Конспект урока по математике «Решение задач по математике и химии с помощью системы уравнений» (8 класс)
Математика и химия.
Темаурока: «Решение задач по математике и химии с помощью системы уравнений»
Цели:
организовать деятельность по развитию умений и навыков решения задач с помощью системы уравнений;
создать условия для практического применения учащимися интегрированных знаний и развития мотивационной сферы;
содействовать развитию мышления учащихся на основе анализа текстовых задач;
создать условия, способствующие социальной адаптации учащихся;
развитию самостоятельности, коммуникативных качеств, коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование : компьютер.
Ход урока
Стадия вызова.
1.Диктант.( 1 вариант диктует учитель математики, 2 вариант – учитель химии)
1 вариант.
Мельчайшая, химически неделимая частица вещества (атом)
Натуральное наименьшее число (1)
Количество атомов в одном моль метана (24·1023)
Равенство двух отношений (Пропорция)
Разделение смеси на основе разных температур кипения (дистилляция)
Кому принадлежат слова «Числа правят миром» (Пифагор)
Ученый, открывший в России 1-ый фарфорный завод (Ломоносов)
Решить систему - …(значит найти все решения или дать, что решений нет)
Вещества, отвечающие одной общей формуле (гомологи)
Методы решения системы уравнений (Графический, подставки, спасения, введение новой переменной, метод почленного умножения и деления уравнений)
Масса вещества в 300г 10% раствора (30г)
Уравнение окружности, центр которой находится в начале координат (х2+у2=R2)
Тип реакций, характерный для алкенов (присоединения)
Графиком функции у=ах2 является (парабола)
Масса вещества при известном его количестве определяется произведением (Молярной массы и количества вещества)
Графиком линейной функции является (прямая)
Объем воды массой 5кг равен (5л)
Два плюс два и все в квадрате (16)
Октановое число бензина показывает (% содержание изооктана)
1% от 1 тыс. руб. (10р)
2 вариант.
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства (молекула)
Кому принадлежат слова «Математика – царица наук» (К. Гаусс)
Вещества, образованные атомами одного элемента (простые)
Наименьшее трехзначное число (100)
Знаменитое увлечение Д.И. Менделеева (делать чемоданы)
Равносильные системы – (имеют одно и то же множество решений)
Что легче: килограмм кислорода или килограмм водорода?
Сколько решений может иметь система (единственное, бесконечно много, не иметь решений)
Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав (изомеры)
Что является графиком функции у= (гипербола)
Масса вещества в 200г 15% раствора равна.(30г)
Квадратичная функция имеет вид (у=ах2+вх+с, а0,в, сR)
Тип реакций, характерный для алканов (замещение)
Линейная функция имеет вид (у=kх+в, k, вR)
Композитор-химик (Бородин)
Сотая часть числа (Процент)
Масса 1 литра воды (1кг)
Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
Количество вещества определяется отношением (массы к молярной массе)
25% от 1тыс. руб.? (250руб.)
2.Самостоятельная работа ( с последующей проверкой ответов)
1 вариант.
1.Определить количество вещества, соответствующее 20г оксида меди (2).
2.Какова масса серной кислоты в 30г 10% ее раствора.
3.Чему равна масса 60мл раствора серной кислоты плотностью 1,7г/мл.
4.Решите графически систему уравнений:
y = x2 + 2,
y = - 3\х.
2 вариант
1.Чему равна масса цинка количеством 0,3моль.
2.Какова масса соляной кислоты в 80г 20% ее раствора
3.Чему равна масса 90мл раствора соляной кислоты плотностью 1,1г/мл.
4.Решите графически систему уравнений:
y = 2 x,
y = 8\x.
Стадия осмысления.
3. Решение задач. Алгоритм составления системы.(учитель химии)
Задание для решения группе №1(учитель химии)
1. (Выводится на экран)
Смесь серы и угля массой 9,5г при сжигании образует 8,4л смеси газов. Найти массу угля в смеси.
х моль х моль n (газов) = моль
9,5 г С + O2 = CO2 8,4 л m1 + m2 = mсмеси
у моль у моль
S + O2 = SO2 m = nM
xM(C) + yM(S) = 9,5 12x + 32y = 9,5
x + y = 0,375 x + y = 0,375
2.Решите задачу и помогите Васе.
Десятиклассник Вася решил получить металлы для своих экспериментов. В школе он попросил оксид меди и оксид железа (Ш), но они просыпались и смешались, поэтому Вася начал восстанавливать металлы водородом из смеси и получил 32г твердого остатка (смесь меди и железа) и 13,5г воды. Как Вася разделит эту смесь, и какую массу железа и меди выделит Вася?
Задание для решения группе №2
1.(Выводится на экран)
Смесь серы и угля массой 9,5г при сжигании образует 8,4л смеси газов. Найти массу угля в смеси.
х моль х моль n (газов) = моль
9,5 г С + O2 = CO2 8,4 л m1 + m2 = mсмеси
у моль у моль
S + O2 = SO2 m = nM
xM(C) + yM(S) = 9,5 12x + 32y = 9,5
x + y = 0,375 x + y = 0,375
2.В это же время его одноклассник Петя нашел кусочек серебристого металла и подумал, что это серебро. Однако Петя был прилежным учеником и знал, что серебро не будет взаимодействовать с разбавленной серной кислотой и притягиваться магнитом. Однако его металл притягивался магнитом, но не был похож на чистое железо, (был серебристым). Петя взвесил кусочек – масса его была равна 17,7г и он реагировал с разбавленной серной кислотой. Петя предположил, что это сплав цинка и железа. Весь кусочек растворился в 363,6мл раствора (W=7,7%, p=1,05г/мл) серной кислоты. Каково процентное содержание цинка и железа в сплаве. Решите задачу и помогите Пете.
4.Игра « Кто быстрее».
1.Мама собралась консервировать огурцы, но дома не оказалось 9% уксуса, зато был 6% раствор и 70% уксусной эссенции. Мама попросила свою любимую дочь помочь ей и приготовить 500г 9% раствора из имеющихся дома.
2. Площадь прямоугольника 300 см2., а разность сторон 20 см. Вычислите стороны.
3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20 см. Найдите его катеты, если один из
них на 4 см больше другого.
Стадия рефлексии.
5.Составить кластер(учитель математики)
Итог урока.
Домашнее задание:
1.Решить систему уравнений способом подстановки.
0,5x2 - y = 2,
y – x = 2
Решить систему уравнений способом сложения:
х2 – 2xy – 3 = 0,
2x2 + 3xy – 27 = 0
2.Решить задачу: 2.Для опрыскивание сада используют раствор сульфата меди. Необходимо приготовить 6% раствор 5л (р=1,01кг/м) из 3% и 64% растворов CuSO4.
Литература
1.Мордкович А.Г. Алгебра 9: Учебник для общеобразовательной школы.М.:Мнемозина,2006.
2.Винокурова Н.П. Один из приёмов реализации интегративного подхода в обучении./ Математика в школе №3,2000.