Конспект урока по литературному чтению на тему: "Буква Ё"
Тема урока: Буквы Ё, ё.
Цели урока: - познакомить учащихся с особой гласной буквой Ё, обознача-
ющей два звука в начале слова и после гласного, и которая
всегда обозначает ударный гласный звук [o] после мягких
согласных;
- развивать речь, логическое мышление, фонематический слух,
внимание;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимоподдержки,
умение работать в паре.
Оборудование: учебник, индивидуальные кассы букв и слогов,классная касса
букв, схемы слов, карточки с названиями животных и их
детёнышей, картинки ёлки и ёжика.
Ход урока.
Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Проверка домашнего задания.
1. Повторение изученных букв.
А) – На какие группы делятся все буквы?
- Назовите гласные буквы.
.
- Какая согласная буква обозначает всегда мягкий звук? Какие согласные буквы всегда обозначают твердый звук?
- Написание каких сочетаний с буквами ж и ш мы должны запомнить? Как они пишутся?
- Отгадайте загадки и подумайте, какое сочетание спряталось в слове отгадке?
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши).
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи,
По полям бегут ручьи,
На дорогах … (лужи).
- Какие гласные буквы обозначают два звука? Когда они обозначают два звука?
- Приведите примеры слов с этими буквами в начале слова или после гласной.
2. Чтение предложений с изученными буквами.
- Откройте учебник . Мы прочитаем предложения с этими буквами.
Постановка темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной «хитрой» буквой, которая обозначает два звука.
Работа над темой урока.
1. - К какому празднику мы сейчас готовимся, делаем украшения на уроках труда?
- Отгадайте загадку.
За рекой она росла,
И на праздник к нам пришла.
На веточках иголки.
Что же это? (Ёлка)
- Определите количество слогов в слове ЁЛКА. Назовите первый слог, второй.
- Сколько звуков слышим в первом слоге? Назовите их.
- На письме эти два звука обозначают буквой Ё.
- Какую букву напоминает вам буква Ё?
Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
2. Чтение слов с доски.
жик мо
Ё лка Ё
ршик сво
- Сколько слогов в каждом слове?
- Как опредлить количество слогов в слове?
3. Закрепление изученного материала.
А) – Ребята, под нашу ёлочку пожаловал гость.Угадайте, кто это?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, шопот шустрых ножек?
Это наш приятель …(ёжик).
Б) Анализ схемы слова ЁЖИК.
- Сколько букв в слове ЁЖИК? Сколько звуков?
- Почему звуков больше, чем букв?
- Когда буква Ё обозначает два звука?
Вывод: буква Ё обзначает два звука, если стоит в начале слова или
после гласного.
В) Работа с иллюстрацией.
- Кого вы видите на рисунке? Расскажите о нем?
Г) Чтение текста про ёжика на с. 155.
- Как этот текст можно озаглавить? Придумайте своё название.
Д) Повторное чтение текста.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
1. а)Чтение слов с буквой Ё.
- Гласная буква Ё дружит с согласными буквами, образовываяслогослияния.
- Буратино учился читать слоги с буквой Ё. Вот что у него получилось. (Учитель неправильно прочитывает слова.)
Правильно ли он прочитал?
- Кто расскажет, как нужно читать согласные буквы с буквой Ё.
Б) Чтение слогов.
В) – Какую роль выполняет буква Ё в этих словах?
2. Работа в парах. Игра «Мамы и дети».
- Я предлагаю вам поиграть. Нужно каждому взрослому животному подобратьего детёныша.
Учащиеся работают парами.
Проверка работы в парах. Чтение полученных пар слов.
3. Слоговой аукцион.
- Добавьте слог с буквой Ё, чтобы получилось слово, обозначающее действие.
Да… жи…
По… не…
Бе… ве…
Чтение получившихся слов.
Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Чем эта буква удивительна? Какие еще буквы похожи эти мна букву Ё?
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
Урок литературного чтения
в 1 классе