Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему «В сосновом лесу»

4
0
Материал опубликован 5 January 2021


Тема урока: В сосновом лесу


Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.

Задачи:

- проверить уровень усвоения знаний о лесном озере;

- изучить особенности растительного и животного мира соснового леса;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся


План

 

1.     Организационный момент

2. Проверка домашнего задания:                                                                                            

а) фронтальная беседа по пройденному материалу;

б)работа по карточкам (дифференцированные задания)

в) индивидуальный ответ «У лесного озера»;

в) игра «Назови лишнее».

3.     Изучение нового материала:                                                                                                

а) постановка темы и целей  урока;

б) условия жизни в сосновом лесу;

в) практическая работа в группах: сравнение веток и шишек сосны и ели;

г) знакомство с растениями сосновых лесов:

- работа с учебником;

   - работа с наглядным материалом;

          д) знакомство с животными леса:

               - дятел: друг или враг леса?;

               - доклад ученика о птицах;

               - роль сосны в жизни животных;

     физкультминутка  «На лесной поляне».                                                    

            е) работа с текстом «Сосна - лесная аптека».

  4. Закрепление изученного:                                                                                                       

         - Ответы на вопросы, требующие применения полученных  знаний в новой ситуации;

    5. Итог урока.                                                                                                                          

    6. Домашнее задание.                                                                                                                  


 






 







Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.     Орг.   момент

 Музыка «Вместе весело шагать»

  - Какое настроение создала эта музыка?

- Что представили, когда слушали отрывок из песни?


 

2.Актуализация знаний учащихся 







Проверка домашнего задания 

 

 

 

 

 

 


- С какой целью люди путешествуют?

- Как называются люди, изучающие что- то новое?

Мы продолжаем исследовать окружающий мир, и традиционно начинаем наш урок с рассказа о погоде сегодняшнего дня.

- Но у нас путешествие виртуальное, поэтому погоду в классе создаём мы сами.

- Каким вы хотите видеть наш урок?


- По каким маршрутам мы уже путешествовали?

 

Прежде чем отправиться в новое путешествие, нужно узнать ваши знания по предыдущему материалу.

(Учитель раздает карточки разного цвета для индивидуальной работы.)

 

 

а) Фронтальная беседа по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)индивидуальный ответ (рассказ ученика на тему «Лягушка»).


Давайте вспомним, что мы исследовали  на  прошлом уроке?

 (Лесное озеро).

Узнайте, о каких растениях идёт речь:

Одно из самых маленьких растений водоёма

Гибкий стебель наполнен внутри воздухом.

 

- Чем отличается ряска от других растений? (Нет листьев)

-  Какое из растений лесного озера занесено в Красную книгу?


Игра «Назови лишнее»

- Водомерка, жук-плавунец, пчела, комар


- Почему это слово лишнее?


- Задайте одноклассникам вопросы о насекомых лесного озера.

( Примерные вопросы и ответы детей:

- Какое насекомое называют самым прожорливым хищником планеты? (Стрекоза)

- Кто живёт под водой?  (Жук – плавунец)

- Как жук- плавунец  приспособился к жизни в воде?  ( Задние ноги длинные и плоские, похожи на вёсла.)

- Какое насекомое скользит по поверхности воды?(Водомерка.)

- Почему водомерки не тонут? (Длинные задние ноги покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром)).

Игра «Назови лишнее»

- Утка, сорока, цапля, лебедь

 

- Какие из этих птиц плавают, а кто ходит по воде?

 

(Лебедь и утка плавают- у них короткие ноги и перепонки на лапах, а цапля ходит- у них длинные ноги.)

 

 Игра «Назови лишнее»

- Карась, окунь, щука, стрекоза.


- Каких ещё рыб пресных водоёмов вы знаете?


Незнайка составил цепи питания лесного озера. Какие ошибки он допустил?

- Найдите ошибки в цепях питания.

Ряска – щука-карась

  Комар – цапля - лягушка    

 

- Сделайте  экологический прогноз:  что произойдёт, если исчезнут лягушки? (Увеличится количество комаров и мошек и уменьшится количество птиц, например цапель и аистов.)

 

- Дома вы готовили рассказ об этом животном.

- Кто хочет поделиться своими знаниями?

- Оцените прослушанный  рассказ.

- Что можете дополнить?

Физкультминутка.


Если я назову растение или животное озера – хлопаем, если другие растения или животные – топаем:

                Кислица, ряска, клёст, Иван да марья, жук – плавунец, муравей, купальница, стрекоза, иволга, журавль, кит,  плотва.

Думаю, в целом вы неплохо запомнили особенности данного сообщества, мы можем двигаться дальше.

          

4. Изучение нового материала

а) Постановка темы и целей урока.

 



















Ученик читает стихотворение

- На нашем пути чудесное дерево . Если бы оно могло говорить, то рассказало бы о себе так: «Я очень люблю  солнце и потому всегда свои вечнозеленые ветки поднимаю  к нему»

- Узнали?

- Конечно, сосна.

 Вот по этой тропинке мы и отправляемся в сосновый лес.


- Как вы думаете, что нам предстоит более подробно исследовать во время похода?

(-Условия жизни в сосновом лесу,

-Растительный мир

-Животный мир)

Цель урока – изучение соснового леса.

- Когда исследователи отправляются в путь, что им помогает не сбиться с маршрута? (карта)

У нас тоже есть план путешествия

- Какой этап мы уже прошли?

- Следующий этап?


Как называют сосновый лес?  ( Бор.)


- Вокруг стволы растут прямые,

Закатным солнцем залитые.

Встречает нас сосновый бор

И слышен сосен разговор:

Как будто шапки кроны наши.

Мы всех деревьев хвойных краше.

б) Условия жизни в сосновом лесу.

 

-        Красота и величественность сосен вдохновляла не только  поэтов и писателей, но художников. Вы смотрели картины великого русского художника  И. Шишкина. ( Дети смотрят картины «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» , «Сестрорецкий бор», «Сосны, освещённые солнцем» )

 

- Вспомните, как выглядит еловый лес.

- Сравните сосновый и еловый лес. ( В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо.

 - Как вы думаете, почему? ( У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет)

- В чём причина такого расположения ветвей? (Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.)

- Прочитайте 2-ой абзац в учебнике и скажите, подтвердились ли ваши предположения.

 

- Что нового узнали о сосне? (Внизу кора коричневая, а наверху красная, хвоинки держатся на ветках 2-3 года. )

 


в) Практическая работа в группах: сравнение веток и шишек сосны и ели.

- Следующий этап знакомства с сосновым лесом – это практическая работа в группах.

Пользуясь  «Таблицей исследователя» сравните ветви и шишки сосны и ели, добавив пропущенные линии сравнения.  ( Устно.)


- Подведите итоги вашей работы.

Хвоинки ели

Линии сравнения

Хвоинки сосны

Короткие хвоинки

Длина

Длинные хвоинки

Колючие

На ощупь

Мягкие

Тёмные

Окраска

Светлые

Крепятся поодиночке близко друг к другу

Расположение

Крепятся парами на небольшом расстоянии

Шишки ели

Линии сравнения

Шишки сосны

Вытянутые с гладкими чешуйками

Форма

округлые

Светло- коричневый

Цвет

Внешняя сторона –серовато- бурая, внутренняя сторона светлее

8 - 10 см

Размер

4- 5 см

 

- Для чего выполняли эту работу?

- Кто сможет отличить сосну от ели, если увидите эти деревья в природе?

г)   Знакомство с растениями соснового леса.









Читает ученик

 

-  Если в сосновом лесу светло и сухо, то какие растения там будут расти?

(Светолюбивые и засухоустойчивые.)

  

- Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете  его название, если сложите два слова:

Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток

 

- Послушайте 3- ий абзац с. 49 и скажите, почему  очиток смог 

приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)

Практическая работа в парах с иллюстрациями  растений соснового леса.

 

 

 












   Физкультминутка «На лесной поляне»




-А сейчас, юные исследователи, работая с иллюстрациями других растений соснового бора, выясните, какое сходство во внешнем строении они имеют?

Рассмотрите растения кошачьи лапки, чернику, бруснику, вереск и зимолюбку.

- Сделайте вывод о сходстве растений соснового леса. ( У них мелкие листья, густо покрывают стебли).

Чем объяснить такой размер листьев? (Позволяет растениям экономить влагу).

-Какие растения относятся к травянистым? Кустарники?


  Мы прошли третий этап нашего путешествия, и думаю настало время привала.

- Что такое привал?


Звучит музыка, звуки леса


Представьте себя на лесной полянке. Вокруг величественные сосны, запах прогретой солнцем хвои разливается по поляне, на стволах выступают капельки смолы. Неподалёку журчит ручеек. Слышны звонкие голоса птиц. Вы идёте по мягкой теплой траве. Дыхание ровное, спокойное. Постарайтесь запомнить это ощущение покоя. Откройте глаза.

д) Знакомство с животными соснового леса.

 


Рассказ ученика с элементами инсценирования



Следующий объект исследования – это..? (животный мир)


-Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц.  Звук какой птицы слышался отчётливее других?

 

- Узнали, кто издаёт громкий  звук? (Дятел.)

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла  можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.)

- Почему враг леса?( Пробивает клювом дыры в стволе.)

 

                                         Дятел

 

                  Друг леса                      Враг леса

 

-Прочитайте, к какому мнению склоняются  авторы учебника.  с. 49

 

- Так  чего же больше -  пользы или вреда приносит дятел лесу?

(Пользы. Питается насекомыми , которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )

- Оказывается дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, проби­тые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить.

- А чем дятел достаёт насекомых?

(Длинным и липким языком.)

-  Как  удерживается на стволе дерева?

(Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)

 

- Послушайте сообщение и скажите, каких ещё птиц можно увидеть и услышать в бору.  (Рассказывает ученик, получивший индивидуальное задание на прошлом уроке:

Сосновые леса охотно посещает кукушка. Здесь она находит богатый корм - гусениц соснового шелкопряда, а также одного из основных, воспитателей ее птенцов, - горихвостку. На высоких соснах строят свои гнёзда хищные птицы  -  сова, коршун и канюк. Самый заметный из певчих птиц – зяблик. В сосняках обитает и  самый крупный дрозд – дрозд-деряба.) 

 

- Назовите хищных птиц.

- Каких ещё  птиц соснового бора вы запомнили?

- О ком кроме птиц говорится в тексте? (Гусенице соснового шелкопряда)

 

- Гусеницы соснового шелкопряда очень  прожорливы. За лето они съедают несколько тысяч хвоинок.


 Аплодисментами поблагодарим нашего гостя и подумаем,

что объединяет  белку, глухаря,  лося?   

( Сосна даёт им корм).



1. Хвоя.

2. Семена сосновых шишек.

3. Сосновые побеги и кора.

 

- Чем питается белка? Выберите верный,  по вашему мнению,  вариант ответа . (Семенами сосновых шишек.) (Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.)

- Глухарь?  (Хвоей. )

Лось? (Сосновыми побегами и корой.)

 

- Сделайте вывод о роли сосны в жизни животных?  (Сосна нужна животным.  Одним она даёт приют, о другим – пищу.)


Назовите всех представителей животного мира, о которых говорили на уроке.


 

     5. Закрепление изученного.

 

 


Наше путешествие близится к завершению.

- О чём будем говорить на последнем этапе?


1) -  Подумайте над  вопросом № 4 на с. 49.

- Какая из этих сосен выросла на опушке, а какая в чаще леса? Почему?

(Сосна светолюбива. Поэтому дерево, растущее на опушке,  наклонилось к  свету. Оно ниже у него больше веток. А сосна, растущая в чаще,  тянется к свету, она выше,  и у неё из – за недостатка света  нижние ветви отмирают.)

 

2)-  Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет?

(Ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенью ели – не может, та как  она светолюбива)

 

- Кто запомнил названия растений соснового бора?

 

- Восстановите пропущенные звенья в цепях  питания: 

 

 

……………………. ---мышь --- ……………

 

сосновые побеги--- ……………. --- …………………

 

  …………….. --- …………….. - кукушка                    

 

( Например: Семена сосны- мышь – сова, сосновые побеги - лось – волк, хвоя – гусеница шелкопряда - кукушка)


 

6. Итог урока

 


Наш урок подходит к концу, подведём итоги.

- Что вы не знали до сегодняшнего урока? 

-   Что вы сможете дома или друзьям рассказать о сосновом боре?

 

-       Что бы вы ещё хотели узнать о сосновых лесах и сосне?

-       Где можно найти ответы на интересующие вопросы? ( В книгах, энциклопедиях, в сети – интернет, спросить у родителей.)


- Встречаются ли сосновые леса в нашей местности?

- Кто из вас был в бору?

-С какой целью посещали лес? (Отдохнуть, набрать грибов и ягод.)

 

- Сосна растёт медленно, за год высота сосны увеличивается на 50 см, а  за 10 лет? ( На 500 см. или 5 метров.)

- Сломать дерево — секунда, а вырастить — года, не забывайте об этом. На следующем уроке мы поговорим, почему нужно беречь леса.

- Каким был наш урок?


- У вас есть смайлики с 3 настроениями – весёлые, спокойные, грустные. Выбирайте тот, который подходит под ваше настроение на уроке и прикрепите на маршрутный лист.

 

7. Домашнее задание

 


1 и 2 группы  (средний и низкий уровень): ( Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Сообщение о понравившемся животном или растении соснового леса.

3 группа  (высокий уровень).  Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Информация о применении сосны и о лекарственных свойствах дерева.

 

- Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем.

 (  Учитель выставляет оценки за урок.)

 

 























Самоанализ урока

 

   Урок , построенный на основе системно-деятельностного подхода, достиг поставленных целей. Он носил развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме похода в лес. Выбранная структура урока помогла решить поставленные задачи.  Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались. Активизации познавательной деятельности детей  способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (работа с гербарием, самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в парах с гербарием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно,  под руководством учителя. Задания на уроке  носят проблемный характер  и нацелены на развитие  УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.  Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная ( способ дифференциации менялся – по степени сложности, по объёму). На уроке применялись ТСО. В ходе урока у детей сформировано представление о сосновом боре как о единой семье, где растения и животные взаимосвязаны друг с другом и нарушение этих взаимосвязей приведёт к экологической катастрофе, дети познакомились с лекарственным значением сосны.   Материал, используемый на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью.Царила доброжелательная атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».


Литература

 

1) Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004.

2) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

3) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учеб­нику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

4) С.  И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.

5) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.

 

Интернет источники

http://images.yandex.

yandex. ru  википедия




http://www.1000listnik.ru/lekars



tvennie-travi/17/207-sosna-obyknovennaya.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.