Конспект урока по химии для 8 класса на тему «Соли»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВЫАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ
Тема «Соли»
Выполнила Куршева Ю. В.
Углегорск, 2020
УРОК по химии
Тема: Соли
Цель урока:
обучающая – повторить классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты); обеспечить в ходе урока формирование представления о солях, их классификации и особенностях строения.
развивающая – развивать способности, познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся применяя игровые ситуации, учебные дискуссии, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире.
воспитательная – содействовать в ходе урока формированию представления причинно-следственных связей между явлениями; генетической связи между классами неорганических соединений; продолжить формирование химической картины мира.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный
Оборудование: ЦОР, учебник, рабочая тетрадь.
Дидактический материал таблица растворимости, набор солей разного цвета (CuSO4, KMnO4, NaCl, Ni(NO3)2, K2Cr2O7, K4[Fe(CN)6]*3H2O), три пробирки, вода, три соли различные по растворимости.
Литература:
1. Пак, М. С. Основы дидактики химии: учебное пособие / М. С. Пак. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 307с.
2. Рябов, М. А. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы / М. А. Рябов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2019. – 335с.
I. Структура урока:
Организационный этап (1 мин).
Актуализация знаний (4мин).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2мин).
Первичное усвоение новых знаний (10 мин).
Первичная проверка понимания (5мин).
Первичное закрепление (15мин).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин).
Ход урока:
Этапы урока (время) | Действие педагога | Действие обучающегося |
Организационный (1 минута) | Приветствие. Отмечает посещаемость. | Приветствие. Отмечают свое присутствие. |
Актуализация знаний (4 минуты) | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Проводит фронтальный опрос: - Что такое оксиды? - Что представляют из себя основания? - Какие соединения называют кислотами? Затем учитель предлагает выполнить интерактивное упражнение на соответствие веществ и их классов перейдя по ссылке: https://learningapps.org/6528244 | Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Ребята выполняют интерактивное упражнение на соответствие веществ и их классов |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 минуты) | Учитель мотивирует учеников к определению темы урока и постановке познавательной цели урока. Учитель подводит ребят к тому, что в результате выполнения упражнения, три вещества они не смогли отнести ни к одной группе. Предлагает ребятам определить, что же у них общего. Учитель уточняет, что вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков, называются Соли. Затем озвучивает тему и план урока (сл.1): - Тема нашего сегодняшнего урока «Соли». Сегодня мы познакомимся более подробно с данным классом неорганических соединений, их физическими свойствами. А также научимся составлять и называть формулы средних солей. | Учащиеся, внимательно смотрят на эти вещества, перечисляют, что у них общего (ионы металлов и кислотные остатки). Ученики открывают тетради, записывают дату и тему урока. |
Первичное усвоение новых знаний (10минут) | Объясняет новый материал, используя ЦОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Что вы представляете, услышав слово «соль»? -Как вы думаете, все ли соли белого цвета? Демонстрирует ребятам многообразие солей различных цветов на презентации (сл.2) и показывая коллекцию. Педагог предлагает ученикам, глядя на слайд (сл.3) самостоятельно попытаться сформулировать определение солей и записать его в тетрадь (сл.4). Представляет классификацию солей по химическому составу (сл.5) и по растворимости (сл.6). Демонстрирует в трех пробирках растворимую, малорастворимую и нерастворимую соли. Задает наводящие вопросы: - Как мы узнаем, растворима соль или нет, если не можем проверить это опытным путем?(с помощью таблицы растворимости). - Где нам нужно искать эту таблицу? (на обложке учебника.) Чтобы вспомнить, как пользоваться таблицей растворимости (сл.7), предлагает ребятам определить растворимость следующих солей: CaCO3, KNO3, MgSO3, Ag2S, Zn3(PO4)2, Na2SiO3. Учитель объясняет, как образуются названия средних солей, рассказывает алгоритм написания формулы соли по названию и приводит примеры (сл.8). | Слушают вопросы учителя и дают на них ответы. Высказывают свое мнение. Рассматривают соли. Ребята, глядя на формулу (сл.3), еще раз говорят, что такое соли и фиксируют в тетради новое понятие (сл.4). Записывают классификации в тетрадь. Наблюдают за процессом растворимости различных солей, делают выводы. Слушают вопросы учителя, рассуждают и отвечают на них. Глядя на таблицу на слайде (сл.7) или в учебнике, определяют растворимость предложенных солей. Записывают в тетрадь схему образования названий средних солей и алгоритм написания формулы по названию. |
Первичная проверка понимания (5 минут) | Учитель предлагает ребятам по очереди устно дать названия солям, формулы которых записаны на слайде (сл.8) | Дают названия солям по формуле, используя записанную схему. |
Первичное закрепление (15 минут) | Освоение учащимися способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Учитель предлагает ребятам выполнить задания (двое у доски, остальные в тетрадях): написать формулу соли по названию и назвать соль по формуле (сл.9,10). Учитель контролирует выполнение упражнений. | Выполняют упражнения, используя полученные на уроке знания, умения и навыки. Осуществляют взаимоконтроль. Сравнивают. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута) | Задает домашнее задание и комментирует его (сл.11). | Знакомятся с домашним заданием. Задают уточняющие вопросы. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 минуты) | Проводит фронтальный опрос: - Что такое соли? - Какими бывают соли по отношению к воде, по химическому составу? - Какие затруднения и вопросы у вас возникли при выполнении упражнений? - Все ли было понятно изложено на уроке? Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. | Производят умозаключение на основе наблюдений, полученных знаний. Осуществляют самоанализ своей деятельности. Воспринимают оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. |