Конспект урока по математике на тему «Дециметр» (1 класс)
Урок математики по теме: «Дециметр".
Класс: 1 класс
УМК Школа России
Автор М.И.Моро
Цели урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить учащихся с новой величиной; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты (предметные): ознакомятся с новой величиной; научатся измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепят знания о нумерации чисел, продолжат развивать умения решать задачи;
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.) 1 мин. | Дорогие ребята, Давайте настроимся все на урок, Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям, Чудесных открытий желаю всем Вам! - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат клены: зелёный и оранжевый. - Зеленый– прекрасное настроение, оранжевое – хорошее. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | Обучающиеся, здороваются, настраиваются рабочую атмосферу | Личностные: готовность к уроку | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Ребята, сегодня к нам в гости пришли. А кто пришел вы должны сами узнать отгадав загадку. Летом гуляет, Зимой отдыхает. Это Мишка у нас не простой, он еще умеет петь, он мне сказал, если вы хорошо поработаете на уроке, то он вам споет. Но прежде ответьте на его несколько вопросов. - Что значит учиться? - А что делает учитель? -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? | Ответы детей Медведь | Коммуникативные: устная речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. (обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, развитие логических операций -задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал, подвести учащихся к формулированию темы урока) 4 мин. | Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах. I. Учитель загадывает число: 1. Число, предыдущее числу 13; 2. Число, следующее за числом 18; 3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц; 4. Число больше 10 на 7; 5. число меньше 10 на 1 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? - Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Что такое величина? | -12 – ч -19-а -11-и -17-н -9-л -8-е -13- и -5-в Величина – это признак, который можно измерить. | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: моделирование, анализ иллюстраций, Коммуникативные: устная речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения; (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. 7 мин. | Повторим известные величины. Дополните предложения словами «килограмм, литр, сантиметр» - Папа держал чемодан, масса которого 11 …(кг). - В ведро вмещается 10…(л) воды. - Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1…(см). - Что такое сантиметр? - Что такое литр? - Что такое килограмм? - Один не открыла, как вы думаете почему? На доске таблица. Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке. (Дециметр)
| килограмм литр сантиметр Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм-масса предметов.
| Регулятивные: целеполагание, удержание цели деятельности до получения её результата Познавательные: сравнение, работа с информацией, анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения; (организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.) Реализация построенного проекта 8 мин. | Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги этой меркой (жёлтой). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? -Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой. Удобно? -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр По латыни [decem] – десять На доске появляется карточка с названием единицы измерения. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) | нет да 10 дециметр 10 см | Регулятивные: планировать решение учебной задачи Коммуникативные: устная речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. | | | Выполнение зарядки, снятие утомляемости у обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, (формирование зрительно-двигательного образа цифры, умения анализировать. ) Реализация идеи педагогического сотрудничества . 5 мин. | - Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана. Дайте характеристику числа 10. Пропишите 10 через клетку. - Пишем число и классную работу. | | Познавательные: анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин. | -Итак, с чем будем работать на уроке сегодня? С новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших предметов. Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые лежит у вас на партах при помощи линейки. Занесите данные в тетрадь Как пользоваться линейкой? Какова длина рабочей тетради? | | Регулятивные: самооценка. Познавательные: работа со схемами, работа с рисунком. Коммуникативные: сотрудничество, взаимопроверка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний. 5 мин. | Чтение основного понятия Работа по учебнику. Стр. 51 задание №3 Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка. Стр. 51 задание №5 Самостоятельное выполнение. Вариант 1 – первая строка, вариант 2- вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. |
| Познавательные: работа с предметами,учебником, эксперимент, анализ, выводы, доказательства, работа со знаками. Коммуникативные: сотрудничество, устная речь | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оценивают урок. - Нашему медведю очень понравился наш урок. | | Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние полученное от деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения теми или иными УУД, самооценка. Коммуникативные: устная речь |
Содержание урока соответствует содержанию программы. Урок был построен по схеме: актуализация знаний, постановка темы и цели урока, открытие нового знания, включение нового в активное использование в сочетании ранее изученным, освоенным первичное фронтальная работа, итог, рефлексия.
На этапе актуализации знаний использовались методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
На этапе постановка темы и цели урока принимали и сохраняли учебную цель и задачу, анализировали, находили общее и различия, делали выводы, осознанно строили речевое высказывание в устной форме.
На этапе открытие новых знаний использовала метод проблемный, который способствовал планировать учащимся решению учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
На этапе включение нового в активное использование в сочетании ранее изученным использовала методы объяснительно-иллюстративный. Дети выбирали действия в соответствии с поставленной задачей, оценивали уровень владения тем или иным учебным действием, учились вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывали модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществляли контроль, планировали способы воздействия
На этапе рефлексия формировались: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществлять итоговый контроль, оцениватьрезультаты деятельности, оценивать владение учебным действием.