Конспект урока по математике на тему «Дециметр» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 1 November 2019 в группе

Проект урока математики


Общие сведения о проекте:

Название учебного предмета: математика.

Класс: 1.

УМК «Школа России».

Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова.

Авторы рабочей тетради: Моро М.И., Волкова С.И

урока в календарно-тематическом планировании: 85.

Тема урока: Дециметр

Тип урока: введение новых знаний.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

К изучению темы «Дециметр» у учащихся 1 класса формировались следующие знания, умения и навыки:

Знание единицы длины – сантиметр.

Умение измерять длину предметов и отрезков, умение их сравнивать по длине «на глаз» и проверять измерением.

Умение вычерчивать отрезки заданной длины по алгоритму с помощью линейки.

Умение выполнять вычисления с опорой на карточки-подсказки.

Умение устанавливать соответствия между: рисунком и моделью; текстом и моделью; моделью и текстом.

Умение анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действия.

Умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Знание, что такое число и цифра и их различие.

Знание чисел и цифр от 0 до 10, умение их писать.

Знание состава числа 10.

Знание образования чисел из одного десятка и нескольких единиц.

Тема урока:

Дециметр

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с единицей длины – дециметром.

2.Научить измерять длину предметов (отрезков) в дециметрах с помощью соотношения 1 дм = 10 см.

Предметные результаты:

1.Знать, что такое дециметр.

2.Уметь измерять и чертить отрезки в дециметрах, используя соотношение 1 дм это 10 см.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей;

- умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;


- формирование умения выбора рационального способа решения проблемы;

- выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

-умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками, приходить к общему решению

при работе в паре;

- речевое развитие – умение строить монологическое высказывание.

Оборудование урока:

Компьютерное оборудование; у каждого ученика: карточки с изображением кисточки (художественной), карточки с изображением отрезков, несколько полосок зеленого цвета длиной 1 см и полосок синего цвета длиной 1 дм, средства обратной связи – зеленый и красный кружки, линейки, простой и цветные карандаши.





План урока с хронометражем:

п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Оргмомент.

1 мин

2.

Актуализация знаний.

Закрепление знаний о составе числа 10. Закрепление умения измерять предметы с помощью линейки в сантиметрах.

6 мин

3.

Постановка учебной задачи.

Знакомство с более крупной единицей длины – дециметром. Открытие соотношения единиц длины сантиметра и дециметра.

10 мин

4.

Физминутка.

1 мин

5.

Первичное закрепление.

Формирование умения измерять длину отрезков (предметов) в дециметрах.

(Учебник с.51 №1, №2).

4 мин

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное построение отрезков длиной 1 дм.

(Рабочая тетрадь с.25 №1,4).

6 мин

7.

Составление и решение примеров и задач изученных видов.

(Учебник с.51 №3,5,4).

5 мин

8.

Итог урока.

Обобщение полученных на уроке знаний о дециметре.

1 мин

9.

Рефлексия деятельности.

Самооценка учащихся.

1 мин


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1.Оргмомент.

(1 мин.)




2. Актуализация знаний.

(6 мин.)

Закрепление названия, последовательности и обозначение чисел от 11 до 20.





















Закрепление умения измерять предметы с помощью линейки в сантиметрах.

(На экране изображены домики, в которых живут сказочные герои).

- Нам необходимо решить задачу.

Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.)




- Вы справились с заданием и узнали в каких домиках живут герои цветочного города.

(На экране появляется персонаж мультфильма - тюбик).


- Ребята, вы узнали, кто это?

- Тюбик хочет узнать длину своей кисти, спрашивает у вас совета, как это можно сделать?

- Каким образом?



- Давайте вспомним, как правильно измерять предметы линейкой.




- В каких единицах мы измеряли длину?

- Возьмите линейки и измерьте кисточки, изображённые на карточках.

(Учитель контролирует правильность измерения линейкой).

- Тюбик благодарит за помощь и прощается с нами.









Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.

(Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.)

14 = [ ] дес. [ ] ед.

17 = [ ] дес. [ ] ед

19 = [ ] дес. [ ] ед







- Это Тюбик из мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей»


- Нужно её измерить.

- Линейкой.


- Приложить линейку, так, чтобы число 0 совпало с началом предмета, посмотреть, напротив какого числа оканчивается предмет. Это и будет длина предмета.

- В сантиметрах.


(Учащиеся измеряют кисти, изображённые на карточках, озвучивают результат).

- Длина кисти 10 см.








Познавательные: структурирование знаний о числах второго десятка. Повторение нумерации.






















Регулятивные (планирование): формирование умения работать с алгоритмом.




















3. Постановка учебной задачи. (10 мин.)

Знакомство с более крупной единицей длины – дециметром. Открытие соотношения единиц длины сантиметра и дециметра.

- Мы вспомнили, как измеряются предметы. Сейчас на необходимо выполнить задание на карточках. Вам необходимо измерить длину красного и желтого отрезка с помощью модели сантиметра (полоски), прикладывая края полосок друг к другу.

- Ребята, удобно вам было измерять длину желтого отрезка?

- Почему?

- Что же делать? Как можно упростить вашу работу?

- Посмотрите на парты, есть ли у вас мерки побольше?

- Возьмите и измерьте длину желтого отрезка с их помощью.




- Какой меркой легче измерять? Почему?

- Как вы думаете, какова длина зеленой мерки?

- Давайте проверим с помощью линейки.

- Как вы думаете, какова длина синей мерки?

- Как можно проверить?

- А ещё как можно проверить, не пользуясь линейкой?





- Давайте попробуем измерить таким образом.



- Ребята, кто знает, как называется единица длины, в которой 10 см?

- Правильно, 1 дм - это 10 см. (Учитель вывешивает на доску карточку с надписью «дециметр», делает запись: 1 дм = 10 см, обращает внимание, что слово «дециметр» сокращённо записывают «дм»).

- Покажите полоску длиной 1 дм.

- Подумайте и назовите тему нашего урока. Чему мы будем сегодня учиться?

- Для чего нам нужны знания о дециметре и умение измерять длину в дециметрах?

-А где нам это может пригодиться? В каких профессиях?

- Что в классе можно измерить в дециметрах?

- Измерьте дециметром длину вашей парты.

(Работа в парах).

(Измеряют, озвучивают результат)

Длина красного отрезка равна 3 полоски. А длина желтого отрезка 20 полосок.



- Не очень.


- Долго измеряли, потому что полоска (мерка) маленькая.

- Взять полоску (мерку) побольше.

- Да, полоски синего цвета.

(Работа в парах).

(Измеряют, озвучивают результат).

- Длина желтого отрезка – 2 синие полоски.

- Синей, потому что она больше.


- 1 см.


(Измеряют линейкой, подтверждают предположение).

(Ответы детей).



- Измерить с помощью линейки.

- Мерками зеленого цвета, так как мы знаем их длину – 1 см. Сколько поместится зеленых мерок на синей полоске, столько сантиметров будет длина синей полоски.

(Работа в парах).

(Измеряют, озвучивает результат).

- Длина синей полоски 10 см.

- Дециметр.










(Показывают синюю полоску).

- Измерять длину в дециметрах.



- Чтобы измерять быстрее, чтобы измерять длину больших предметов.

- Строитель, швея и т.д.



- Парту, доску, шкаф, окно, дверь.

(Работа в парах).

(Измеряют, озвучивают результат).

- Длина парты 8 дм.


Коммуникативные (учебное сотрудничество).







Познавательные (постановка и решение проблемы): формирование умений выбора рационального способа решения проблемы.
















Регулятивные (целеполагание): формирование умений соотносить то, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.







Познавательные (общеучебные): выделение и формулирование познавательной цели.


4. Физминутка. (1 мин.)




5. Первичное закрепление. (4 мин.)

- Откройте учебник, рассмотрите верхний рисунок на с. 51.

Приложение 1.

- Определите по нему длину голубой полоски.

- Выполним № 1 с. 51 учебника.

Приложение 1.

(Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.)

- А сейчас внимательно прочитаем задание № 2 с.51 учебника.

Приложение 1.

- Расскажите, как вы будете чертить отрезок?

- Попробуйте начертить отрезок самостоятельно. (Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении).

(Открывают учебники).

(Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.)



(Работа в парах, дети берут синюю полоску и отмеряют)



- Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров.

(Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 12 см).

- 12 см – это 1 дм. 2 см.

(Самостоятельное выполнение в тетрадях)







Познавательные: структурирование знаний.







Регулятивные (прогнозирование): прикидка результата измерения.






6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6 мин.)

Самостоятельное построение отрезков длиной 1 дм. и более.

- Сейчас вы выполните задание в рабочей тетради с.25 № 1. Прочитайте задание.

Приложение №2.

- Расскажите, как вы будете делать?

- Почему вы начертите отрезок длиной 10 см?

- Попробуйте отметить на луче точку самостоятельно.

- Возьмите синюю полоску, приложите её к своему отрезку так, чтобы их концы совпали.

- Поднимите руку, у кого длина отрезка совпадает с длиной синей полоски. Значит, вы отметили верно точку на луче и получили отрезок длиной 1 дм.

- Кто правильно отметил точку на луче, выполняет следующее задание самостоятельно: отметьте на луче точку, чтобы длина отрезка была равна 1 дм.2см.

- Остальным ребятам я помогу отметить точки на луче, чтобы получить отрезок длиной 1 дм. ещё раз.

(Учитель оказывает индивидуальную помощь).


- Самостоятельно выполним задание №4 в рабочей тетради с.25.

Приложение №2.

- Кто выполнил задание №4, сравните свою работу с изображением на экране.

(На экране выполненное задание №4).

- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание.

- Поставь на лучах точки, чтобы получились отрезки длиной 1 дм, 1 дм. 2 см.


(Рассказывают алгоритм черчения отрезка длиной 1дм).

- 1 дм - это 10 см.


(Самостоятельно отмечают на лучах точки).


(Прикладывают синюю полоску к отрезку).


(Поднимают руку).




(Выполняют самостоятельно)













(Самостоятельно выполняют задание №4).








(Проверяют выполненную работу).

(Поднимают руки).





Регулятивные (планирование, формирование умения работать с алгоритмом.

Познавательные (общеучебные): формирование умения самостоятельно чертить отрезок.











Регулятивные (коррекция): формирование умения внесения корректив.



Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном.

7. Составление и решение примеров и задач, изученных видов. (5 мин)

- Выполним в учебнике № 3 с.51.

Приложение 1.





- Следующее задание в учебнике № 5 с. 51.

Приложение 1.








- Выполним устно № 4 с. 51 учебника.

Приложение 1.

( В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.)

(Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.)



(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника).


Познавательные (моделирование): формирование умения использования моделей при работе с задачами.

Познавательные (общий приём решения задач): установление отношений между данными и вопросом). Выполнять вычисления вида 15 + 1,

16 -1 с опорой на знание нумерации.

Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата с заданным эталоном.

8. Итог урока. (1 мин.)

Обобщение полученных на уроке знаний о дециметре.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что научились делать?



- Для чего нужны полученные сегодня знания и умения? Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?

- Познакомились с единицей измерения длины – дециметром.

- Измерять предметы в дециметрах, чертить отрезок длиной 1 дм.

- Для измерения больших предметов.

Познавательные: обобщение полученных знаний.




Личностные (смыслообразование): установление и значение смысла своей деятельности.

9. Рефлексия деятельности. (1 мин.)

Самооценка учащихся.

- Ребята, если сегодня на уроке у вас всё получилось и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок; если у вас возникли трудности при выполнении заданий – поднимите красный кружок.

(Поднимают синий или красный кружок).

Регулятивные: формирование самооценки.




Список использованной литературы:

1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016. 2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016.

3. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике для 1 класса/ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко – М.: Вако, 2018.

4.Лекции и презентации Деменевой Н.Н. – доцента кафедры начального образования НИРО в рамках квалификационных курсов “Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС", 2018.





18



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.