Конспект урока по литературному чтению «Страна "Фантазия"» по произведению Е.С. Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками» (4 класс)

4
4
Материал опубликован 15 August

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

«УМК Школа России»

Учитель: Жданова И.В.

Тема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

Тип урока: урок-исследование.

Цели: познакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Познакомятся: с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»;

научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга.

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

 

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

 

Учитель:

Ребята, я попрошу ровно встать у парты только тех, кто хоть раз видел или знает про роботизированную технику.

( как правило, знакомы все)

Я вчера о таких интересных вещах узнала из интернета…. Хочу с вами поделиться. Готовы? Для начала я хотела бы с вами прочитать такое стихотворение.

2.Речевая разминка:

а) Чтение стихотворения.

Учитель:

Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Люди и машины» (слайд1)

Люди очень долго думали

И додумались, придумали,

Чтоб машины тоже думали,

Помогая людям, думали.

И машины эти думали,

Что на самом деле думали.

А на самом деле думали

Люди – те, что их придумали.

 

3. Введение в тему урока. Презентация.

У: О чём стихотворение?

Посмотрите на изображения. Что вы видите? На экране изображения различных технических устройств. (слайд2)

Интересно, правда?

Что нужно людям , чтобы придумать такие машины?

( воображение или фантазия) Как вы думаете, какие вопросы могут возникнуть у человека, который хочет воплотить фантазии в жизнь?

( Это вопросы :как и почему)

У: А часто вы себе задаете такие вопросы?

Сегодня мы попадём в страну Фантазия?

И проведем небольшое исследование по определению жанра произведения.

На прошлом уроке я попросила посмотреть, что значит это слово. - Как вы поняли слово «фантазия»? И главными вопросами у нас будут : как? и почему?

Почему именно фантазия? (слайд3)

Древние греки называли брата бога сна Морфея Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда и пошло слово фантазия. Именно благодаря фантазии человек способен творить(слайд4)

 

4. Работа над новым материалом

У: Какие жанры произведений вы знаете?

Сегодня мы в познакомимся с еще одним жанром литературы, и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым. Узнаем особенности жанра. (слайд5)

.Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики.

 

2.Велтистов был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь.

 

3. Откроем учебник на стр.144.Сейчас вы услышите этот отрывок в записи. ( звучит аудиозапись)

Глазами следим и карандашом выделяем слова, в значении которых вы испытали затруднения.

Запись из электронной книги.

 

5. Физминутка

6 Продолжение работы по теме.

- Понравился ли вам отрывок из текста и чем? Начинаем исследовать. На какую тему это произведение? ( фантастическую)

Этот жанр: фантастика. Но непростая…. Давайте проанализируем какая.

7. Словарная работа.

-Найдите в словаре слово «кибернетик» и прочитайте его значение.

-А теперь ответим на вопросы из текста.

7. Первичное восприятие текста.

Вставьте недостаюшие слова из текста. t1723708953aa.png

Давайте вспомним как описывает внешность автор. А в конце урока мы увидим как его представляет.... Ну, это в конце урока.... (Слайд 6)

8. Работа по осмыслению текста.

Могло ли это произойти на самом деле? Почему? Вспомните в каком году родился автор. Когда эти события описываются? К какому жанру можно отнести произведение? ( фантастический рассказ) Какие вопрос задают фантасты, чтобы придумать что-то необычное?

( Почему люди не летают? и.т.д.)

Вы находили в словаре значение некоторых слов. Из какой области эти слова? ( научные)

1Вывод: жанр научная фантастика.

Вам предстоит поработать в группе и составить по 3 вопроса ( 2 тонких и 1 толстых). (Слайд 7 подсказка) Задайте эти вопросы соседней группе.

t1723708953ab.png

Индивид задание «Оставьте за мной последнее слово» ( один из учащихся группы оставляет комментарий по понравившейся цитате)

Вопросы:

- Для чего и почему собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)

ящик был легкий или действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)

- Что в городе кажется необычным, фантастическим ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)

- Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был робот?

( Робот был похож на обычного мальчика.)

- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

- У: Предположите, почему профессор встревожен?

( Электроник окажется среди людей.)

Итак, вспомним. Как изображал автор кибермальчика? Было ли это неожиданно для того времени? А сейчас?

Давайте посмотрим, что предложила мне нейросеть. Когда я ввела описание мальчика. Как много вариантов...

 

t1723708953ac.png

9.Рефлексия. комментарии по тексту Интервью.

- Продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал жанр…

На этом уроке я удивился, потому, что….

Мне произведение понравилось, не понравилось почему?

Захотелось ли узнать продолжение?

9. Подведение итогов урока.

- С каким произведением мы познакомились?

- К какому жанру литературы относится это произведение? Почему? Кому захотелось прочитать фантастическое произведение? Я вам желаю почаще задавать себе вопросы: как и почему? Возможно кто-нибудь из вас станет писателем фантастом. А может даже учёным. Желаю в этом удачи!

10.Домашнее задание:

-Нарисуй какими ты представляешь героев.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошо бы взглянуть на заявленную презентацию!

15 August

Можно сделать под себя.

21 August

::smile4::::smile50::::smile49::

21 August