КТП по литературному чтению для 4 класса по УМК «Школа России»
МБОУ Ново-Удинская СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Протокол №_____ _________________ Ново-Удинская СОШ
Руководитель________ _________________ __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературному чтению для 4 класса на 2015-2016 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения
Количество часов в неделю: 4 часа
Всего: 136 часов
Учитель:Купрякова Л.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена
на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
и авторской программы (авторы Л.Ф. Климанова., Горецкий В.Г.).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), программы общеобразовательных учреждений авторов, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), концепции и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 , разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе:
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
На реализацию программы по литературному чтению в 4 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено - 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 недели).
Цели программы :
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России и других стран.
Задачи программы :
Курс литературного чтения влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы).
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, формирование умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений, навыков анализа положительных и отрицательных действии героев, событий.
Воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Планируемые результаты освоения программы :
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
Специфика программы
Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитее у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтических слов, формирование у него потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных систематических приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвёртом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Основные содержательные линии курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Подробный пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания.
Круг детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле.
Структура :
1. Вводный урок- 1 ч.
Летописи. Былины. Жития –11 ч.
2. Чудесный мир классики – 22 ч.
3. Поэтическая тетрадь № 1 – 12 ч.
4. Литературные сказки -16 ч.
5. Делу время- потехе час -9 ч.
6. Страна детства -8 ч.
7. Поэтическая тетрадь № 2- 5 ч.
8. Природа и мы -12 ч.
9. Поэтическая тетрадь № 3- 8 ч.
10. Родина -8 ч.
11. Страна фантазия- 7ч.
12. Зарубежная литература-15 ч
Итого -102 ч
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.Требования к уровню подготовки
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности
– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;
– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ;
– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;
- нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;
– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– намечать новые цели собственной и групповой работы;
– осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;
– обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе;
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение к УМК «Школа России»
1. Учебный комплект :
Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 частях.
Москва. «Просвещение», 2013
Л.Ф. Климанова. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы- М.: Просвещение, 2012
С.В. Кутявина. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение ».4 класс.
М: «Просвещение», 2013 г.
Контрольно-измерительные материалы 4 класс Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2014
М.И. Окорокова. Совершенствования чтения в начальной школе. - М.: Просвещение. 2007
Интернет-источники :
http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал) http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)
http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) , http://www.ed.gov.ru (МО РФ)
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля |
Характеристика деятельности учащихся |
Примечание |
|||||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||||
Вводный урок- 1 ч. |
||||||||||||||||||||
1/1 |
Введение. Вн/ ч Самые интересные книги, прочитанные летом. |
Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги |
||||||||||||||||||
Летописи. Былины. Жития. (11 часов) |
||||||||||||||||||||
2/1 |
Знакомство с названием раздела. Летописи . |
текущий контроль |
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». |
|||||||||||||||||
3/2 |
События летописи – основные события Древней Руси. |
взаимоконтроль |
Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
|||||||||||||||||
4/3 |
Летопись – источник исторических фактов «И вспомнил Олег коня своего» |
самоконтроль |
П/4онимать ценность и значимость литературы для сох/ранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения |
|||||||||||||||||
5/4 |
Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» |
самоконтроль |
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения |
|||||||||||||||||
6/5 |
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
текущий контроль |
Выделять языковые средств выразительности. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. |
|||||||||||||||||
7/6 |
Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. |
текущий контроль |
Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному. |
|||||||||||||||||
8/7 |
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» |
индивидуальный контроль |
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев |
|||||||||||||||||
9/8 |
Сергий Радонежский – святой земли Русской. |
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них |
||||||||||||||||||
10/9 |
«Житие Сергия Радонежского» Сравнение текста летописи и исторического источника. |
Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения |
||||||||||||||||||
11/10 |
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». |
Создавать календарь исторических событий Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
12/11 |
Оценка достижений. Проект «Календарь исторических событий». |
Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений , соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль |
||||||||||||||||||
Чудесный мир классики ( 22 ч ) |
||||||||||||||||||||
13/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. |
текущий контроль |
Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова |
|||||||||||||||||
14/2 |
П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» Характеристика героев. |
взаимоконтроль |
Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
|||||||||||||||||
15/3 |
П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. |
самоконтроль |
Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Сравнивать народную и литературную сказки |
|||||||||||||||||
16/4 |
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конёк- горбунок» |
самоконтроль |
Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту |
|||||||||||||||||
17/5 |
Вн.чт: А.С.Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выражение в стихах. |
текущий контроль |
Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина |
|||||||||||||||||
18/6 |
А.Пушкин. Стихи «Няне», «Туча» Настроение, выражение в стихах |
текущий контроль |
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. |
|||||||||||||||||
19/7 |
А.Пушкин. «Унылая пора!...» Настроение, выражение в стихах |
индивидуальный контроль |
Знать название и основное содержание изученного произведения. |
|||||||||||||||||
20/8 |
Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства |
текущий контроль |
Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений |
|||||||||||||||||
21/9 |
А.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев сказки. |
взаимоконтроль |
Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
22/10 |
Волшебные сказки: народные и литературные. |
самоконтроль |
Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого |
|||||||||||||||||
23/11 |
Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. |
самоконтроль |
Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства |
|||||||||||||||||
24/12 |
Герои пушкинской сказки. |
текущий контроль |
Знать название и основное содержание изученного произведения. |
|||||||||||||||||
25/13 |
Вн.чт: «Что за прелесть эти сказки!...». Сказки А.С.Пушкина. |
текущий контроль |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; |
|||||||||||||||||
26/14 |
М.Ю.Лермонтов. Олицетворение – приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» |
индивидуальный контроль |
Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова |
|||||||||||||||||
27/15 |
М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и положительные поступки людей. |
текущий контроль |
Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» |
|||||||||||||||||
28/16 |
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Ю.Лермонтова «Ашик–Кериб» |
взаимоконтроль |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения |
|||||||||||||||||
29/17 |
Герои турецкой сказки. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. |
самоконтроль |
Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения |
|||||||||||||||||
30/18 |
Главы из автобиографической повести Л. Н Толстого «Детство» |
самоконтроль |
Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев |
|||||||||||||||||
31/19 |
Л.Толстой «Как мужик убрал камень». Ум и находчивость героя. |
текущий контроль |
Рассказывать о Л.Н. Толстом |
|||||||||||||||||
32/20 |
Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» |
текущий контроль |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст |
|||||||||||||||||
33/21 |
Вн.чт. В мире приключений. |
индивидуальный контроль |
Определять тему, главную мысль.
|
|||||||||||||||||
34/22 |
Оценка достижений |
Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь (11 ч) |
||||||||||||||||||||
35/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. |
текущий контроль |
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|||||||||||||||||
36/2 |
Тоска по родине родной природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Еще земли печален вид…» |
взаимоконтроль |
Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|||||||||||||||||
37/3 |
Тоска по красоте родной природы в лирике Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…» |
самоконтроль |
Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|||||||||||||||||
38/4 |
А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях «Бабочка», «Весенний дождь» |
самоконтроль |
Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы |
|||||||||||||||||
39/5 |
Вн. ч. Каким был мой ровестник? Книги о ребятах сверстниках. |
текущий контроль |
Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения Определять ритм стихотворения |
|||||||||||||||||
40/6 |
Картины весенней природы и настроение в стихах Никитина |
текущий контроль |
Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. |
|||||||||||||||||
41/7 |
Тема детства в стихах Н. А Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
индивидуальный контроль |
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства |
|||||||||||||||||
42/8 |
Неповторимый красочный образ Родины в стихах И.А.Бунина |
Анализировать средства художественной выразительности |
||||||||||||||||||
43/9 |
Картины осени в стихах И.А.Бунина |
Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. |
||||||||||||||||||
44/10 |
Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Анализировать сочинённые детьми стихотворения |
||||||||||||||||||
45/11 |
Оценка достижений |
Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
46/12 |
||||||||||||||||||||
Литературные сказки (16 ч) |
||||||||||||||||||||
47/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
текущий контроль |
Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки |
|||||||||||||||||
48/2 |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
взаимоконтроль |
Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
49/3 |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. |
самоконтроль |
Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать |
|||||||||||||||||
50/4 |
Описание в сказке В.М.Гаршина «Сказка /о жабе и розе» |
самоконтроль |
Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения |
|||||||||||||||||
51/5 |
Описание и его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М.Гаршина |
текущий контроль |
Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев |
|||||||||||||||||
52/6 |
Раскрытии характеров главных героев в сказке В.М.Гаршина |
текущий контроль |
Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям |
|||||||||||||||||
53/7 |
Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. |
индивидуальный контроль |
Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях |
|||||||||||||||||
54/8 |
Особенности данного литературного жанра. |
текущий контроль |
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. |
|||||||||||||||||
55/9 |
Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. |
взаимоконтроль |
Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений |
|||||||||||||||||
56/10 |
Персонажи сказки, фантастические события в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» |
самоконтроль |
Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
57/11 |
Борьба добра и зла в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» |
самоконтроль |
Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы |
|||||||||||||||||
58/12 |
Герои художественного текста. |
текущий контроль |
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные |
|||||||||||||||||
59/13 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Проверка навыка чтения |
текущий контроль |
Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями |
|||||||||||||||||
60/14 |
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. |
индивидуальный контроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам |
|||||||||||||||||
61/15 |
Обобщающий урок-игра |
Создавать небольшой устный текст на заданную тему, оценивать свой ответ, участвовать в викторине |
||||||||||||||||||
62/16 |
Оценка достижений. |
Называть изученные литературные произведения и их авторов Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
Делу время- потехе час ( 9 ч ) |
||||||||||||||||||||
63/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
текущий контроль |
Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном |
|||||||||||||||||
64/2 |
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. |
взаимоконтроль |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
65/3 |
Средства создания комического эффекта. В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
самоконтроль |
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
|||||||||||||||||
66/4 |
Средства создания комического эффекта. В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
самоконтроль |
Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге |
|||||||||||||||||
67/5 |
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» |
текущий контроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
68/6 |
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» |
текущий контроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко |
|||||||||||||||||
69/7 |
Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. |
индивидуальный контроль |
Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге |
|||||||||||||||||
70/8 |
Обобщающий урок «Делу время – потехе час» |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям |
||||||||||||||||||
71/9 |
Оценка достижений |
Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
Страна детства ( 8 ч ) |
||||||||||||||||||||
72/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. |
текущий контроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
|||||||||||||||||
73/2 |
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. |
взаимоконтроль |
Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему |
|||||||||||||||||
74/3 |
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых |
самоконтроль |
Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы |
|||||||||||||||||
75/4 |
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. |
самоконтроль |
Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту |
|||||||||||||||||
76/5 |
Средства художественной выразительности в рассказе «Корзина с еловыми шишками» |
текущий контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
77/6 |
Вн.чт: Книги о сверстниках, о школе» |
текущий контроль |
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
78/7 |
М.М.Зощенко «Ёлка» Комическое в рассказе, средства его создания. |
индивидуальный контроль |
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства |
|||||||||||||||||
79/8 |
Оценка достижений |
Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений Оценивать свои знания и достижения. |
||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь ( 5 ч ) |
||||||||||||||||||||
80/1 |
Стихи о счастливых днях детства. С.А.Есенин «Бабушкины сказки» |
текущий контроль |
Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности |
|||||||||||||||||
81/2 |
Тема природы и Родины в стихах М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
взаимоконтроль |
Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию |
|||||||||||||||||
82/3 |
Оценка достижений |
самоконтроль |
Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию |
|||||||||||||||||
83/4 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
самоконтроль |
Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну тему. |
|||||||||||||||||
84/5 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
текущий контроль |
Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
|||||||||||||||||
Природа и мы ( 12 ч ) |
текущий контроль |
|||||||||||||||||||
85/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
индивидуальный контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
86/2 |
Отношение человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина- Сибиряка «Приемыш» |
текущий контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям |
|||||||||||||||||
87/3 |
Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина- Сибиряка «Приемыш» |
взаимоконтроль |
Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения |
|||||||||||||||||
88/4 |
А.И.Куприн «Барбос и Жулька. Характеристики и портреты животных |
самоконт роль |
Создавать небольшой устный текст на заданную тему |
|||||||||||||||||
89/5 |
Тема самопожертвования в рассказе А.И.Куприна «Барбос и Жулька» Фрагментарный опрос |
самоконт роль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
90/6 |
Вн.чт: «Где? Что? Как? Почему?».Рассказы-загадки про зверей и птиц. |
текущий контроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки |
|||||||||||||||||
91/7 |
Писательская наблюдательность М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка» |
текущий контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
92/8 |
Рассказ о животных Е.И.Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. |
индивидуальный контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
93/9 |
Тема природы в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» |
текущий контроль |
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки |
|||||||||||||||||
9410 |
Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» |
взаимоконтроль |
Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему |
|||||||||||||||||
95/11 |
Проект «Природа и мы» |
самоконт роль |
Находить информацию в разных источниках |
|||||||||||||||||
96/12 |
Обобщение по разделу «Природа и мы» |
само контроль |
Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе |
|||||||||||||||||
97/13 |
Вн.чт. Творцы книг. Оценка достижений |
текущий контроль |
Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения Оценивать свои знания и достижения. |
|||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь ( 8ч |
текущий контроль |
|||||||||||||||||||
98/1 |
Знакомство с название раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
индивидуальный контроль |
Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) |
|||||||||||||||||
99/2 |
Настроение , выраженное в стихах Б.Л. Пастернака «Золотая осень» |
текущий контроль |
Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
|||||||||||||||||
100/3 |
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С.А. Клычкова «Весна в лесу» |
взаимоконтроль |
Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
|||||||||||||||||
101/4 |
Настроение, выраженное в стихах Д.Б. Кедрина «Бабье лето» |
самоконтроль |
Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
|||||||||||||||||
102/5 |
Тема природы и Родины в стихах Н.М.Рубцова «Сентябрь» |
самоконтроль |
Читать стихотворения выразительно. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию |
|||||||||||||||||
103/6 |
Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебедушка» |
текущий контроль |
Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения |
|||||||||||||||||
104/7 |
Внеклассное чтение. В мире фантастики. |
текущий контроль |
Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
|||||||||||||||||
105/8 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Оценка достижений |
индивидуальный контроль |
Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Оценивать свои знания и достижения. |
|||||||||||||||||
Родина (8 ч) |
||||||||||||||||||||
106/1 |
Образ Родины в поэтическом тексте И.С. Никитина «Русь |
текущий контроль |
Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения. Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста |
|||||||||||||||||
107/2 |
Авторское отношение к изображаемому в стихах С.Д. Дрожжина «Родине».. |
взаимоконтроль |
Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение |
|||||||||||||||||
108/3 |
Образ Родины в поэтическом тексте А.В. Жигулина «О, Родина! |
самоконтроль |
Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста |
|||||||||||||||||
109/4 |
Образ Родины в поэтическом тексте А .В. Жигулина « В неярком блеске» ». |
самоконтроль |
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
110/5 |
Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» |
текущий контроль |
Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение |
|||||||||||||||||
111/6 |
Проект: «Они защищали Родину» |
текущий контроль |
Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения |
|||||||||||||||||
112/7 |
Оценка достижений. |
индивидуальный контроль |
Оценивать свои знания и достижения. |
|||||||||||||||||
113/8 |
Обобщающий урок «Родина» |
Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
||||||||||||||||||
Страна Фантазия (7 ч) |
||||||||||||||||||||
114/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
текущий контроль |
Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. |
|||||||||||||||||
115/2 |
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
взаимоконтроль |
Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения |
|||||||||||||||||
116/3 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
самоконтроль |
Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку |
|||||||||||||||||
117/4 |
Особенности фантастического жанра Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
самоконтроль |
Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения |
|||||||||||||||||
118/5 |
Путешествие по стране Фантазии |
текущий контроль |
Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему иглавную мысль произведения |
|||||||||||||||||
119/6 |
Оценка достижений |
текущий контроль |
Оценивать свои знания и достижения. |
|||||||||||||||||
120/7 |
Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках) |
индивидуальный контроль |
Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику |
|||||||||||||||||
Зарубежная литература (15 ч) |
||||||||||||||||||||
121/1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
текущий контроль |
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
122/2 |
Герои приключенческой литературы. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
взаимоконтроль |
Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
123/3 |
Особенности характеров героев Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
самоконтроль |
Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
124/4 |
Персонажи сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» |
самоконтроль |
Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища |
|||||||||||||||||
125/5 |
Персонажи сказки Г. Х. Андерсен а«Русалочка» |
текущий контроль |
Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
126/6 |
Персонажи сказки Г. Х. Андерсена«Русалочка» |
текущий контроль |
Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|||||||||||||||||
127/7 |
Внеклассное чтение. В стране литературных героев. |
индивидуальный контроль |
Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать. |
|||||||||||||||||
128/8 |
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х.Андерсена |
текущий контроль |
Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
129/9 |
Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» |
взаимоконтроль |
Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано |
|||||||||||||||||
130/10 |
Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» |
самоконтроль |
Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста |
|||||||||||||||||
131/10 |
Сравнение героев и их поступков в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» |
самоконтроль |
Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
|||||||||||||||||
132/11 |
Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь» |
текущий контроль |
Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение |
|||||||||||||||||
133/12 |
Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь» |
текущий контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное |
|||||||||||||||||
134/13 |
Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей. |
индивидуальный контроль |
Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
|||||||||||||||||
135/14 |
Сказания о Христе. С.Лагерлеф «В Назарете» |
Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения |
||||||||||||||||||
136/15 |
Сказания о Христе. С.Лагерлеф «В Назарете» Проверим себя и оценим свои достижения |
Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение |
Переломова Марина Петровна
Купрякова Любовь Александровна