Конспект урока по дисциплине «Менеджмент» Тема: «Управление конфликтами в коллективе»

2
0
Материал опубликован 15 May

ГБПОУ ПО Кузнецкий многопрофильный колледж












Конспект урока по дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Управление конфликтами в коллективе»





Составила: преподаватель Белова Ю.А.




2023




Тема: Управление конфликтами в коллективе.


Тема урока: Стили разрешения конфликтов.

Форма урока: комбинированный урок.

Актуальность темы: Изучение данной темы и приобретение знаний по возможностям управления конфликтами необходимо студентам как в будущей профессиональной деятельности, так и обычной жизни:

для повышения работы в организации;

для эффективного взаимодействия в коллективе;

для налаживания межличностных отношений;

для повышения качества жизни.

Межпредметные связи: данная тема связана с дисциплинами «Социология и политология», «Философия», «Психология».

Внутрипредметные связи: Данная тема является логическим продолжением предыдущей темы «Управленческое общение» и предыдущих вопросов темы «Управление конфликтами и стрессами в коллективе».

Цели урока:

Обучающая:

обобщать и систематизировать знания студентов о стилях разрешения конфликтов, учить студентов оценивать значимость конфликта и выбирать стиль поведения в нем.

Развивающая:

развивать познавательный интерес студентов к теме «Управление конфликтами», демонстрирующей связь материала темы с жизненными ситуациями и развивать самостоятельность студентов с помощью принятия решений в проблемных ситуациях;

Воспитательная:

прививать навыки конструктивного поведения в конфликте и углублять самопонимание путем выявления собственного стиля поведения в конфликтной ситуации.
















План урока.

Тема: Управление конфликтами в коллективе.

Тема занятия: Стили разрешения конфликтов


Группа: _____

Тип урока: комбинированный

Цель урока: систематизировать знания студентов о конфликтах, ознакомить со стилями разрешения конфликтов, научить выбирать наиболее подходящий стиль поведения для разрешения конфликтов с целью повышения эффективности профессиональной деятельности работника.


Актуальность темы: Изучение данной темы и приобретение знаний по возможностям управления конфликтами необходимо студентам и в будущей профессиональной деятельности, и в обычной жизни:

для повышения эффективности работы в организации;

для эффективного взаимодействия в коллективе;

для налаживания межличностных отношений;

для повышения качества жизни.

Межпредметные связи: данная тема связана с дисциплиной « «Психология общения».

Внутрипредметные связи: Данная связана с темами «Деловое общение» и «Управление конфликтами в коллективе».



Методы обучения:

- Метод организации учебно-познавательной деятельности: объяснение.

- Метод исследовательской деятельности: частично-поисковый.



Ход урока.

1.Организационный момент (3 мин.).

проверка готовности группы к уроку;

включение студентов в деловой ритм;

организация внимания студентов.

2. Проверка домашнего задания (15 мин.).

опрос по предыдущему материалу, по устным вопросам;

проверка знаний по тестам;

3. Изложение нового материала (35 мин.).

Сообщение актуальности темы.

Сегодня мы поговорим о том, какое поведение в конфликте будет наиболее выигрышным, узнаем о наиболее распространенных стилях поведения при разрешении конфликтов. Сможем выяснить какой стиль поведения в конфликтной ситуации характерен для вас. Еще раз вспомним определение конфликта.

Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Это явление, возникающее в ре­зультате столкновения противоположных действий, взглядов, ин­тересов, стремлений, планов различных людей.

Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для разви­тия ситуации и отношений, для роста личности, иначе может насту­пить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы пережи­ваем как серьезную неприятность.


Какие конфликты чаше всего возникают в вашей жиз­ни?

Анализ ситуаций

а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивает­ся другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; про­сто посторонний парень?

б) Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник?

в) До вас дошли слухи о вас явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; просто знакомая?

г) Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по сравнению с ним, делать нечего?


Вы только что уви­дели, что не только в разных конфликтных ситуациях мы реагиру­ем по-разному, но и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть различной.

Для эффективного разрешения проблемы необходимо учитывать поведение, интересы и мотивы других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль поведения. В кон­кретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя пас­сивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совмест­но или индивидуально).


Существует пять основных стилей разрешения конфликта.

1. Стиль конкуренции. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и старается удовлетворить, в первую очередь, свои интересы в ущерб интересам других. Использует свои волевые качества для достижения цели Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми. Этот стиль может быть эффективен, когда вы обладаете определенной властью, уве­рены, что ваше решение или подход в данной ситуации правилен и имеете возможность настоять на своем.

Стиль конкуренции предпочтителен, когда:

исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого;

вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять.

А теперь, пожалуйста, приведите конкретные примеры использования этого стиля.


2. Стиль уклонения. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, прекращает взаимодействие или просто уходит от разрешения конфликта.

Вы можете использовать данный стиль, когда:

затраги­ваемая проблема не столь важна для вас;

вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в без­надежном положении;

вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;

этот человек обладает большей властью, или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком;

вам на данный момент нужна отсрочка — время, чтобы обдумать ситуацию или успокоиться.

В каких конкретных случаях целесообразно использо­вать данный стиль?


3. Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаи­вать собственные интересы. Уступая, человек жертвует своими интересами в пользу другого.

Вы можете воспользоваться им, когда:

исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас;

вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обла­дает большей властью;

в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию;

ли вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отста­ивать свои интересы.

В каких ситуациях вам приходилось использовать этот стиль?


4. Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, че­ловек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы дру­гой стороны. Этот стиль требует более продолжительной рабо­ты по сравнению с другими подходами к конфликту, но позволяет решить проблемы обеих сторон. Самый трудный, но самый мудрый стиль для важных и сложных проблем.

Желательно использовать именно этот стиль:

если решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хо­чет устраняться от решения;

если у вас тесные длительные и вза­имозависимые отношения с другой стороной и вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

если обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Приведите, пожалуйста, примеры такого подхода к решению конфликта.


Стиль компромисса. Пользуясь им, люди немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает тоже самое.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда

вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо;

Вы хотите прийти к реше­нию быстро, вас может устроить временное решение;

вы готовы по­менять первоначальную цель;

вам необходимо сохранить хорошие взаимоотношения.

Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?


Практическая работа.

Закрепление пройденного материала.

Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (приложение) Обсуждение результатов

Вы увидели, что какой-то один или два стиля являются для вас предпочтительными. Это естественно, но жесткое предпочтение может ограничить ваши возможности. Нуж­но учиться эффективно использовать каждый из стилей и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конк­ретные обстоятельства.


Конструктивное разрешение конфликтов.

Для конструктив­ного разрешения конфликтных ситуаций следует придерживаться следующих рекомендаций:

В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг — это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.

Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая
вас не устраивает. Старайтесь быть при этом максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.

Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда одно только их высказывание, обмен этими негативными чувствами позволяют наладить ситуацию. Пользуйтесь при этом простыми словами: «Я обиделся», «Я испугался», «Я рассердился».

Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это
достаточно сложно). Необходимо помнить, что у вас разные мыс­
ли, разное восприятие ситуации и именно это вызвало конфликт.
Поэтому отнеситесь к высказанному не как к истине, а как к отражению позиции, желаний и интересов вашего оппонента. Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте. Покажите собеседника, что вы слушаете его действительно серьезно и стремитесь прийти к соглашению. Можно подчеркнуть это и одобрительным кивком головы, просьбой привести конкретный пример, что поможет вам лучше понять чувства и действия противоположной стороны, а вашему собеседнику — настроиться на откровенный разговор.

Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях. Сокровен­ные мысли — это предположения, опасения, догадки относительно чувств и мыслей другого. Чтобы убедиться в правильности своих предположений, лучше всего спросить у самого человека. Если же вас спрашивают об этом, постарайтесь быть достаточно откровен­ным, поскольку догадки, как правило, имеют под собой реальную почву.

Найдите возможность высказать конкретные предложения от­носительно смены ситуации, поведения, отношений («Я вас про­шу...», «Я хотел бы...», «Надеюсь, вам не тяжело...»). При завер­шении разговора скажите, что именно изменится, если вы пре­образуете ситуацию или ваши отношения. Отметьте, что выиграет человек, если изменит свое поведение или отношение по вашей просьбе. Та­кой способ разрешения конфликта требует определенной реши­мости. Однако если вы будете откровенным и честным в этом разговоре, то ваши отношения не ухудшатся, а вы вызовете боль­шее уважение.

Принципы управления конфликтом.

Психологи считают, что конфликтом вполне можно управлять. Принципы управления конф­ликтом следующие:

1. Определение необходимости обострения конфликта, которое
достигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (ответы эти можно давать вслух или записывать, обсуждать же их нельзя):

а) Возможно и желательно ли устранение противоречия (как известно, противоречие — двигатель прогресса)?

б) Если да, то нет ли более мирных, экономичных и «чистых» путей его разрешения?

в) Если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть конфликт?

г) Если нет, то — как долго он может длиться (это нужно знать
для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль над собственными эмоциями, которые, как
правило, мешают оценивать происходящее.

3. Анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты
могут скрывать за причинами мнимыми.

4. Локализация конфликта, т. е. установление его четких рамок и
максимальное стремление к сужению в области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение
собственными защитными действиями обычно мешает людям во­
время заметить изменения в обстановке и поведении «противной
стороны».

6. Переформулирование аргументов оппонента, которые просто
не стоит опровергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых
они изложены, — лучше попытаться «перевести» их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты.

7. Достаточная активность, поскольку, даже «отступая по всему
фронту», можно сохранять инициативу, задавая:

а) эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить спокойно»);

б) тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся к...»);

в) языковой стиль (без грубости и пошлости);

г) роли и степень строгости правил игры (в конфликт можно и
должно играть, разрешая противоречия, в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа).



Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Студенты работают в парах.

Каждая пара по жребию получает свой стиль управления конфликтом и после короткого обсуждения они должны доказать, что выбранный ими стиль разрешения конфликта является самым лучшим и действенным (на примере).


Рефлексия

Ответы на вопросы:

Будут ли Вам полезны знания, полученные на уроке?

В какой сфере жизни можно применить полученные знания?

Вызвала ли интерес тема урока?



Подведение итогов урока.

Выставляются оценки по тестам

Подводятся итоги занятия


Домашнее задание.

Найти в художественной литературе, газете, журнале или описать самим конфликтную ситуацию, определить, если не дано, какой стиль разрешения конфликта в ней использовался , какие у него были плюсы и минусы.

Задание выполняется письменно в тетради.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.