Урок биологии в 8 классе на тему «Среда обитания и внешнее строение земноводных» (с презентацией)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Среда обитания и внешнее строение земноводных
Класс: 8 (интеллектуальные нарушения)
Цель: создать условия для знакомства со средой обитания и внешним строением земноводных
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить обучающихся с земноводными, познакомить с их средой обитания внешним строением на примере лягушки;
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать связную устную речи через полные ответы на вопросы;
корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником;
корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией;
развивать слуховое восприятия на основе прослушивания музыкальных материалов;
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: интерактивный комплекс Smart, презентация, учебники, рабочие тетради, гимнастические палки для физминутки, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи, оценочный лист обучающихся, коллекция фигурок лягушек.
1.Организация начала урока.-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради, ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками (Приложение1).
2. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы знакомились с общими признаками земноводных, узнали представителей этого класса. Если были трудности при подготовке домашнего задания, то сигнализируйте красным цветом, если нет – зелёным. Молодцы. С помощью игры мы проверим как справились с домашним заданием. Игра «СОГЛАСЕН. НЕ СОГЛАСЕН». Условия игры: на слайде я разместила утверждения. Если вы согласны, то показываете зелёный сигнал, если не согласны с утверждением, то показываете красный сигнал.
-На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему.
ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА
-Молодцы. Вы очень добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.
-Продолжим знакомиться с удивительными животными из класса Земноводные. Героем нашего урока станет…. А кто, мы узнаем, если составим картинки из фрагментов. Задание «Пазлы». Работаем парами. На парте разрезные картинки (Приложение 2). Картинки разные по уровню сложности.
- Итак, героиней нашего урока станет лягушка.
4. Изучение нового материала.
- Мы должны о нашей лягушке узнать многое. Где она обитает, каково её внешнее строение, чем питается.
Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся. Используется презентация.
-Где же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).
- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов. Посмотрите видео. Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей). Да, зелёная окраска тела делает нашу красавицу незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей). Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасаться от врагов: журавлей, цапель, аистов.
- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей). Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей). Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое. Сравните передние и задние конечности (ответы детей). Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.
-У вас на парте для каждого есть материал для приклеивания (Приложение3). Откроем тетрадь, запишем число, тему урока, наклеим. Учитель напоминает правила посадки и размещения тетради на парте при письме.
-Подпишите части тела лягушки. А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки. Она большая и плоская, слегка заострённая спереди. Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.
Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.
Большие, выпуклые, красивые и т.д. Они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами. А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ.
_ Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.
-Рыбы плавают, человек ходит, собака бегает. А как передвигаются лягушки? Работа с учебником с. 73. Дети находят ответ на вопрос.
-Да, на суше передвигаются прыжками, а в воде плавают.
5. Динамическая пауза под музыку (физминутка).
Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки (Приложение 4). Учитель показывает правильность выполнения.
6. Первичная проверка усвоения знаний.
-Отдохнули, пора и за дело приниматься. На партах у каждого листок (Приложение5). Изображена лягушка. Соединить стрелками части тела с названиями. Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске.
Проверка. Учитель устанавливает правильность и осознанность усвоения материала, выявляет пробелы, проводит коррекцию.
7. Закрепление знаний.
-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то подзабыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).
- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.
8. Контроль и проверка знаний.
-Посмотрите на слайд. Какая красивая лягушка к нам решила заглянуть. Задумалась. У неё есть вопросы. Ответим? Нам поможет учебник с.73-74.
-И тут вы справились. Я очень довольна вами.
-А теперь повернитесь к своему соседу по парте лицом. Задайте свой вопрос по нашей теме ему на ушко. А он ответит тоже на ушко. Обсуждение ответов.
9. Подведение итогов.
-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с удивительными животными. Что узнали о лягушке? Что бы вам хотелось ещё узнать? Каждый из вас старался. Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей и на основе записей в оценочном листе обучающихся (Приложение 6)
10. Домашнее задание.
Поработать с материалом учебника с.73-74. Устно ответить на вопросы.
Сильной группе обучающихся: используя ресурсы интернета, рассмотреть фото разных лягушек, узнать о них.
По желанию: вспомнить и записать в тетрадь художественные произведения, где герои земноводные.
11. Рефлексия.
-Скажу вам по секрету. Лягушки-мои самые любимые животные. У меня дома целая коллекция фигурок лягушек. Я некоторые принесла. Познакомимся. Дети рассматривают, ощупывают фигурки. Получают эмоциональный заряд. Делятся впечатлением. (Приложение 7).
-Я думаю, что мы с интересом будем изучать земноводных на следующих уроках.
Приложение1.
Карточка-сигнал двусторонняя для установления обратной связи. У каждого ученика.
Приложение2.
Разрезные картинки. Формат А4. Из фрагментов собирается картинка. Картинки раздаются в зависимости от уровня обучающихся.
Приложение 3.
Раздаточный материал. Размер 6смх6см. Обучающиеся приклеиваю в тетрадь. Подписывают части тела лягушки.
Приложение 4.
Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки.
I. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 3—4 — И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.
II. И. п.— о. с., палка внизу. 1 — наклон вперед, палкой коснуться носков ног (выдох); 2 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.
III. И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, пятки от пола не отрывать, ноги с места не сдвигать.
IV. И. п.— о. с., палка внизу, хват ниже плеч. 1 — руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох); 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки (выдох); 3 — руки вверх (вдох); 4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Отводя палку назад, стараться свести лопатки, прогнуться.
V. И. п.— о. с., палка горизонтально за спиной над локтями. 1 — отставить правую ногу назад и опуститься на колено; 2 — то же левой ногой, сед на пятках; 3—4 — поднимаясь и выставляя правую ногу вперед, встать. То же с левой ноги. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Туловище держать вертикально, голову не наклонять. Дыхание равномерное, без задержек.
Приложение 5.
Раздаточный материал. Формат А6. Соединить стрелками части тела с названиями.
Приложение 6.
Оценочный лист обучающихся. Образец.
№п/п |
Ф.И. |
Этапы урока |
||||
1. |
Дима К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Данила С. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3. |
Егор З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Саша Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Тимур Н. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6. |
Вова Я. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7. |
Юля Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 7.
Знакомство с коллекцией.
Федорова Людмила Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Козлова Раиса Александровна
Дементьева Ирина Михайловна
Понакшина Валентина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Татьяна Геннадьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Цехановская Ольга Борисовна
Дементьева Ирина Михайловна
Барсукова Елена Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Буньков Андрей Владимирович