12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бычкова Ольга Викторовна16
5

Конспект урока по литературному чтению "Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!».













Итоговая аттестация
слушателя КПК для учителей начальных классов
по ДПП «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в контексте национальной
системы учительского роста»






Бычковой Ольги Викторовна,

МОУ «СОШ № 52»

Ленинского района
города Саратова















Саратов

2020


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА


• Литературное чтение, 4 класс, Н.А. Чуракова:


• Тема урока: Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!».


• Дидактическая цель: Создать условия для формирования умений определять разные виды рифм.


• Тип урока: «открытие» нового знания


• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

Обучающая:

формируем представления о творчестве С.Я. Маршака на примере стихотворения «Как поработала зима»;

формируем мыслительную деятельность учащихся;

формируем умения находить в стихотворении разные виды рифм (парную, перекрестную, охватную), анализировать поэтическое произведение.

Развивающая:

развиваем творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика; умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.

Воспитательная:

воспитываем эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению, к произведениям живописи и музыки


• Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, частично-поисковой метод.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная; фронтальная; групповая


• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

Материальные средства (учебник, ТПО)

Технические средства (проектор, акустическая система)








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Формируемые УУД:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового;

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Урок литературный

А мы народ культурный

На уроке не лениться

Всем работать, отвечать

Ну а мы сегодня будем

Наши знанья расширять

Работать будем под девизом, который вам надо разгадать и прочитать. (слайд№2) кев ивиж, кев ьсичу (прочитать наоборот)

Век живи, век учись.

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Цель: изучение материала, необходимого для «открытия нового знания».

Формируемые УУД:

коммуникативные: умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи

познавательные: добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание);

перерабатывать информацию (анализировать, обобщать)

Зима удивительное, волшебное, сказочное время года.

- А вам нравится зима? Почему? (ответы детей).

- Красота зимней природы побуждает людей творить.

-Подумай те, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой? (Музыка, живопись, поэзия).

-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали,

-Композиторы изображают зиму с помощью звуков.

-Сейчас вы увидите несколько картин, всмотритесь в них внимательно, почувствуйте настоящую русскую зиму, а ещё вы услышите музыку которую сочинил композитор Георгий Васильевич Свиридов и назвал своё сочинение «Метель». (смотрим и слушаем) (слайд№ 3–12)

- Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски) композитору? (звуки)

-А что нужно поэту? (ответы детей)

-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.

- А сейчас Галя расскажет нам о жизни и творчестве С.Я. Маршака. (презентация об авторе слайды № 13-20- читает ученик)

3. Постановка учебной задачи

Цель: организовать уточнение и согласование темы урока.

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

-Откройте стр.125

-Определите цель нашего урока. (высказывания детей).

-Будете учиться читать выразительно стихи, различать стихотворные рифмы, познакомитесь с биографией С.Я.Маршака и его стихотворением « Как поработала зима…».

-Прочитайте название стихотворения, послушайте его

(читает учитель)

-Что представляли, слушая стихотворение? (ответы детей)

-Прочитайте стихотворение сами.

Какие слова были непонятны? Объяснить значение слов:

КАЙМА-полоса по краю чего-либо

КРОВЛЯ-крыша

ТАИТСЯ-прячется

ОКАЙМИЛИ ЛЕС - опоясали лес

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.

Цель: обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?»

Формируемые УУД:

познавательные: понимать полученную информацию, представленную в схематичной форме, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

1).- А теперь прочитайте первую строфу.

-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4)

-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется - ПАРНОЙ (опора на доску)

-Парная рифма самая простая и самая энергичная. Ёе часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и, я думаю, помните такие стихи:

Я начинаю, дети продолжают:

«Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка…» - какие слова рифмуются?

(хозяйка-зайка)

« Муха-муха цокотуха

Позолоченное брюхо….» - (цокотуха-брюхо)

2).- Прочитайте вторую строфу.

- Назовите рифмующиеся слова (прудов - проводов, полушубках- трубках)

-В каком порядке рифмуются строчки? (1-3, 2-4)

-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску)

-Откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.

3).-Прочитайте третью строфу

-Назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3). Такая рифма называется ОХВАТНОЙ.

(Читают - стр. 126, 6-й абзац).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания

Формируемые УУД:

регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности,

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

-Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?

-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы.

-А знаете, кто первым из русских поэтов использовал сразу все три вида рифм?

-Это был А. С. Пушкин. Используя такие строфы, он написал большое литературное произведение - роман в стихах « Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах.

Физминутка «хлопай-топай» (видео сопровождение)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Цель Организация выполнения учащимися типовых заданий.

Формируемые УУД:

коммуникативные: умение обосновывать свои суждения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали? (три вида рифм)

-Как узнать каждую рифму? (по тому как она расположена)

- Проверим как вы это запомнили на других стихотворениях:

Работа в парах (читают отрывки из стихотворений, определяют какой вид рифмы использовал поэт)

Проверка (фронтальная)

***

Открываем календарь - (слайд№ 21)

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу во дворе. (ПАРНАЯ)

***

Зима недаром злится (слайд№ 22)

Прошла её пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ)

***

На стёклах зимние узоры (слайд№ 23)

Деревья в зимнем серебре

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы. (ОХВАТНАЯ).

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: использовать новые знания в практической работе.

Формируемые УУД: Познавательные: использовать новые знания для решения учебной задачи

Личностные: участвовать в творческом процессе

Коммуникативные: участвовать в общей беседе,

- А теперь, подводя итог нашего урока, я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами.

Я даю Вам незаконченное стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой.

Подошёл к концу …….. (урок)

Скоро будет дан …… (звонок)

Мы сегодня не скучали ……………………….

Молодцы!

Определите какую рифму мы использовали?

8. Домашнее задание

- А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания. (Слайд№ 24)

-Выучить стихотворение «Как поработала зима» наизусть

-Научиться выразительно читать и приготовить рисунок

-Сочинить своё стихотворение о зиме (указать вид рифмы)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Формируемые УУД:

личностные: уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, саморефлексия.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.