Конспект урока по литературному чтению «Страна "Фантазия"» по произведению Е.С. Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками» (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
«УМК Школа России»
Учитель: Жданова И.В.
Тема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
Тип урока: урок-исследование.
Цели: познакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Познакомятся: с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»;
научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга.
Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, осознавать цель своего высказывания
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
Ход урока.
1.Организация внимания учащихся.
Учитель:
Ребята, я попрошу ровно встать у парты только тех, кто хоть раз видел или знает про роботизированную технику.
( как правило, знакомы все)
Я вчера о таких интересных вещах узнала из интернета…. Хочу с вами поделиться. Готовы? Для начала я хотела бы с вами прочитать такое стихотворение.
2.Речевая разминка:
а) Чтение стихотворения.
Учитель:
Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Люди и машины» (слайд1)
Люди очень долго думали
И додумались, придумали,
Чтоб машины тоже думали,
Помогая людям, думали.
И машины эти думали,
Что на самом деле думали.
А на самом деле думали
Люди – те, что их придумали.
3. Введение в тему урока. Презентация.
У: О чём стихотворение?
Посмотрите на изображения. Что вы видите? На экране изображения различных технических устройств. (слайд2)
Интересно, правда?
Что нужно людям , чтобы придумать такие машины?
( воображение или фантазия) Как вы думаете, какие вопросы могут возникнуть у человека, который хочет воплотить фантазии в жизнь?
( Это вопросы :как и почему)
У: А часто вы себе задаете такие вопросы?
Сегодня мы попадём в страну Фантазия?
И проведем небольшое исследование по определению жанра произведения.
На прошлом уроке я попросила посмотреть, что значит это слово. - Как вы поняли слово «фантазия»? И главными вопросами у нас будут : как? и почему?
Почему именно фантазия? (слайд3)
Древние греки называли брата бога сна Морфея Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда и пошло слово фантазия. Именно благодаря фантазии человек способен творить(слайд4)
4. Работа над новым материалом
У: Какие жанры произведений вы знаете?
— Сегодня мы в познакомимся с еще одним жанром литературы, и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым. Узнаем особенности жанра. (слайд5)
.Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики.
2.Велтистов был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь.
3. Откроем учебник на стр.144.Сейчас вы услышите этот отрывок в записи. ( звучит аудиозапись)
Глазами следим и карандашом выделяем слова, в значении которых вы испытали затруднения.
Запись из электронной книги.
5. Физминутка
6 Продолжение работы по теме.
- Понравился ли вам отрывок из текста и чем? Начинаем исследовать. На какую тему это произведение? ( фантастическую)
Этот жанр: фантастика. Но непростая…. Давайте проанализируем какая.
7. Словарная работа.
-Найдите в словаре слово «кибернетик» и прочитайте его значение.
-А теперь ответим на вопросы из текста.
7. Первичное восприятие текста.
Вставьте недостаюшие слова из текста.
Давайте вспомним как описывает внешность автор. А в конце урока мы увидим как его представляет.... Ну, это в конце урока.... (Слайд 6)
8. Работа по осмыслению текста.
Могло ли это произойти на самом деле? Почему? Вспомните в каком году родился автор. Когда эти события описываются? К какому жанру можно отнести произведение? ( фантастический рассказ) Какие вопрос задают фантасты, чтобы придумать что-то необычное?
( Почему люди не летают? и.т.д.)
Вы находили в словаре значение некоторых слов. Из какой области эти слова? ( научные)
1Вывод: жанр научная фантастика.
Вам предстоит поработать в группе и составить по 3 вопроса ( 2 тонких и 1 толстых). (Слайд 7 подсказка) Задайте эти вопросы соседней группе.
Индивид задание «Оставьте за мной последнее слово» ( один из учащихся группы оставляет комментарий по понравившейся цитате)
Вопросы:
- Для чего и почему собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
ящик был легкий или действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
- Что в городе кажется необычным, фантастическим ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
- Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
- У: Предположите, почему профессор встревожен?
( Электроник окажется среди людей.)
Итак, вспомним. Как изображал автор кибермальчика? Было ли это неожиданно для того времени? А сейчас?
Давайте посмотрим, что предложила мне нейросеть. Когда я ввела описание мальчика. Как много вариантов...
9.Рефлексия. комментарии по тексту Интервью.
- Продолжите предложения
Сегодня на уроке я узнал жанр…
На этом уроке я удивился, потому, что….
Мне произведение понравилось, не понравилось почему?
Захотелось ли узнать продолжение?
9. Подведение итогов урока.
- С каким произведением мы познакомились?
- К какому жанру литературы относится это произведение? Почему? Кому захотелось прочитать фантастическое произведение? Я вам желаю почаще задавать себе вопросы: как и почему? Возможно кто-нибудь из вас станет писателем фантастом. А может даже учёным. Желаю в этом удачи!
10.Домашнее задание:
-Нарисуй какими ты представляешь героев.
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Жданова И.В
Кияйкина Наталья Федоровна