Конспект урока по математике во 2 классе на тему «Периметр многоугольника»
УМК "Школа России"
Тема урока: "Периметр прямоугольника"
Место и роль урока в изучаемой теме: урок - открытие новых знаний
Цели урока: познакомить с термином «периметр прямоугольника»; учить находить периметр прямоугольника; развивать вычислительные навыки, мышление учащихся.
Планируемые результаты: второклассники составят алгоритм нахождения периметра многоугольника, научатся вычислять периметр многоугольника; отработают умение работать в группе и самостоятельно.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- умение слушать и слышать собеседника. обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные:
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, геометрия, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, презентация.
Организация пространства: фронтальная, самостоятельная.
Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, практическая работа.
Ход урока
1. Организация начала урока. Приветствие учителя, друг друга.
Доброе утро, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждем очень много нового и интересного. Давайте настроимся на хорошее настроение и хорошую работу и начнем урок:
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем мы урок
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
2. Актуализация знаний
Есть друзья такая птица:
Если сядет на страницу
Очень рад бываю я
А со мною – вся семья
(пятерка)
Чистописание
5 5 5
55 55
3. Введение в тему:
– Ребята! Сегодня у нас урок – исследование. А что такое исследование?
Ответы детей.
- Вы правы. Исследование – это процесс выработки новых знаний . Значит, в ходе исследования мы должны приобрести новые знания.
Открыть на доске изображение человечков из геометрических фигур:
1 слайд "Изображение волшебных человечков, составленных из геометрических фигур"
– Посмотрите на экран. К вам пришли необычные человечки. Чем они необычны? (Они состоят из геометрических фигур.)
– Назовите фигуры, из которых состоят человечки. (Туловище девочки – треугольник, мальчика – четырёхугольник; руки – отрезки, волосы – лучи, глазки – точки..)
– Эти человечки приглашают вас сегодня вновь побывать в стране Геометрии.
– Посмотрите ещё раз на человечков и скажите, чему сегодня будет посвящён урок? (Геометрическим фигурам.)
– Верно. И вы узнаете о геометрических фигурах что-то новое. Начнём с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах. Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете.
(Ученики перечисляют: квадрат, треугольник, прямая линия, точка, прямоугольник и др. Они выходят к доске и показывают эти фигуры на иллюстрации.)
4. Устный счет.
-Молодцы! Обратите внимание, что фигуры имеют разные размеры и разные длины сторон. Сегодня на уроке нам просто необходимо вспомнить какие меры длины нам уже известны. Итак, приготовьтесь писать математический диктант (двое учеников выполняют у доски):
Сколько см в 1 дм? (10 см)
Из 10 см вычесть 3 см? (7 см)
Сколько получится см, если к 1 дм прибавить 3 см? (13 см)
Из 1 дм вычесть 5 см?
К 5 см прибавить 6 см (11 см)
Сверяем результаты.
5. Сообщение темы
-Все справились? Молодцы! ( Разобрать задания, в которых учащиеся допустили ошибки)
– Что общего у оставшихся фигур? (Это ломаные линии.)
–Любая ломаная линия состоит из отрезков. Как называется первая ломанная линия? Незамкнутая ломанная линия, Как называется вторая ломанная линия? - замкнутая ломанная линия.
Как узнать длину ломанной? Измерьте длину незамкнутой (первой) линии и перечертите в тетрадь. Напишите, как нашли длину ломанной. (Один ученик у доски). Начертите и измерьте длину замкнутой линии.
Проверьте себя. Посмотрите на слайд. У кого всё правильно поставьте на любой карточке
- Задание. Найдите длину незамкнутой ломаной линии ….
- Давайте проверим как вы выполнили эту работу.
- Как найти длину незамкнутой ломаной линии? (Нужно воспользоваться эталоном нахождения незамкнутой линии. Измерить длину каждого звена. Сложить длины всех звеньев.) То есть, если речь идет о многоугольнике, то найти сумму длин сторон. Математика –точная наука, поэтому она дала этому четкое название: "периметр".
Периметр - это сумма длин всех сторон многоугольника.
Физкультминутка.
-Отгадайте загадки. Хлопайте в ладошки 1 раз, если отгадка является многоугольником. Если нет, то приседайте.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
— Ну, пожалуй, и довольно!
— Что ты видишь?
— … (Треугольник)
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность. (Круг)
Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
(Круг)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат)
6. Задачи урока. Самоопределения к деятельности.
-Итак, какие задачи мы поставим на уроке?
-В результате нашего исследования мы должны узнать, что такое периметр, научится находить периметр прямоугольника, а также узнаем, как новые знания могут пригодиться в жизни.
– Как будете находить периметр треугольника? (Измерим длину каждой стороны и найдём сумму длин всех сторон.)
7. Открытие нового знания.
-Давайте попробуем составить алгоритм нахождения периметра прямоугольника
(Ответы учеников)
Алгоритм нахождения периметра (Р)
1.Выясняю, что эта за фигура.
2.Вспоминаю правила нахождения Р.
3.Выполняю действия сложения.
( Сколько сторон у фигуры, столько и должно быть слагаемых в записи выражения )
4 . Не забываю указать, в каких единицах измерения вычислили Р ( см, дм, м, мм )
8. Первичное закрепление
– Найдите периметр треугольника АВС.
1ученик у доски с объяснением, остальные – в тетради.
(Р = 5 + 8 + 6 = 19 (см).)
– Молодцы! Этап повторения закончен. Какой необходимый материал вы повторили? (Как измерить длину отрезка, как найти периметр многоугольника)
9. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа с. 42 в учебнике.
Вариант 1 фигура 1
Вариант 2 фигура 3
10. Практическое применение знания о периметре в жизни.
- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни?
(Определить размеры скатерти для стола, размеры ковра для пола. Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить, поставить забор вокруг дачи и т. д.)
Длина классного кабинета 6 см, ширина 4 м. - Как узнать длину плинтуса?
(Найти периметр)
11. Подведение итога.
-Итак, наше исследование подошло к концу. Вспомним, что являлось объектом исследования. (Периметр прямоугольника)
-Как найти периметр прямоугольника?
12. Рефлексия.
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
- Кому было из вас трудно? Поднимите смайлик красного цвета
- Кто не встретил затруднений? Поднимите смайлик зеленого цвета
- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
Даже если у кого-то красные сигналы – это тоже хорошо. Значит, вы умеете правильно оценивать свою работу, знаете свои недочёты и обязательно их исправите.
13. Оценивание. Домашняя работа. с.52 №3, №6
Список источников
1. Моро М.И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 М34 /— б-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 96 с.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. - 5-е изд.- М.: ВАКО, 2019. - 480 с. - (В помощь школьному учителю).