Конспект урока по математике на тему «Дециметр» (1 класс)
Проект урока математики
Общие сведения о проекте:
Название учебного предмета: математика.
Класс: 1.
УМК «Школа России».
Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова.
Авторы рабочей тетради: Моро М.И., Волкова С.И
№ урока в календарно-тематическом планировании: 85.
Тема урока: Дециметр
Тип урока: введение новых знаний.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
К изучению темы «Дециметр» у учащихся 1 класса формировались следующие знания, умения и навыки:
Знание единицы длины – сантиметр.
Умение измерять длину предметов и отрезков, умение их сравнивать по длине «на глаз» и проверять измерением.
Умение вычерчивать отрезки заданной длины по алгоритму с помощью линейки.
Умение выполнять вычисления с опорой на карточки-подсказки.
Умение устанавливать соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом.
Умение анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действия.
Умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Знание, что такое число и цифра и их различие.
Знание чисел и цифр от 0 до 10, умение их писать.
Знание состава числа 10.
Знание образования чисел из одного десятка и нескольких единиц.
Тема урока:
Дециметр
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с единицей длины – дециметром.
2.Научить измерять длину предметов (отрезков) в дециметрах с помощью соотношения 1 дм = 10 см.
Предметные результаты:
1.Знать, что такое дециметр.
2.Уметь измерять и чертить отрезки в дециметрах, используя соотношение 1 дм это 10 см.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- формирование умения выбора рационального способа решения проблемы;
- выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
-умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками, приходить к общему решению
при работе в паре;
- речевое развитие – умение строить монологическое высказывание.
Оборудование урока:
Компьютерное оборудование; у каждого ученика: карточки с изображением кисточки (художественной), карточки с изображением отрезков, несколько полосок зеленого цвета длиной 1 см и полосок синего цвета длиной 1 дм, средства обратной связи – зеленый и красный кружки, линейки, простой и цветные карандаши.
План урока с хронометражем:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1. | Оргмомент. | 1 мин |
2. | Актуализация знаний. Закрепление знаний о составе числа 10. Закрепление умения измерять предметы с помощью линейки в сантиметрах. | 6 мин |
3. | Постановка учебной задачи. Знакомство с более крупной единицей длины – дециметром. Открытие соотношения единиц длины сантиметра и дециметра. | 10 мин |
4. | Физминутка. | 1 мин |
5. | Первичное закрепление. Формирование умения измерять длину отрезков (предметов) в дециметрах. (Учебник с.51 №1, №2). | 4 мин |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное построение отрезков длиной 1 дм. (Рабочая тетрадь с.25 №1,4). | 6 мин |
7. | Составление и решение примеров и задач изученных видов. (Учебник с.51 №3,5,4). | 5 мин |
8. | Итог урока. Обобщение полученных на уроке знаний о дециметре. | 1 мин |
9. | Рефлексия деятельности. Самооценка учащихся. | 1 мин |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Оргмомент. (1 мин.) | | | |
2. Актуализация знаний. (6 мин.) Закрепление названия, последовательности и обозначение чисел от 11 до 20. Закрепление умения измерять предметы с помощью линейки в сантиметрах. | (На экране изображены домики, в которых живут сказочные герои). - Нам необходимо решить задачу. Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.) - Вы справились с заданием и узнали в каких домиках живут герои цветочного города. (На экране появляется персонаж мультфильма - тюбик). - Ребята, вы узнали, кто это? - Тюбик хочет узнать длину своей кисти, спрашивает у вас совета, как это можно сделать? - Каким образом? - Давайте вспомним, как правильно измерять предметы линейкой. - В каких единицах мы измеряли длину? - Возьмите линейки и измерьте кисточки, изображённые на карточках. (Учитель контролирует правильность измерения линейкой). - Тюбик благодарит за помощь и прощается с нами. | Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19. (Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.) 14 = [ ] дес. [ ] ед. 17 = [ ] дес. [ ] ед 19 = [ ] дес. [ ] ед - Это Тюбик из мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - Нужно её измерить. - Линейкой. - Приложить линейку, так, чтобы число 0 совпало с началом предмета, посмотреть, напротив какого числа оканчивается предмет. Это и будет длина предмета. - В сантиметрах. (Учащиеся измеряют кисти, изображённые на карточках, озвучивают результат). - Длина кисти 10 см. | Познавательные: структурирование знаний о числах второго десятка. Повторение нумерации. Регулятивные (планирование): формирование умения работать с алгоритмом. |
3. Постановка учебной задачи. (10 мин.) Знакомство с более крупной единицей длины – дециметром. Открытие соотношения единиц длины сантиметра и дециметра. | - Мы вспомнили, как измеряются предметы. Сейчас на необходимо выполнить задание на карточках. Вам необходимо измерить длину красного и желтого отрезка с помощью модели сантиметра (полоски), прикладывая края полосок друг к другу. - Ребята, удобно вам было измерять длину желтого отрезка? - Почему? - Что же делать? Как можно упростить вашу работу? - Посмотрите на парты, есть ли у вас мерки побольше? - Возьмите и измерьте длину желтого отрезка с их помощью.
- Какой меркой легче измерять? Почему? - Как вы думаете, какова длина зеленой мерки? - Давайте проверим с помощью линейки. - Как вы думаете, какова длина синей мерки? - Как можно проверить? - А ещё как можно проверить, не пользуясь линейкой? - Давайте попробуем измерить таким образом. - Ребята, кто знает, как называется единица длины, в которой 10 см? - Правильно, 1 дм - это 10 см. (Учитель вывешивает на доску карточку с надписью «дециметр», делает запись: 1 дм = 10 см, обращает внимание, что слово «дециметр» сокращённо записывают «дм»). - Покажите полоску длиной 1 дм. - Подумайте и назовите тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться? - Для чего нам нужны знания о дециметре и умение измерять длину в дециметрах? -А где нам это может пригодиться? В каких профессиях? - Что в классе можно измерить в дециметрах? - Измерьте дециметром длину вашей парты. | (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат) – Длина красного отрезка равна 3 полоски. А длина желтого отрезка 20 полосок. - Не очень. - Долго измеряли, потому что полоска (мерка) маленькая. - Взять полоску (мерку) побольше. - Да, полоски синего цвета. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат). - Длина желтого отрезка – 2 синие полоски. - Синей, потому что она больше. - 1 см. (Измеряют линейкой, подтверждают предположение). (Ответы детей). - Измерить с помощью линейки. - Мерками зеленого цвета, так как мы знаем их длину – 1 см. Сколько поместится зеленых мерок на синей полоске, столько сантиметров будет длина синей полоски. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивает результат). - Длина синей полоски 10 см. - Дециметр. (Показывают синюю полоску). - Измерять длину в дециметрах. - Чтобы измерять быстрее, чтобы измерять длину больших предметов. - Строитель, швея и т.д. - Парту, доску, шкаф, окно, дверь. (Работа в парах). (Измеряют, озвучивают результат). - Длина парты 8 дм. | Коммуникативные (учебное сотрудничество). Познавательные (постановка и решение проблемы): формирование умений выбора рационального способа решения проблемы. Регулятивные (целеполагание): формирование умений соотносить то, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Познавательные (общеучебные): выделение и формулирование познавательной цели. |
4. Физминутка. (1 мин.) | | | |
5. Первичное закрепление. (4 мин.) | - Откройте учебник, рассмотрите верхний рисунок на с. 51. Приложение 1. - Определите по нему длину голубой полоски. - Выполним № 1 с. 51 учебника. Приложение 1. (Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.) - А сейчас внимательно прочитаем задание № 2 с.51 учебника. Приложение 1. - Расскажите, как вы будете чертить отрезок? - Попробуйте начертить отрезок самостоятельно. (Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении). | (Открывают учебники). (Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.) (Работа в парах, дети берут синюю полоску и отмеряют) - Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров. (Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 12 см). - 12 см – это 1 дм. 2 см. (Самостоятельное выполнение в тетрадях) | Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные (прогнозирование): прикидка результата измерения. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6 мин.) Самостоятельное построение отрезков длиной 1 дм. и более.
| - Сейчас вы выполните задание в рабочей тетради с.25 № 1. Прочитайте задание. Приложение №2. - Расскажите, как вы будете делать? - Почему вы начертите отрезок длиной 10 см? - Попробуйте отметить на луче точку самостоятельно. - Возьмите синюю полоску, приложите её к своему отрезку так, чтобы их концы совпали. - Поднимите руку, у кого длина отрезка совпадает с длиной синей полоски. Значит, вы отметили верно точку на луче и получили отрезок длиной 1 дм. - Кто правильно отметил точку на луче, выполняет следующее задание самостоятельно: отметьте на луче точку, чтобы длина отрезка была равна 1 дм.2см. - Остальным ребятам я помогу отметить точки на луче, чтобы получить отрезок длиной 1 дм. ещё раз. (Учитель оказывает индивидуальную помощь). - Самостоятельно выполним задание №4 в рабочей тетради с.25. Приложение №2. - Кто выполнил задание №4, сравните свою работу с изображением на экране. (На экране выполненное задание №4). - Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание. | - Поставь на лучах точки, чтобы получились отрезки длиной 1 дм, 1 дм. 2 см. (Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 1дм). - 1 дм - это 10 см. (Самостоятельно отмечают на лучах точки). (Прикладывают синюю полоску к отрезку). (Поднимают руку). (Выполняют самостоятельно) (Самостоятельно выполняют задание №4). (Проверяют выполненную работу). (Поднимают руки). | Регулятивные (планирование, формирование умения работать с алгоритмом. Познавательные (общеучебные): формирование умения самостоятельно чертить отрезок. Регулятивные (коррекция): формирование умения внесения корректив. Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном. |
7. Составление и решение примеров и задач, изученных видов. (5 мин) | - Выполним в учебнике № 3 с.51. Приложение 1. - Следующее задание в учебнике № 5 с. 51. Приложение 1. - Выполним устно № 4 с. 51 учебника. Приложение 1. ( В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.) | (Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.) (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника). | Познавательные (моделирование): формирование умения использования моделей при работе с задачами. Познавательные (общий приём решения задач): установление отношений между данными и вопросом). Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 -1 с опорой на знание нумерации. Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном. |
8. Итог урока. (1 мин.) Обобщение полученных на уроке знаний о дециметре. | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Что научились делать? - Для чего нужны полученные сегодня знания и умения? Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой? | - Познакомились с единицей измерения длины – дециметром. - Измерять предметы в дециметрах, чертить отрезок длиной 1 дм. - Для измерения больших предметов. | Познавательные: обобщение полученных знаний. Личностные (смыслообразование): установление и значение смысла своей деятельности. |
9. Рефлексия деятельности. (1 мин.) Самооценка учащихся. | - Ребята, если сегодня на уроке у вас всё получилось и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок; если у вас возникли трудности при выполнении заданий – поднимите красный кружок. | (Поднимают синий или красный кружок). | Регулятивные: формирование самооценки. |
Список использованной литературы:
1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016. 2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016.
3. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике для 1 класса/ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко – М.: Вако, 2018.
4.Лекции и презентации Деменевой Н.Н. – доцента кафедры начального образования НИРО в рамках квалификационных курсов “Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС", 2018.
18