вам, что из яблока можно изготовить простейший приемник сигналов мощных радиостанций в диапазоне длинных волн? Этим устройством можно пользоваться во время экскурсий, походов. Как его изготовить – узнаете на уроках физики, а вот к какому классу и семейству покрытосеменных растений принадлежит яблоко – узнаем уже сегодня.

Актуализация знаний (10 минут).

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Беседа по вопросам:

1. На какие классы делится отдел покрытосеменные?

2. Какие признаки характерные для двудольных растений?

3. Каково строение цветка крестоцветных?

Учащиеся: Отвечают на вопросы.

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:

1. Плод – ягода.

2. Соцветие – кисть.

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.

5. Плод – боб.

6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

7. Соцветие – головка.

8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

9. Плод – стручок или стручочек.

10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Учащиеся: Дают ответы: 2, 3, 6, 8. 9.

Учитель: Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Пасленовые.

1. Картофель. 2. Земляника лесная. 3. Хрен деревенский. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Паслен черный. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Томат.

Итак, наше следующее семейство называется Розоцветные.

Давайте запишем тему нашего урока.

Сформулируйте цель урока.

Учащиеся: Формулируют цель урока.

Учитель: Познакомится с характерными признаками семейства Розоцветных, с многообразием ролью в природе и жизни человека.

Сегодня на уроке мы должны будем с вами найти ответ на проблемный вопрос: какие черты строения объединяют растения в семейство Розоцветные?

Учащиеся: слушают, дают ответы.

Изучение нового материала. (15 минут)

Учитель: К классу Двудольные принадлежит семейство Розоцветные.

Семейство Розоцветных – одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов. Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.

Но вот однажды побывал в гостях у семейства злая колдунья. Завистливая она была, не понравилось ей, что все члены семейства такие известные и культурные. И решила колдунья навредить Розоцветным. Всех представителей семейства заколдовала. Ребята! Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей семейства. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки. Таким образом, мы узнаем, какие растения относятся к данному семейству.

Загадки:

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

Всего-то - косточка

Да красненькая кофточка! (Вишня)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня - и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

На сучках висят шары

Посинели от жары! (Слива)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее пойди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван... (Ежевика).

Учащиеся: отгадывают загадки

Учитель: А теперь выполните задание на листочках:

Задание:

Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

1. Жизненная форма _________, ___________,___________.

2. Листья _________или_________________

3. У растений семейства Розоцветных цветок имеет _____________околоцветник

4. Цветок имеет венчик из ________ лепестков,

5. Чашечка состоит из _______ чашелистиков.

6. Тычинок ___ , пестиков ________.

7. Плод _________, ________, __________

8. Семейство Розоцветных относится к классу_____________

Эталон ответов:

1.Травы, деревья, кустарники

2. Простые, сложные

3. двойной

4. 5

5. 5

6. Много, много

7. Яблоко, костянка, многоорешек

8. Двудольные

Всего 8 баллов

7-8 баллов – «5»

5-6 баллов – « 4»

3-4 баллов – «3»

Менее 2 –«2»

В таблице подчеркнуть признаки, отвечающие названиям растений.

Название растений

Строение цветка

Название плода

Лист

Яблоня

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Земляника лесная

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Абрикос

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Вишня

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Малина

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Шиповник

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Учащиеся: проверяют выполненное задание друг у друга

Закрепление материала (10 минут).

Учитель: А теперь выполните еще одно задание на листочках:

Тест «Семейство Розоцветные»

Выберите один правильный ответ

1. К розоцветным относится

1. Вишня 3. Яблоня

2. Роза 4. Все эти растения

2. Листья розоцветных

1. простые 3. Сложные

2. сидячие 4. Верны 1,3 ответы

3. Цветки розоцветных опыляются в основном

1. ветром 3. Водой

2. насекомыми 4. Птицами

4. Для розоцветных характерны плоды

1. бобы 3. Зерновка

2.стручки 4. Костянки, яблоко, многоорешки

5. К травянистым растениям семейства розоцветных относятся

1. земляника 3. Вишня

2.малина 4. яблоня

6. Формула цветка растений семейства розоцветных

1. Ч4 Л4 Т ∞П1 3. Ч5 Л5 Т∞ П∞

2. Ч4 Л4 Т4+2 П1 4. Ч (5) Л(5) Т5 П1

7. Декоративные растения

1. роза 3. Шиповник

2. слива 4. Пастушья сумка

8. Семейство Розоцветные относятся к царству

1 Животные 3 Бактерий

2 Растения 4 Грибы

9. Установите соответствие между семействами и растениями

Растения Семейства

А) редька 1. Семейство Розоцветные

Б) слива 2. Семейство Крестоцветные

В) капуста

Г) шиповник

Д) малина

Учащиеся: выполняют тест.

Критерии оценивания:

9-10 баллов – оценка «5»

7-8 балла – оценка «4»

5-6 балла –оценка «3»

Менее 5 баллов –оценка «2»

Эталон ответов: 1-4, 2-4, 3-2, 4- 4, 5-1, 6-3, 7-1, 8 -2, 9 1-б, г, д; 2-а, в

Рефлексия (5 минут).

Учитель: Отлично! Вы большие молодцы! Но не маловажный этап урока настал. Приготовили двойные листочки и я вас попрошу ответить на несколько вопросов:

1) Что вы узнали сегодня на уроке

2) Строение цветка розоцветных___________________

3) Растения, относящиеся к семейству __________________

4) Жизненные формы семейства_____________

5) Плоды у розоцветных_____________________________

6) Оцените свою работу на уроке в баллах:

«5» - все понял, было интересно;

«4» - не все успел понять;

«3» - кое-что понял;

«2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

Учащиеся: Пишут ответы на вопросы на листках и сдают учителю.

Домашнее задание

Учитель: Прочитайте страницу 81, учить конспект по тетради.

Учащиеся: Записывают задание в дневник.

Приложение 1

Технологическая карта урока на тему: «Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные»

Тема урока

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные

Цель урока

формировать представление о семействе розоцветных.

Задачи урока:


обучающие

показать биологические особенности розоцветных, расширить и углубить знания учащихся о многообразии розоцветных; их роли в природе и жизни человека

развивающие

продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.

воспитательные

способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, воспитывать коммуникативность; бережное отношение к окружающему миру.

Образовательные результаты

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные

Развитие мотивации изучать биологию; умение оценивать усваиваемое содержание.

Познавательные (П): формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации.

Регулятивные (Р): контроль собственных знаний; оценка усвоенного содержания.

Коммуникативные (К): уметь управлять поведением партнера; оценка результатов друг друга; уметь работать в системе «учитель-ученик».

Знать особенности розоцветных, их многообразие, роль в природе и жизни человека.

Тип урока

Изучение нового материала

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

учебник, тексты для смыслового чтения.

тесты


Физика;

Математика.

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Парная (П)


Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

П

Р

К

Л

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

Добрый день ребята.

Присаживайтесь на свои места.

А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рад, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Включение в деловой ритм).

Известно ли вам, что из яблока можно изготовить простейший приемник сигналов мощных радиостанций в диапазоне длинных волн? Этим устройством можно пользоваться во время экскурсий, походов. Как его изготовить - узнаете на уроках физики, а вот к какому классу и семейству покрытосеменных растений принадлежит яблоко - узнаем уже сегодня.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Беседа по вопросам

1. На какие классы делится отдел покрытосеменные?

2. Какие признаки характерные для двудольных растений?

3. Каково строение цветка крестоцветных?

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:

1. Плод – ягода.

2. Соцветие – кисть.

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.

5. Плод – боб.

6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

7. Соцветие – головка.

8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

9. Плод – стручок или стручочек.

10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Пасленовые.

1.Картофель. 2. Земляника лесная. 3. Хрен деревенский. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Паслен черный. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. томат.

Итак, наше следующее семейство называется Розоцветные.

Давайте запишем тему нашего урока.

Сформулируйте цель урока.

Познакомится с характерными признаками семейства Розоцветных, с многообразием ролью в природе и жизни человека

Сегодня на уроке мы должны будем с вами найти ответ на проблемный вопрос: какие черты строения объединяют растения в семейство Розоцветные?

Настраиваются на работу





















Слушают, думают, вспоминают, отвечают на вопросы






Выполняют задание, письменно. Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.



















Отвечают на вопросы, объясняют выполнение задания






Формулируют цель урока



Записывают тему в тетрадь






















+






+



















+






+

+



























+






















+

+





















+

























+

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут)

К классу Двудольные принадлежит семейство Розоцветные

Семейство Розоцвеиных - одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов.

Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.

Но вот однажды побывал я в гостях у семейства злая колдунья. Завистливая она была, не понравилось ей, что все члены семейства такие известные и культурные. И решила колдунья навредить Розоцветным. Всех представителей семейства заколдовала. Ребята! Помогите разрушить чары злой колдуньи, расколдовать представителей семейства. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки. Таким образом мы узнаем, какие растения относятся к данному семейству.

Загадки:

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Рябина.)

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

Всего-то - косточка

Да красненькая кофточка!

(Вишня.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня - и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника.)

На сучках висят шары

Посинели от жары!

(Слива.)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее пойди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван...

(Ежевика).

Первичное закрепление.

Задание: Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова (см. Прил. № 1)



В таблице подчеркнуть признаки, отвечающие названиям растений (проверка выполненного задания друг у друга) (см. Прил. № 2)


Задание: выполните предложенный тест «Семейство Розоцветные» (см. Прил. № 3)





Внимательно слушают





















Слушают и отгадывают загадки

























Выполняют самостоятельно работу. После выполнения проводят взаимопроверку. Результаты заносят в лис оценивания


Индивидуальная работа

Работа в парах



Индивидуальная работа






+














































+








+


























+

























+




+




+



























+





























+






























+





























+




+

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

Что вы узнали сегодня на уроке

Строение цветка розоцветных___________________

Растения относящиеся к семейству __________________

Жизненные формы семейства_____________

Плоды у розоцветных_____________________________

Самоанализ

Задание на самоанализ.

Оцените свою работу на уроке в баллах:

«5» - все понял, было интересно;

«4» - не все успел понять;

«3» - кое-что понял;

«2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

Домашнее задание: Прочитайте стр. 81., учить по тетради.

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки







Формулируют вывод.


Оценивают свою работу на уроке.






Записывают домашнее задание в дневник


+










+



+










+





























Приложение к технологической карте урока на тему: «Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветные»

1.

1. Жизненная форма _________, ___________,___________.

2. Листья _________или_________________

3. У растений семейства Розоцветных цветок имеет _____________околоцветник

4. Цветок имеет венчик из ________ лепестков,

5. Чашечка состоит из _______ чашелистиков.

6. Тычинок ___ , пестиков ________.

7. Плод _________, ________, __________

8. Семейство Розоцветных относится к классу_____________

Эталон ответов:

1.Травы, деревья, кустарники

2. Простые ,сложные

3. двойной

4. 5

5. 5

6. Много, много

7. Яблоко, костянка, многоорешек

8. Двудольные

Всего 8 баллов

7-8 баллов – «5»

5-6 баллов – « 4»

3-4 баллов – «3»

Менее 2 –«2»

№ 2.

Название растений

Строение цветка

Название плода

Лист

Яблоня

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Земляника лесная

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Абрикос

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Вишня

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Малина

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой

Шиповник

Ч Л Т П

Сочный

Сухой

Сложный

Простой





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации