Конспект урока по математике для 5 класса на тему «Прямоугольник» с применением Лего-технологии
Пояснительная записка к презентации
Администрация Рассказовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Зелёновский филиал.
Конспект урока
по математике в 5 классе
с использованием Лего-технологии
На тему: «Прямоугольник»
Автор - составитель:
учитель -
Астраханцева Анастасия Юрьевна
п. Зелёный, 2021.
Конспект урока c использованием Lego-технологии на тему: «Прямоугольник»
5 класс.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами прямоугольник и квадрат, ввести понятия соседние и противолежащие стороны прямоугольника, периметр прямоугольника и квадрата.
Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения, вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
Метапредметные: понимать формирование сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Планируемые результаты: Учащийся научится строить, распознавать прямоугольник и квадрат и находить их периметры, уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
Основные понятия: Прямоугольник, длина и ширина прямоугольника, соседние и противолежащие вершины прямоугольника, соседние и противолежащие стороны прямоугольника, свойство противолежащих сторон прямоугольника, периметр прямоугольника, квадрат.1
Материалы: учебник, интерактивная доска с проектором, ноутбук, небольшие наборы конструктора Лего.
План Урока:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление нового материала.
Итоги урока.
Информация о домашнем задании.
Ход Урока:
Организационный этап.
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
(слайд 1)
Постановка цели и задач урока.
Прямоугольник - это фигура, знакомая вам из курса математики начальной школы. Новым для вас будет являться введение понятий соседних и противолежащих сторон прямоугольника, а также формулировка свойств противолежащих сторон прямоугольника. А, чтобы легче усвоить данные понятия, мы воспользуемся конструктором Лего.
(слайд №2)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Скажите, пожалуйста, у кого из вас в детстве был конструктор Лего? Кто собирал различные фигуры, домики, машинки? Может быть кто то и сейчас занимается этим?
Дети отвечают…
-Почти все. Замечательно!
Сегодня на уроке мы с вами немного вспомним детство, поработаем с конструктором Лего (на каждую парту раздаются небольшие наборы конструктора Лего).
Актуализация знаний.
(слайд №3)
-Прежде чем переходить к новой теме, давайте вспомним, какая фигура называется прямоугольником?
Дети: Прямоугольник-это черырёхугольник, у которого все углы прямые.
-Верно.
Изучение нового материала.
(слайд №4)
-Возьмём серую пластину для строительства размером 16×16 , две красные пластины размером 1×6, две зелёные пластины размером 1×8, два бежевых кирпича размером 1×1, два синих кирпича размером 1×1 и построим из этих деталей прямоугольник.
Бежевые и синие кирпичики - это вершины прямоугольника. Бежевый и синий кирпичи называются соседними вершинами, а два бежевых или два синих кирпичика - противолежащими вершинами прямоугольника.
(слайд №5)
Стороны прямоугольника, содержащие красную и зелёную пластину и имеющую общую бежевую или синюю вершину, называются соседними сторонами.
Соседние стороны прямоугольника называются его длиной и высотой. В нашем прямоугольнике сторона, содержащая зелёную пластину-это длина, а красную пластину - ширина.
Запомните, пожалуйста, свойство противолежащих сторон:
Противолежащие стороны прямоугольника равны.
(слайд №6)
Если нам известны длина и ширина в прямоугольнике, то легко вычислить его периметр по известной формуле:
P=2a+2b,
где a-длина, b-ширина2.
Видим, что в нашем с вами прямоугольнике длина равна 10, ширина равна 8, значит, периметр будет равен:
Р =2*10+2*8=36.
(слайд №7)
Прямоугольник, у которого все стороны равны называется квадратом.
-Возьмём серую пластину для строительства размером 14×12 , четыре пластины размером 1×8 и соединим их так, чтобы получился квадрат размером 8×8.
Первичное закрепление нового материала.
(слайд №8)
Задание №1
Постройте из деталей LEGO прямоугольник, соседние стороны которого равны 4 и 2;
Квадрат со стороной 4.
Дети строят из конструктора различные варианты, один из всевозможных выводится на этом же слайде:
1.
2.
(слайд №9)
Задание №2.
Возьмите серую плиту и составьте следующую фигуру. Сколько на серой плите составлено прямоугольников?
Дети думают несколько минут, затем дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.
Ответ: 7 (красный, бежевый, коричневый, фиолетовый, красный+ бежевый + коричневый + фиолетовый, бежевый + коричневый, бежевый + коричневый +фиолетовый.
(слайд №10)
Задание №3.
- Возьмите зелёный прямоугольник и серый квадрат и вычислите их периметры (периметр измеряется в модулях или количеством отверстий в балке)
Дети решают, дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.
Ответ: Периметр прямоугольника: 2*6+2*14=40;
Периметр квадрата: 6*6=36
(слайд №11)
Задание №3.
-На коричневой плите составлен прямоугольник из следующих элементов: светло-серого, тёмно-серого, голубого квадратов и желтого, красного, фиолетового прямоугольников. Допустим, что сторона маленького квадрата равна 5 см. Тогда чему будет равен периметр данного прямоугольника?
Решение:
Задача решается пошагово совместно с учителем.
Для того, чтобы найти периметр прямоугольника, необходимо знать его ширину и длину.
Найдём длину: По условию сторона самого маленького квадрата равна 5 см. Мы видим, что жёлтый и красные прямоугольники состоят из двух таких квадратов, значит длины жёлтого и красного прямоугольника равны по 10 см. Следовательно, длина нашего прямоугольника будет равна
5+5+10+10=40 см.
Найдём ширину: Видим, что сторона голубого квадрата в два раза больше стороны маленького. Следовательно, ширина нашего прямоугольника будет равна
5+10=15 см.
Теперь считаем периметр:
P =40*2+15*2=110 см.
Ответ: 110 см.
(слайд №12).
Задание №4.
-Составьте прямоугольник из следующих элементов: голубого и трёх белых одинаковых квадратов, красного, серого и черного прямоугольников. Периметр красного квадрата равен 48 см, ширина равна 8 см. Найдите периметр прямоугольника.
Дети решают, дают ответ, который сверяем с ответом, появляющимся на этом же слайде.
Решение:
Длина красного прямоугольника равна:
(48-8*2):2=16 см.;
Тогда длина нашего прямоугольника будет равна :
16*2=32 см.
Ширина: 8*3=24 см.
Считаем периметр: P =32*2+24*2=112 см.
Ответ: 112 см.
(слайд №13)
Задание №5.
-Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цветами они изображены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность цветов.
объекты | Сарай | Теплица | Бурка | Жилой дом |
цвета |
На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Малые Вершки, 1-й Советский пер., д. 6 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота, которые обозначены у нас черной плитой.
При входе на участок справа от ворот находится хлев, слева-гараж, он обозначен синим цветом. Сарай имеет такой же периметр, как и гараж.
Жилой дом находится в глубине территории. Помимо хлева, жилого дома, сарая и гаража на участке имеется будка, расположенная в углу участка, и теплица, построенная между буркой и хлевом.
(слайд №14)
Сверяем ответ:
объекты | Сарай | Теплица | Бурка | Жилой дом |
цвета | жёлтый | оранжевый | зелёный | коричневый |
(слайд №15)
Итоги урока.
Давайте обсудим, что Сегодня на уроке мы
1. Повторили…
2. Узнали…
3. Закрепили…
(слайд №16)
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: п.15 (стр. 95-96), № 360, 362, 366.
(слайд №17)
Используемые ресурсы:
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С Якир. - М.: Вентана – Граф, 2014.-304 с.: ил.
Буцко Е.Б
Математика: 5 класс: методическое пособие/ Е.Б Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.-М.: Вентана – Граф, 2016.-288 с.: ил
https://www.toybytoy.com/construc/Lessons-From-LEGO-Parts-name
1 Математика: 5 класс: методическое пособие/ Е.Б Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.-М.: Вентана – Граф, 2016.-288 с.: ил
2 Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С Якир. - М.: Вентана – Граф, 2014.-304 с.: ил.