12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
7

Конспект урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Ошибки при построении сложных предложений".

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»







Методическая разработка.

Конспект урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»

«Ошибки при построении сложных предложений».

Разработчик: Дёмина С.В.













2023 год, июнь.















Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Тема. Ошибки при построении сложных предложений.

Цель урока: повторить пунктуацию в сложных предложениях с разными видами связи; рассмотреть ошибки при построении сложных предложений.

Слово преподавателя.

-Сегодня на занятии мы рассмотрим те ошибки, которые делают студенты, создавая сложные предложения.

Какие предложения называются сложными?

Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.

Сложные предложения с разными видами связи

Работа по пунктуации направлена в основном на то, чтобы научить

студентов применять известные им правила к новым, более сложным по строениям конструкциям. Уточняются условия употребления точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях; двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, частями которых (или одной из частей) являются сложные предложения; запятой между сочиненными предложениями, имеющими общее поясняемое предложение, связанное с ними бессоюзной связью; запятой между двумя рядом стоящими союзами (выделение придаточного предложения с обеих сторон или с одной стороны).

В многочленных построениях с разными видами союзной и бессоюзной связи два или несколько тесно связанных между собой по смыслу простых предложений могут объединяться в одну сложную часть и противопоставляться другим частям, которые являются простыми или сложными предложениями. Анализ таких построений проводится с учетом разных уровней их членения. Неодинаковая степень структурно-семантической слитности простых предложений в составе многочленного построения иногда влияет на употребление знаков препинания. Так, между частями бессоюзного предложения, которые сами (все или не все) являются сложными предложениями, обычно ставится точка с запятой, например: Мороз, усилившийся к ночи, затруднял дыхание, не было возможности разговаривать; дышали с хрипом; иней мгновенно садился плотным налетом на потные лица, ледком залеплял веки, как только кто-нибудь прекращал на минуту работу (Бонд.). В этом построении первое и второе простые предложения связаны по смыслу более тесно, чем предложения второе и третье, поэтому оно распадается на три части. Между этими частями ставится точка с запятой, а связанные бессоюзной связью простые предложения первой части разделяются запятой.

Изучая тему «Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными», студенты ознакомились с правилом о выделении запятыми с одной стороны придаточного предложения, за которым следует вторая часть союза – то или как. В процессе работы над многочленными построениями ранее усвоенный способ применения правила студенты перенесут на предложения, в которых рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы (чаще всего это бывает в сложносочиненных предложениях, второй частью которых является сложноподчиненное предложение). На этом этапе обучения полезно использовать следующую обобщенную схему правила:

Применяя правило, обучающиеся рассуждают примерно так.

Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми, и, пока их мало, этих птиц не увидишь (Пл.).

В этом предложении рядом стоят союзы и и пока. После придаточного предложения пока их мало нет второй части союза – то (так) или союза но, поэтому между союзами ставим запятую (придаточное предложение выделяется запятыми с обеих сторон).

На данном этапе обучения полезно снова обратиться к сопоставлению предложений, структурным элементом которых является неповторяющийся союз и.

В упражнениях следует предусмотреть такие разновидности многочленных конструкций:

1. Сложносочиненные предложения, второй частью которых является бессоюзное сложное предложение с пояснительными отношениями, например:

Вдруг я услышал будто бы шелест крыльев, и показалось: что-то черное взъерошенным комом упало за тюлевой занавеской балкона (Бонд.).

2. Сложносочиненные предложения, второй частью которых является сложноподчиненное предложение: 1) между сочинительным и подчинительным союзами становится запятая: Вероятно, я проспал большую часть ночи, и, когда проснулся, чуть брезжил поздний зимний рассвет (Сп.); Мы не торопились, но, когда нас обогнала пролетка, до отказа набитая эсерами, мы прибавили шагу (Г. А.); 2) между сочинительным и подчинительным союзами запятая не ставится: Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват (Пр.); Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не могли (Пауст.)

3. сложносочиненные предложения, второй частью которых является сложноподчиненное предложение, главное предложение в нем односоставное. Опасность появление пунктуационных ошибок увеличивается, если это односоставное предложение состоит из одного – двух слов. Пример: Сижу на самой верхней ветке, и чудится, что я в разведке или на мачте корабля(Берестов).

4. бессоюзные сложные предложения с пояснительным значением, вторая часть которых является сложноподчиненным предложением; придаточное предложение в нем находится: 1) после главного предложения: Удивительные птицы – вороны: как скоро они узнают, где есть мясо! Местность была поразительно однообразна: поляны, перелески, овраги, кусты, отдельные деревья и валежник на земле – все это было так похоже друг на друга, что по этим предметам никак нельзя было ориентироваться (Арс.); 2) перед главным предложением, так что двоеточие оказывается перед союзным словом или союзом: Случилось то, чего я опасался: пока нас не было, произошел обвал(Арс.).

5. Бессоюзные сложные предложения с пояснительным значением, первой частью которых является сложноподчиненное предложение: Трудно было понять, откуда шел звук: он словно облетал комнату (Т.).

Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был очень утомлен (Гонч.).

6. Бессоюзные предложения, образуемые на основе перечисления простых и сложных предложений: Снова речку сковало морозом, и хрустит под санями снежок; в рукавицах больших за образом в теплой шубе идет мужичок.

Ошибки при построении сложносочиненных предложений.

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой родственник долго не мог простить мне обиду, но он переехал жить в другой город.».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть тревоги не сбудутся, и они не вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг капитан увидел вдалеке маленькую черную точку, и у него появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Когда только перестал лить дождь, путешественники отправились в путь.

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном сложном предложении

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Ошибки в сложном предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».



Упражнение на закрепление темы.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1.Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия.

2.Шёл последний урок, как в окно заглянуло сентябрьское яркое солнышко.

3.Он увидел молодую девушку-грузинку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой.

4 Московские врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить инфаркт.

5.Газета «Вечерняя Москва» называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.

6. Кто написал отчёт о летней педагогической практике, нужно сдать его руководителю.

7. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.

8.Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

9.Ночью подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

10. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата».

11.Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

12.Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.

13.Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота.

14.Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства.

15.Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином.

16.Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

17.Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости.

18. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принуждён бывать.


Дом.задание.Выучить теоретический материал занятия.





Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.